Путь катехумена

04. Май 2013

Духовная жизнь, Путь катехумена. Автор: о. Иакинф Дестивель ОР

Путь катехумена

Тема 28. Служение – путь спасения

Служение – сердце христианской жизни. В Ветхом Завете многие тексты говорят о Мессии – слуге Божием, который будет служить и людям. И действительно, Иисус Христос представляет Свою миссию прежде всего как служение. Он Сам говорит: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк 10,45). Господь приглашает Своих учеников также стать служителями: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (Мк 9,35).

Христианский смысл служения

              Самый яркий фрагмент Евангелия, говорящий о служении – рассказ об омовении ног. Спаситель моет ноги Своим ученикам. Важно вспомнить, когда это произошло: Господь совершает это в праздник Пасхи. Евреи, празднуя Пасху, праздновали свое освобождение из египетского рабства. Самое удивительное и парадоксальное – то, что в праздник, который был для евреев символом свободы, Христос делается рабом. Умывать ноги гостям было делом рабов. Иудеи, даже будучи рабами, не должны были выполнять эту работу  ее выполняли только рабы-иноземцы. Христос, совершая этот символический жест, показывает, что свобода выражается в служении. Как пишет апостол Павел, Он «уничижил Себя Самого, приняв образ раба» (Флп 2,7). Этим Христос хочет показать своим ученикам, а значит и всем нам, что настоящая свобода ведет к служению. Христос совершил самый свободный жест в истории человечества: Он стал рабом. Он сделал это для того, чтобы мы стали свободными.

              Этот эпизод важен еще и потому, что в Евангелии от Иоанна он как бы заменяет рассказ об установлении Евхаристии. В отличие от других евангелистов, Иоанн рассказывает только об эпизоде омовения ног, который отсутствует в других Евангелиях. Для Христа умыть ноги и дать Себя в пищу – одно и то же. Как писал святой Игнатий Антиохийский перед своей мученической смертью: «Я пшеница Божия: пусть измелют меня зубы зверей, чтоб я сделался чистым хлебом Христовым» («К Римлянам» 4,1). Тот, кто полностью отдает себя служению ближним, становится действительно хлебом Христовым, евхаристической пищей для своих братьев. Апостол Павел увещевает: «Умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, [для] разумного служения вашего» (Рим 12,1). Вот почему евангелист Иоанн не рассказывает о Тайной Вечере, или, вернее, он рассказывает о ней по-другому, приглашая нас служить нашим братьям и становиться для них Евхаристией, хлебом Божиим.

Различные служения в Церкви

              Прежде чем оно становится действием, деятельностью, служение – это внутреннее расположение души, открытость нуждам других, готовность, как говорит апостол Павел, «носить бремена друг друга» (Гал 6,2).

              Для Христа служить, значит, прежде всего, помогать самым бедным. Он объясняет, что христиане, служа братьям, особенно слабым и нуждающимся, служат Ему самому: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф 25,40). Поэтому служение – путь спасения, доступный всем: служа друг другу, мы вступаем в общение со Христом, пребывающим в каждом из людей.

              Можно сказать, что Церковь – собрание служителей. Каждый христианин должен найти, к какому служению он призван и каковы нужды окружающих его людей. Для большинства христиан служение осуществляется в повседневной жизни, в исполнении профессиональных, семейных и общественных обязанностей.

              Некоторые призваны к особому служению. Одни из них принимают для этого таинство рукоположения: епископы и священники, призванные к служению Слова, алтаря и к пастырству. Дьяконы призваны к служению беднейшим и к служению Слова. Но не все служения в Церкви требуют рукоположения, для некоторых достаточно поручения епископа, например, для катехизаторов и преподавателей. Есть третья категория христиан, которые ведут жизнь в монастырском затворе, посвятив себя молитвенному служению.

              Как свидетельствует притча о талантах, чтобы служить, нужно признавать таланты, которые Бог нам дал, и отдавать их людям. Истинное смирение не в том, чтобы отрицать свои дарования, но в том, чтобы они принесли «прибыль» в служении людям.

              Образцом служения для нас является Дева Мария, называющая себя смиренной рабой Господней (Лк 1,48). Ева была создана как помощница Адаму, но непослушанием нарушила замысел Божий новая Ева своим послушанием способствует его исполнению.

Иакинф Дестивель ОР


Библейские тексты для обсуждения:

Иак 2,14-20
              Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?

2 Кор 9,6-14
              При сем (скажу): кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век. Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу. Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу; ибо, видя опыт сего служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову и за искреннее общение с ними и со всеми, молясь за вас, по расположению к вам, за преизбыточествующую в вас благодать Божию.


Молитва: Сир 4,1-11

Сын мой! не отказывай в пропитании нищему
и не утомляй ожиданием очей нуждающихся;
              не опечаль души алчущей
              и не огорчай человека в его скудости;
не смущай сердца уже огорченного
и не откладывай подавать нуждающемуся;
              не отказывай угнетенному, умоляющему о помощи,
              и не отвращай лица твоего от нищего;
не отвращай очей от просящего
и не давай человеку повода проклинать тебя;
              ибо, когда он в горести души своей будет проклинать тебя,
              Сотворивший его услышит моление его.
В собрании старайся быть приятным
и пред высшим наклоняй твою голову;
              приклоняй ухо твое к нищему
              и отвечай ему ласково, с кротостью;
спасай обижаемого от руки обижающего
и не будь малодушен, когда судишь;
сиротам будь как отец
и матери их — вместо мужа:
              и будешь как сын Вышнего,
              и Он возлюбит тебя более, нежели мать твоя.


Библейский текст для самостоятельного размышления:

Мф 25,31-40
              Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.


Вопрос для размышления: В чем Вы видите свое служение?


Традиция Церкви о служении

Святая Тереза Калькуттская. Нет больше той любви… О труде и служении.
              Что бы ты ни делал, даже если ты просто помогаешь кому-то перейти через улицу, ты делаешь это Иисусу. Давая стакан воды, ты даешь его Иисусу. Это совсем маленький совет, но бесконечно важный и все более и более освещающий жизнь.
              Мы не должны бояться любви Христа, бояться любить так, как Он любил. Любой труд – даже если он смиренен и незаметен – нужно делать с действенной любовью ко Христу.
              И как бы ни был твой труд прекрасен, не будь привязан к нему, будь всегда готов отказаться от него. То, что ты делаешь, – не твое. Таланты, которыми Бог наделил тебя, тебе не принадлежат; они даны тебе, чтобы ты воспользовался ими во славу Божию. Будь великодушен и используй все, что в тебе есть, чтобы угодить Господину. Чему нам следует учиться? Быть кроткими и смиренными: если мы такими станем, мы научимся молиться; научившись молиться, мы будем принадлежать Иисусу; принадлежа Ему, мы научимся верить; научившись верить, научимся любить; а любя, научимся служить.