Святой Николай Флюэский и святой Серапион, епископ Тмуитский

Святой Николай Флюэский

Св. Николай родился в 1417 г. в швейцарском кантоне Унтервальден. Сын богатых крестьян, он завоевал славу воина во время конфликта с восставшим против Конфедерации кантоном Цюрих.

В тридцать лет св. Николай женился на Доротее Висс, дочери фермера. Они вели хозяйство во Флюли, на склонах Альп, над Захзельном, что на озере Зарнен.

До 37 лет Николай продолжал и свою военную карьеру, достигнув чина капитана. Как рассказывали, он сражался с мечом в одной руке и чётками в другой. Окончив службу, св. Николай, несмотря на слабое знание грамоты, стал советником и судьей округа в 1459 г. и блестяще справлялся с делом.  Известно то, как он успешно разрешил сложный спор об имуществе между местным приходом и Энгельбергским монастырем. Прослужив девять лет судьей, св. Николай отказался от предложения стать ландамманом (губернатором) своего кантона.

Этот успешный, деятельный человек, благополучный семьянин и рачительный хозяин имел и совершенно другой опыт жизни. Еще в детстве его посещали видения. Сам св. Николай был убежден, что сохранил воспоминание о первом своем чудесном видении, посетившем его еще в материнском чреве. Как совместить мистический опыт с повседневным существованием – этого св. Николай долго не знал.

Однажды св. Николаю было видение лилии, пожираемой лошадью. Святой увидел в этом образ того, как житейские хлопоты снедают душу, и решил полностью посвятить себя созерцательной жизни. В 1467 г., дождавшись двадцатилетия старшего сына (младшему не было еще года, всего детей было десятеро), св. Николай уговорил домашних отпустить его. Это решение требовало силы духа от обеих сторон. Легенда сохранила грустную шутку супруги: «Что же, тебя и раньше подолгу не бывало дома».
Святой сперва думал странничать, но, дойдя до Базеля, имел новое видение, которое побудило его вернуться. В итоге он удалился в ущелье Ранфт, всего в часе ходьбы от своего прежнего жилья; он решил быть рядом с близкими на случай, если понадобится житейская помощь, и, кроме того, предвидел, что ему не суждено одинокое пустынножительство. Его посещали знакомцы и путники, и окружающий мир вовсе не оставлял молитвенника равнодушным: когда в соседнем Зарнене вспыхнул сильный пожар, св. Николай взмолился о зарненцах, и огонь чудесным образом отступил.

Не желая терпеть, что их именитый соотечественник живет в убогой хижине, местные власти построили для св. Николая маленький домик, а рядом с ним, с епископского благословения — часовню, чтобы священник мог служить там мессу: ведь святой дал обет не покидать места своего отшельничества. Позже месса в ранфтской часовне стала ежедневной, и святой смог приобщаться каждый день. Последние девятнадцать лет своей жизни св. Николай не принимал никакой пищи, довольствуясь Евхаристией, и пил только воду из ручья.

Видения, по-прежнему посещавшие его, были полны удивительных образов, в значительной мере доступных рациональному восприятию. Наиболее знаменито так называемое мистическое колесо – лик Господа нашего Иисуса Христа среди шести клинков, попеременно обращенных наружу и внутрь (к глазам и устам) «наподобие соломоновой печати»; этот поразительно красноречивый образ Божественной мощи и вместе с тем беззащитности Христа был связан в видении с определенными событиями священной истории и, по-видимому, явился ответом на размышления св. Николая о Писании.
Разумеется, некоторые позднейшие исследователи увидели в этом образе отражение простонародных суеверий и даже ересей. Современники, по счастью, отнеслись с большим доверием и пониманием к духовному опыту св. Николая. Наиболее знаменитый (хотя и не вполне согласный с описанием св. Николая) образ «страшного лика Божия» с клинками сохраняется в Захзельнской церкви.

Слава о мудрости и благочестии отшельника так росла, что люди притекали к нему за советом не только из всех углов Швейцарии, но и из множества мест за ее пределами. Отшельник стал известен как «Брат Клаус». В 1470 г. Папа Павел II пожаловал первую индульгенцию посетителям скита в Ранфте, и скит стал местом регулярного посещения паломниками – как теми, что шли именно к св. Николаю, так и теми, кто направлялся через Ранфтское ущелье в Компостелу, ко гробу св. Иакова. Св. Николай оказался, говоря языком наших дней, включен в программу «Иаковлева пути» — компостельского паломничества.

Святой посятил себя молитве, но так и не смог уйти от мира, настойчиво вторгавшегося в скит. Многие шли к нему за советом. Именно авторитет и мудрость  св. Николая предотвратили в 1481 г. столкновение между кантонами. К этому времени стали критическими противоречия между сельской частью Швейцарии и ее городами; риск войны был велик, а раскол Конфедерации казался неизбежным. Представители кантонов встретились на ассамблее в Стансе, но им ни о чем не удавалось договориться; споры только ухудшали положение. Внезапно появился местный священник, о. Генрих ам Грунд, с письмом от «Брата Клауса». Что было в письме, неизвестно; но после его прочтения споры закончились, конфликт погас, а Конфедерация была спасена, более того — расширила свои пределы.

Кантональные власти прислали св. Николаю заверения своей благодарности; письма из Берна и Золотурна сохранились. Всё это сделало св. Николая национальным швейцарским героем, «отцом отечества», так что впоследствии его память одинаково пользовалась уважением и католиков, и протестантов.

Святой почил 21 марта 1487 г. в присутствии жены и детей.

Николай из Флюэ был признан блаженным в 1669 г. Мощи «Брата Клауса» были торжественно перенесены в захзельнскую церковь. Канонизация св. Николая была провозглашена в 1947 г. Папой Пием XII.

В Швейцарии и Германии память св. Николая празднуется 25 сентября. Святой считается покровителем Швейцарии и папских гвардейцев.

В новом Катехизисе Католической Церкви, в разделе, посвященном плодам веры, мы найдём краткую молитву св. Николая Флюэского: «Господи Боже мой, возьми у меня всё, что удаляет меня от Тебя. — Господи Боже мой, дай мне всё, что приближает меня к Тебе. — Господи Боже мой, отторгни меня от меня же самого, чтобы всецело отдаться Тебе».

 

 

 

Святой Серапион, епископ Тмуитский

Св. Серапион (Сарапион), епископ Тмуитский, исповедник, был прозван Схоластом (Ученым) за свои знания и дарования и за множество написанных им трудов. Сын александрийских христиан, он получил достойное образование и был замечен папой-архиепископом Александрийским, св. Афанасием Великим (298—373). Некоторое время св. Серапион руководил катехетическим училищем в Александрии, затем удалился в пустыню и монашествовал, поскольку «возжелал более всего посвятить себя науке святой жизни, которой всегда посвящал все свои труды, ученые занятия и самого себя».  Из жития св. Антония Великого мы знаем, что св. Серапион посещал этого великого монаха, вел с ним беседы и получил после кончины св. Антония одну из его власяниц, завещанную с благословением.

Однако св. Афанасий призвал св. Серапиона из пустыни на защиту истинной веры от ересей — арианской, манихейской и прочих, а также от мелитианского раскола. Около 339 г. недавний отшельник был рукоположен во епископы Тмуита (Тмуиса). Это был важный город в Египте, в дельте Нила, центр провинции; ныне  он лежит в руинах близ Тимай-эль-Амдида. Имя города на египетском языке означало козла, объекта местного языческого культа, как сообщает бл. Иероним.
Позднее святитель написал строки, выдающие его ностальгию по пустынножительству: «Блаженны вы, монашествующие, перед Богом, потому что, имея общую со всеми людьми природу, обладаете особым намерением, помышляя о великом. Вы окрылили свой ум, воспаряя к одному только горнему, чтобы, со всем старанием изучив там Божественные науки и познав пользу их, стать вам подобными Ангелам, славу которых вы принимаете и блаженство которых вас ожидает».

Труд св. Серапиона против манихейства — один из написанных в Тмуите — красноречиво опровергает веру в противостояние светлого духовного начала темной, враждебной материи. Святой напоминает, что тела могут служить добру, а души исполняться порока, и призывает искать блага и избегать скверны во всем.

Св. Серапион вместе со св. Афанасием принял участие в Сардикийском соборе, на котором им довелось защищать Никейский символ веры против ариан. В 350-х годах пять африканских епископов, включая св. Серапиона, по благословению св. Афанасия ездили к императору-арианину Констанцию II, чтобы защитить Церковь от его нападок.

В 359 г. арианин Георгий, ранее отнявший при поощрении императора александрийскую кафедру у св. Афанасия, удалил в ссылку и св. Серапиона. Тмуитский святитель продолжал писать и в изгнании; его письмо другому епископу, Евдоксию, описывает твердость Церкви перед лицом гонений. Скончался св. Серапион, скорее всего, после 362 г., успев вернуться на свою кафедру и увидеть «отступление» арианства, которое произошло благодаря воцарению Юлиана Отступника (при всей нелюбви к Церкви император-язычник по крайней мере не поддерживал ариан). По себе св. Серапион оставил славу исповедника и множество экзегетических, полемических, богослужебных и иных книг и посланий, из которых лишь некоторые сохранились до наших дней.

Оставьте комментарий