Таинство елеопомазания. о. Мачей Русецкий ОР.

Таинство елеопомазания. о. Мачей Русецкий ОР.

На первой встрече прозвучал вопрос о том, что значит слово “спасение”. Мы говорили о том, что спасения нет вне Церкви. Христос приносит спасение человеку через Церковь.

И что же Он приносит? Одно из определений спасения - это исцеление. Господь исцеляет нас, то есть делает целыми. Мы разделены. Исцеление от болезней делает человека целостным, потому что болезнь - это физическое зло, которое противоречит первоначальному замыслу Бога. Болезнь и страдание - это последствия греха. Бог не хотел, чтобы человек страдал и болел.

Все мы когда-то болели, или сталкивались с тяжелой болезнью близкого человека. Болезнь и страдание, как говорит Катехизис, всегда были в числе самых трудных проблем и испытаний человеческой жизни. Болезнь может привести человека к мучительной тревоге, к замыканию в себе самом, а иногда к отчаянию и даже бунту против Бога. Наверно, вы встречали людей, которые заболев, или, тем более, когда заболел их близкий, говорили: “Если мы просим Бога, и если Он добр, если человек ничего плохого не сделал, почему он болеет? Почему он страдает так сильно?” И этот бунт против болезни оборачивается бунтом против Бога.

Но может быть и так, и история нас об этом учит, что болезнь может сделать человека более зрелым. Она может помочь различить, что в жизни существенное, а что нет. Когда мне случилось пролежать некоторое время в больнице, туда же положили другого мужчину. Как только он приехал, сразу достал сотовый телефон, и стал звонить. Говорил по телефону он постоянно - бизнес… Однако, спустя неделю он ощутил, что живет в другом мире. Он сам это сказал. “Это все ерунда, этот телефон, у меня же есть проблема. Жизненная проблема, на следующий день операция”. Он вдруг увидел, что мир, в котором он жил, это такая суета, что он забыл о том, что на самом деле самое главное. В болезни человек начинает думать и о смерти, которая рано или поздно придет к каждому человеку.

В Ветхом Завете люди часто думали, что болезнь - это наказание за грехи. Даже в Новом Завете, когда Христос исцеляет слепорожденного, фарисеи задают Иисусу вопрос: “Скажи нам, Учитель, кто согрешил - Он (если родился слепым) или, может быть, его родители?” Но, все равно, он должен страдать за чьи-то грехи. Христос говорит: “Ни он не согрешил, ни его родители. А слепым он родился для того, чтобы вы увидели великие дела Божии”. Страдание было дано этому человеку для того, чтобы мир увидел великие дела. И чаще всего, когда у нас возникает вопрос: “Почему я страдаю, почему он страдает, за что это выпало мне?” Надо поставить вопрос иначе. Не “за что?”, а “для чего?” Какой смысл в этом страдании? Потому что Христос принес смысл страданию и болезни.

Христос не только исцеляет. Если мы прочитаем Евангелие и посчитаем всех исцеленных Христом, их число будет ограниченным. В мире жило тысячи, если не миллионы, больных людей, а Он исцелил только некоторых. Так что, выполнил Он миссию спасения или не выполнил? Выполнил, потому что Он пришел для того, чтобы освободить человека не от физического зла, а от духовного. Он может позволить человеку страдать, если это ему во благо. Болезнь, страдание, каким бы страшным это ни казалось, может быть благом для него.

Когда мы читаем Евангелие, видим, что Христос исцелял словом, говорил, что человек здоров, или делал разные жесты - возлагал руку на человека, делал брение из слюны, прикасался к человеку, иногда человек прикасался к Нему, к Его одежде, и это приносило здоровье. Но Христос больным не только позволяет прикасаться к Себе, Он совершает больше того - их несчастья делает своими. Он берет болезни и страдания человека, все наши немощи, на свои плечи и несет их на Крест.

Страстями и смертью на Кресте Христос наделил страдание новым смыслом. Отныне оно может уподобить нас Ему и соединить нас с Его искупительными страстями. Значит, смысл страданий, если Христос оставляет их человеку, в том, что мы включаемся в страдание самого Христа. Болезнью и страданием мы вместе со Христом можем спасать мир. Поэтому, когда придет на кого из вас болезнь и страдание, старайтесь сделать именно так, чтобы ваше страдание помогло какому-то другому человеку, чтобы в этом найти смысл своего страдания.

И все-таки апостол Иаков говорит: “Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь. И если он соделал грехи, простятся ему”. Этот текст лежит в основе Таинства, о котором мы говорим. Если кто-то болен, зовите пресвитеров, пусть молятся. Если веруете, будете исцелены, получите силу Христа, чтобы сильно и мужественно переносить болезнь, и если вы соделали грехи, они вам простятся. Так делали апостолы и их преемники. Когда болели, звали пресвитеров (Восточная Церковь оставила это, это Таинство преподают вместе несколько пресвитеров, поэтому называется оно также Соборованием), чтобы они мазали елеем и молились.

Что происходит в этом Таинстве? Понять это может помочь сама формула. Я сейчас прочитаю, что произносит священник над больным человеком:

“Через это святое помазание по благостному милосердию своему да поможет тебе Господь благодатью Святого Духа и избавит тебя от грехов, да спасет тебя и милостиво облегчит твои страдания”.

Произнося эти слова, священник мажет больному елеем лоб и ладони. В Восточной Церкви и другие части тела.

Возможно ли, чтобы после такого Таинства человек был не исцелен? Возможно. Не исцелен физически. Но он всегда получает от Бога благодать и всегда встречается со Христом.

Я много людей помазал этим Таинством, не знаю, что с ними случилось потом, потому как многие были мне незнакомы, но случаи физического исцеления бывают. Иногда Бог так действует. И мы можем не бояться просить о физическом исцелении: Бог может исцелить, если такова Его воля. Но мы всегда должны быть открыты: “Да будет мне по Твоему слову. Если ты решишь, что для меня, или для кого-то другого, будет полезно мое страдание, я хочу его принять”. Это трудные слова, но такая открытость должна быть в нас, если мы хотим подражать Христу.

Кто может принять это Таинство? В латинской Церкви это помазание прошло большую эволюцию, и еще совсем недавно, до Второго Ватиканского собора, оно называлось Extrema Unctio - “последнее помазание”, и преподавалось исключительно умирающим людям. Этого Таинства нельзя было повторять. Это было Таинство, отведенное последнему моменту жизни. И что получилось? Результат остается до сего дня. Совсем недавно Церковь разрешила повторять это Таинство, и указала на его иной смысл, который всегда и присутствовал, но просто акцент был смещен на последний момент жизни, и поэтому люди боялись этого Таинства.

Когда я служил в другом приходе, на его территории была большая больница, я много раз туда ходил, исповедовал больных, преподавал им это Таинство. В палате лежало четыре человека, я причащал троих, а один все время говорил: “Нет, я не хочу”. Его семья все время приходила и просила: “Отец, исповедуйте его, помажьте его, дайте ему это Таинство, потому что он уже близок к смерти”. Но каждый раз, когда я появлялся, он говорил: “Я не хочу”. Как потом выяснилось, он отказывался не от Христа, а просто для него было очевидно, что это момент смерти. И он говорил: “Я не хочу умирать”. Священник, который нес Святые Дары и святой елей, был для него словно ангел смерти. И он боялся: “Я еще не хочу умирать, поэтому подождем, не буду пока принимать это Таинство”.

Елеопомазние больных - не только Таинство умирающих. Поэтому время для его принятия несомненно приходит уже тогда, когда верующий начинает находиться в смертельной опасности по болезни или старости. Если больной, принявший Елеопомазание, выздоровел, он может, в случае новой тяжелой болезни, снова принять это Таинство. В продолжение одной и той же болезни Таинство может быть повторено, если болезнь усилилась. Уместно принять Таинство Елеопомазания накануне серьезной операции. То же и в отношении пожилых людей, когда они заметно слабеют.

Это дар Бога. Бог хочет укреплять человека, и даже если это не касается нас лично, я бы хотел вас просить о том, чтобы Вы всегда думали о своих близких, чтобы не было звонка в церковь: “Помогите что-нибудь сделать, потому что мой дедушка умер”. Только после смерти близкого человека люди начинают думать о том, чтобы что-то предпринять. Это в каком-то смысле уже поздно, и Таинство Елеопомазания нельзя преподавать, если человек уже умер. Если есть сомнения, жив человек или нет, я могу ему преподать таинство с условием: “Если ты живешь, через это помазание да исцелит тебя Господь, и да простит тебе грехи”.

Человек нуждается во встрече Христа особенно перед смертью, а не после смерти. Те вопросы, которые мы задаем: “А что положить в гроб моему дедушке?”, несущественны. Для традиции они могут что-то обозначать, не хочу говорить, что надо все выбросить, но ничем это ему не поможет. Положу я ему иконку на лоб или дам четки в руки, с левой стороны, с правой - это суеверие. Помочь ему может то, что он перед смертью раскается в своих грехах.

В том монастыре, о котором я уже говорил, было ночное дежурство, как у врачей. Нас было 12 священников, и всегда кто-то дежурил, чтобы и ночью люди могли прийти. Однажды в три часа ночи пришла девушка и сказала, что ее дедушка умирает. Они жили в пятнадцати минутах ходьбы от монастыря. По пути она сказала: “Отец, я Вам так честно скажу, что дедушка уже давно в Церковь не ходит, он не исповедовался, вообще был далек от Церкви, так что я не знаю, просил он священника или нет, а сейчас он уже почти без сознания, но мы бы хотели, чтобы вы подошли”. Когда я вошел к ним в дом, семья собралась вокруг него, а дедушка был в агонии, он уже умирал. Исповедовать невозможно, потому что никакого диалога нет. Я вижу, что он умирает, сразу начал читать формулу Елеопомазания: “Через это святое помазание по благостному милосердию Своему да поможет тебе Господь благодатью Святого Духа и избавит тебя от грехов…” и дедушка умер в этот момент. Он ждал, он мучился все время, чтобы наконец услышать эти слова: “…И избавит тебя от грехов”. Человек нуждается в том, чтобы услышать эти слова. Поэтому мы должны нашим близким помочь, не насильно, но учитывая то, что, может быть, в последний момент жизни он все-таки просит о прощении Бога. Это Таинство дает особую благодать.

Я прочитаю, каковы последствия этого Таинства:

1. Единение больного со страстями Христа во благо самого больного и всей Церкви. 2. Укрепление, мир и мужество, чтобы по-христиански переносить страдание, болезнь или старость. 3. Отпущение грехов, если больной не смог получить его в Таинстве Покаяния. 4. Восстановление здоровья, если это полезно для духовного спасения. 5. Приготовление к переходу в вечную жизнь.

“Отпущение грехов, если больной не смог получить его в Таинстве Покаяния”. Я расскажу вам о таких коварных людях, молодежи, которые таким образом пытались получить отпущение грехов. Это было на встрече неформальной молодежи. Священник, который занимался ними, посчитал, что зависимость от наркотиков - это болезнь. “Вы все - больные, и я преподам вам Таинство Елеопомазания”. Хорошая идея. И вдруг многие решили (у них была не совсем совершенная жизнь, много грехов), и услышав о том, что Бог прощает им грехи, они решили, что все в порядке, могут идти причащаться. Нет, здесь написано четко: “Если больной не смог получить его в Таинстве Покаяния”. И когда человек выздоровеет, при первой же возможности должен пойти на исповедь и в нормальном Таинстве Примирения услышать слова прощения и получить епитимью. Спасительную епитимью.

Таинство Больных должно выглядеть так: сначала исповедь, потом принимаю Таинство Больных, и после этого принимаю Тело и Кровь Христа. Бывают такие мессы, в которых преподают Таинство больных, и это совершенный вид Таинства - исповедоваться до Евхаристии, после проповеди принять это Таинство и причаститься Святых Тайн. Если это невозможно сделать в храме, и священника приглашают к больному, то хорошо, чтобы на столе лежала белая скатерть, горели свечи, стоял крест, и сначала надо предоставить больному и священнику возможность наедине совершить Таинство Покаяния. А после этого уже пригласить всех, чтобы Таинство Больных было в присутствии всех, и чтобы молитва близких укрепляла больного, а потом причастить его.

Я сказал, что Таинство Елеопомазания - не Extrema Unctio, последнее помазание, но есть в Церкви Таинство, которое преподается на исход души. Это Таинство называется “виатик” (от латинского “напутствие”). Это Евхаристия. Если мы просим о последнем Таинстве для себя или для другого человека, то просим о Хлебе Жизни, чтобы в последний момент земной жизни принять Христа. Он сам говорил: “Кто вкушает Меня, кто принимает этот Хлеб, будет иметь жизнь вечную”. И когда в последний момент своей жизни я принимаю Тело Христа, оно во мне еще есть, и я надеюсь, что я через пять минут встречусь с Ним, и это меня уже соединяет со Христом. Это прекрасное Таинство, и это прекрасно выглядит, когда умирающий человек, который даже не может принимать пищу, причащается Тела Христа. Священник берет маленький кусочек Евхаристического Хлеба, кладет в ложечку с водой, и дает больному. Видно, как умирающие хотят принять это Таинство, чтобы получить напутствие - пищу на путь к вечной жизни.

***

Это Таинство раньше нельзя было повторять, потому что возникает опасность, что человек может просить об этом Таинстве при любой простуде. У меня насморк, иду к священнику: “Мажь меня, потому что я болен”. Церковь могла бы преподавать это Таинство, но это не только технический вопрос, что священникам было бы сложно. Если я уже принял это Таинство один раз во время серьезной болезни, и вдруг получается, что я не до конца выздоровел, и прошу о нем еще раз, это неверие в действие Христа.

Я верю, что Таинство действует, что действует Христос. Если я еще не исцелен, может, Он мне все-таки оставил эту болезнь, чтобы я с Ним страдал. Один раз в случае конкретной болезни. Если у меня, скажем, туберкулез, прошу об этом Таинстве. И не исцелен - через неделю иду еще раз, потому что не поправился, - это неправильно. “Нет, ты уже получил”. В ситуации, если бы этот туберкулез очень усилился, можно принять Таинство снова. “Мне сложнее, мне трудно, я прошу, Тебя, Боже, еще раз. Катехизис об этом говорит. Но только чтобы это частое повторение не привело к тому, что я потеряю веру в то, что Христос действовал тогда, когда я принял Таинство первый раз.

о. Мачей Русецкий ОР
встреча “Размышления об основах веры”
Расшифровка и обработка текста: Юлия Иванов

Комментировать

Для этой записи комментирование недоступно.