Паломничество

Этой статьей мы начинаем цикл рассказов о местах, которые тем или иным образом дороги христианам всего мира. Куда из поколения в поколение стремятся люди со своими просьбами и благодарностями, надеждами и отчаянием, обращаясь к Богу. Израиль, Франция, Португалия, Италия, Мальта, Греция, Турция… и мн. другие. 
В первой статье цикла поразмышляем о сути паломничества.


С глубокой древности у христиан существует обычай совершать паломничества – путешествия к местам, отмеченным особым благодатным присутствием Бога. Пилигримы («странники») отправлялись в путь, чтобы почтить святое место, чудотворную икону, чтобы вознести Богу свои горячие молитвы. Мотивы для совершения паломничества разнообразны: просьба о прощении грехов; выражение просьбы о здоровье и благополучии; благодарение за рождение ребенка, выздоровление и т.д.


Идея паломничества существовала уже во времена Ветхого Завета: на праздник Пасхи благочестивые иудеи устремлялись в Иерусалим, чтобы молиться в Иерусалимском храме. Для христиан Святая Земля также с первых веков является местом притяжения. Первые известные паломники стремились пройти по следам Иисуса. Благодаря Эгерии, совершившей в 4 веке паломничество в Святую Землю и оставившей подробное описание своего путешествия, мы имеем представление о жизни христианских общин в то время. Прошли века, но христиане со всего мира и ныне устремляются в Иерусалим, чтобы в дни Страстной недели молиться там, где страдал, умер и воскрес Сын Божий.


Следует помнить, что паломничество не имеет ничего общего с туризмом. Это не просто посещение красивых «исторических» мест, на память о котором остаются фотографии и сувениры. Паломничество – это странствие, духовное странствие. Молитва, ставшая действием. С какой бы целью не было оно предпринято, оно несет в себе отречение, смирение. Казалось бы, о каком отречении может идти речь сегодня, в век, когда можно с комфортом доехать, долететь до любого места? Но и в начале 21 века верующие готовы испытать на себе тяготы многодневных пеших паломничеств, принимая на себя малые ежедневные отречения долгой дороги, мозолей, простой еды, потной одежды, неудобного ночлега, тяжелого рюкзака, да и просто разных – может, и не слишком приятных порой, - людей рядом с собой. Все это имеет смысл, духовный смысл, если человек, пилигрим, отдает это Богу с молитвой. Если молитвенное делание соединяется с физическим действием, как соединяются в человеке душа и тело. Если странствие паломничества само становится долгой молитвой.


Впрочем, паломничество не обязательно должно быть пешим, и оно не теряет своей ценности, если пилигрим отправляется в Иерусалим, Сантьяго-де-Компостела, Фатиму, Лурд самолетом, поездом, автобусом. Ценность этого устремления к Божией благодати не в количестве натертых мозолей, а во внутренней интенции совершающего паломничество. В его искреннем покаянии – и стремлении «возместить» совершенный грех ; почитании образа; желании прикоснуться к святыне – в вере. В вере в то, что Бог слышит взывающих к Нему.


История Церкви, история отношений Бога с народом Божиим, подарила верующим множество мест, отмеченных особенным, явным присутствием Бога. Это, прежде всего, места, связанные с жизненным служением Господа Иисуса – Назарет, Вифлеем, Иерусалим; Ватикан, куда паломники устремляются, чтобы получить благословение Папы Римского и помолиться у надгробия на могиле св. Петра; церкви, в которых находятся мощи почитаемых святых; места явлений Богородицы (самые известные – это Лурд, Фатима, Гваделупа); иконы, известные как чудотворные. Верующие всего мира устремляются в эти центры притяжения, в надежде почерпнуть из источника благодати.


Верующий становится паломником в момент принятия решения о паломничестве к святому месту. Церковь призывает нас окружить этот момент, когда формируются ожидания и цели пилигримов, молитвой. Еще до начала собственно паломничества должно начаться приготовление к встрече со святым местом. Паломник должен учиться, как посредством видимых знаков (явлений, чудес) открывать главное – действие в человеке Бога живого, выходящего навстречу ему, чтобы путешествие не замыкалось на любовании красивыми иконами и архитектурой. Эта подготовка будет развиваться и дальше – во все время паломничества. Сама дорога подчеркивает приближение человека к Богу.


Время паломничества наполняется молитвами, размышлениями, катехитическими беседами и другими практиками. Посещение церквей, часовен, которые встречаются пилигримам по дороге, также подчеркивает, что паломничество является своего рода духовными упражнениями. Идеальным является ежедневное участие в Мессе. И, конечно, исповедь.


Н. Бакина (вступление  Н. Огарков)



Источник: yarcatholic.ru