Декрет о некоторых литургических практиках

09. Январь 2011

De urbe et orbe, Документы. Автор: Архиепископ Павел Пецци

Декрет о некоторых литургических практиках

Руководствуясь:


предписанной кан. 392 ККП обязанностью Епископа способствовать соблюдению общей дисциплины всей Церкви и исполнению церковных законов, а также устранять нарушения;
предписанной в кан. 838 §4 ККП задачей устанавливать общеобязательные нормы в литургических вопросах;
установленной пп. 19-22 Инструкции Redemptionis Sacramentum обязанностью хранить и оберегать литургическую жизнь во вверенной ему епархии,
на основании решений Конференции Католических Епископов России,
выслушав мнение Пресвитерского Совета,
с целью устранить возникшие отклонения, в одних случаях, и предоставить возможные освобождения от общих норм, в других случаях,

настоящим Декретом устанавливаю для всех публичных Месс в Архиепархии Божией Матери в Москве следующие нормы, касающиеся процессий к причащению, способа принятия причастия, использования частных литургических календарей.


1. Участие в процессии к Причащению и благословение

По древней литургической традиции Церкви, верные подходят к Причастию в процессии, само участие в которой предполагает осознание верным своей способности приобщиться к Господу Христу в Святом Причащении. По этой причине вызывает недоумение и не подтверждается практикой Церкви и существующими литургическими нормами, широко распространившаяся в последнее время практика участия в процессии лиц, которые, непосредственно приближаясь к Святой Чаше, разными способами дают понять, что не считают для себя возможным принять Причастие и просят о простом благословении.

Помимо практического неудобства, заставляющего часто священника опускать обратно в киворий уже взятую им для преподания Причащения Святую Облатку, многократно усиливающегося в случае Причащения под двумя Видами, существует ряд богословско-литургических аспектов, не позволяющих одобрить подобную практику.

1. Прежде всего, как было отмечено выше, само подхождение к алтарю уже является участием в процессии к Причащению, из которой, очевидным образом, должны быть исключены все, кто не может участвовать в Евхаристической литургии – т.е. не принявшие таинства крещения. Тот факт, что не используется формула отпуска катехуменов по завершении Литургии Слова, не отменяет того, что именно в день крещения они впервые участвуют в Евхаристической литургии. Поэтому для некрещеных недопустимо активное участие, например, в процессии с дарами, чтении воззваний молитвы верных и процессии к Причащению.
2. Для верных, осознающих, что находятся в состоянии смертного греха и потому не могущих приступить к Причащению, по многократно повторяемому Учительству Церкви именно сама недопустимость приближения к Причащению является призывом к обращению и покаянию. Они не исключены из общего благословения в конце Мессы, но особым образом предназначенное для них личное благословение – это благословение в таинстве Покаяния, которым сопровождается отпущение грехов и возвращение освящающей благодати. В противном случае это заменяющее Причастие благословение может восприниматься, как самими просящими о нем, так и окружающими, как благословение на продолжение того состояния, которое и препятствует их причащению.

3. В пастырской практике подготовки детей к первому Причастию возник жест особого благословения детей, которые составляют особую категорию, отличную от предыдущих двух случаев. Будучи крещенными, они могут уже участвовать в Евхаристической литургии, но в то же время, будучи недостаточно разумными – не могут еще осознавать смысл Причащения или находиться в состоянии сознательно совершенного греха, по этой причине не допущены еще до Причащения и исповеди. Жест благословения может вполне сохраняться, как для детей, специально подходящих под благословение после Причащения тех, кто уже допущен к исповеди и Причастию, так и для детей, которых родители, направляясь сами к Причастию, по малолетству несут или ведут с собой, не оставляя одних в храме.

Во всех остальных случаях от этой практики надлежит отказаться, объяснив верующим литургическое значение процессии к Причащению и невозможность участия в ней тех, кто не допущен к Причастию.

2. Способы принятия Святого Причастия

1. Основным способом принятия Причастия во всей Католической Церкви является причащение в уста. Наличие у национальных Конференций Епископов права разрешать на своей территории также и причащение в руки не означает автоматического возникновения такого разрешения у национально-культурных общин вне территории конференций. Конференция Католических Епископов России, исходя из специфической ситуации многих католиков-мигрантов, которые лишь временно находятся на территории России, сочла возможным, чтобы диоцезальный Епископ мог дать разрешение на причащение в руки для тех национально-культурных общин (приходов), которые объединяют выходцев из стран, национальные епископские конференции которых дали такое разрешение. Разрешение на причащение в руки дается Архиепископом письменно и постоянно для определенной общины, на основании письменной просьбы ее настоятеля, обоснованной ссылкой на решения соответствующей конференции епископов. При этом разрешение на причащение в руки, данное конкретной общине, не может запрещать никому из верующих продолжать принимать причащение в уста на богослужениях этой общины, равно как не создает права на причащение в руки на богослужениях других общин и приходов.

2. Указанное уже участие в процессии к Причащению, являющееся обычным способом выражения верными своего желания причаститься во время Святой Мессы, может завершаться как причащением по одному, когда каждый по очереди подходит к стоящему неподвижно священнику, так и расположением причастников в линию, при котором священник сам подходит к каждому причастнику. Оба способа являются равно приемлемыми и во многом зависят от уже сложившейся привычки в каждом храме и общине. Важно отметить, что при любом способе не может быть запрещено принятие Причастия на коленях, поскольку такой способ обладает долгой и почитаемой традицией в латинском обряде.

3. Частные литургические календари

1. Литургический календарь Католической Церкви в России является обязательным для всех общин и приходов Архиепархии, за исключением монашеских общин, которые в богослужениях без участия народа могут следовать собственному календарю во всем, кроме Торжеств. Согласно пп. 353, 354 Общего Наставления к Римскому Миссалу, следование календарю местной Церкви обязательно во все торжества, воскресенья, будние дни Адвента, Рождества, Великого Поста и Пасхи, праздники, обязательные памяти, - независимо от языка перевода литургических книг, который используется в том или ином богослужении и используемого в этом переводе календаря.

2. Персональные общины и приходы, состоящие, в основном из мигрантов, при желании согласовать даты литургических торжеств, праздников и обязательных памятей с датами, указанными в соответствующих национальных календарях, отличающихся от дат Литургического Календаря Католической Церкви в России могут каждый раз просить разрешения у Архиепископа. Без разрешения может повышаться ранг празднования, предусмотренного в Литургическом календаре Католической Церкви в России, а также совершаться празднования, приходящиеся на свободные от празднований, указанных в п. 1, дни рядового времени.

3. Территориальные приходы руководствуются общими правилами выбора Месс, изложенными в пп. 352-355, 363 Общего Наставления к Римскому Миссалу.

Настоящий Декрет подлежит публикации на сайте Архиепархии и вступает в силу: в части, касающейся  предоставления разрешений, на следующий день после публикации, в части устранения отклонений от существующих норм – с Пепельной среды, 9 марта 2011 г.

Архиепископ Павел Пецци
Ординарий

священник Михаил Пеетерс
Вице-Канцлер Курии

г. Москва, 9 января 2011 г., Крещение Господне
№ 8 / 11