Радуга и Крест

Радуга и Крест
Проповедь о. Матеуша Липницкого, ОР на 1 воскресенье Великого поста 2015 г.


Сегодня мы празднуем первое воскресенье Великого поста. Пост начался уже в среду, когда  через видимый знак посыпания головы пеплом мы настроили наши сердца на путь покаяния и обращения.


Сегодняшние литургические чтения говорят нам о двух противоположных реальностях.


В первом чтении мы встречаем Ноя – сразу после того, как ушли воды потопа. Ной как будто только что вышел на сушу. Он провел много дней в ковчеге и долго ждал того момента, когда для него начнется нормальная жизнь. Вместе с семьей он соскучился по деревьям, траве, цветам, скажем кратко, – по красоте земли. Земля была в этот момент, наверное, очень красивой, полной жизни и омытой от всякой грязи. Вспомните, как выгладит всё вокруг нас летом, когда зелень, уже немного увядшая и покрытая пылью, омывается дождем и становится чистой, свежей и насыщенной. Ной, может быть, и восхищается  природой, окружающей его, однако помнит о тех, кто по причине своего беззакония и ожесточения сердца погиб в водах потопа. Помнит своих друзей, знакомых, к которым послал его Бог с пророчеством, но они не послушали его. Может быть, Ной думает о том, что наказание было слишком суровым и возможность повторения потопа пугает его сердце. Бог дает Ною и его семье обещание, что уже никогда не будет потопа на земле. Знамением этого завета является радуга как символ соединения неба и земли.


В сегодняшнем Евангельском чтении также появляется вода, хотя об этом не говорится прямо. Но если откроем полный текст Евангелия от Марка, увидим, что Дух ведет Иисуса в пустыню сразу после того, как Он вышел из вод Иордана после крещения. В Иордане Иисус принял крещение от Иоанна и через освящение вод установил таинство крещения. Иисус дает в этом таинстве потоп для нашей души, который очищает нас от всякой грязи греха и дарит нам новую жизнь. В книге Бытия потоп очищает землю от греха, а мы получаем это очищение через святое крещение.


Ной выходит на сушу и пребывает на земле, полной жизни. Иисус же, выйдя из воды, направляется в пустыню, где этой жизни не хватает. Иисус идет в пустыню, чтобы принять на  Себя состояние человека после грехопадения. Там, где должна быть красота, жизнь, любовь и добро, Он находит пустоту, одиночество, жажду и голод. Иисус только что слышал голос с небес: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение», а в пустыне слышит только голос сатаны, который всеми своими искушениями хочет доказать Ему, что это неправда. Иисус в пустыне победил сатану, вернулся и проповедовал Благую Весть о любви Бога к людям. Тайна этой любви Бога к нам наиболее полно открылась через Его смерть на Кресте. И подобно тому, как радуга для Ноя была знамением завета, соединявшего небо и землю, так Крест Христов напоминает нам о новом завете. Это знамение означает, что Бог никого не желает погубить, но всех хочет привести к Себе через древо Креста.


Мы можем спросить: если Христос уже одержал победу, зачем же тогда нам поститься, выходить вслед за Ним в пустыню?


Во-первых, для того, чтобы увидеть то состояние, в котором я нахожусь. Посмотреть, какую в моем сердце грех сотворил пустыню вместо прекрасного сада, который должен быть там после крещения. Пост – это время благоприятное, чтобы открыть глаза и честно  посмотреть на себя.


Во-вторых, для того, чтобы соединиться со Христом, который идет в пустыню, чтобы вывести нас из нее и ввести в сад Своего Воскресения. Подумайте о тех своих близких, кто потерялся в этой жизни и не знает, как вернуться в дом Отца. Пусть через пост и покаяние станем мы для них указателями, направляющими на верный путь.


о. Матеуш Липницки ОП