Тайна Непорочного Зачатия, или «бесчеловечность католиков»

08. Декабрь 2016

Культура, Статьи. Автор: Анастасия Паламарчук

Тайна Непорочного Зачатия, или «бесчеловечность католиков»
В чем только не упрекают нас, грешных латинян, православные братья. И римскому Папе мы поклоняемся, и прозелитизмом занимаемся, и святые наши – все сплошь чувственные мистики, и литургическая культура у нас под гитару.


Да, и вот еще что: с Девой Марией мы как обошлись! Провозгласили догмат о Ее непорочном зачатии, тем самым сделав из нее некоего ангела бесплотного, ничего с родом людским не имеющего, а лишь в эмпиреях обитающего. «Бесчеловечность», одним словом.


Откровенно говоря, догмат о непорочном зачатии по этой же самой причине смущает и некоторых католиков. Действительно, сначала на каждой второй проповеди говорится, как близка нам Мария, и кто, если не Она, должна быть близка и понятна, а с этим догматом получается наоборот.  Она чистая, непорочная от самого Своего зачатия, а мы – отравлены первородным грехом, стенаем и мучаемся, не следуя туда, куда зовет нас Бог… Куда ей понять нас.  Без греха – значит, без всякого жизненного опыта.  Больше богиня, чем человек, больше икона, чем живая личность.


Но нам если действительно приходится принимать догмат о непорочном зачатии, то приходится признать, что у Бога были основания поступить со Своей Матерью так, как Он поступил. Подробно об этих причинах написал смелый шотландский (а, возможно, ирландский) францсканец Дунс Скот, смелый хотя бы потому, что решился спорить с мнением самого Фомы из Аквино. Я осмелюсь коснуться лишь одной стороны сегодняшнего догмата.


Помните, за две недели до потопа…. Нет, лучше так: помните, в Раю… Не помните? Правда не помните? Как обидно. Не помните, как Адам разговаривал с Богом, как они с Евой гонялись за сороконожкой, чтобы назвать ее сороконожкой,  а не мокрицей? Не помните вкус истинного счастья, запах подлинной радости, свет непрокисшей любви? Мы не помним и не можем вообразить себе то, каким было человеческое существование до первородного греха. Осталась только смутная тоска по утраченному времени. Может быть, поэтому так трудно возжелать святости: мы просто не «помним», что значит полное, ничем не нарушенное единство с Богом. Как же стремиться к тому, чего не можешь вообразить.


01


Мария, зачатая без первородного греха – данное людям напоминание, что такое неповрежденная, первозданная человечность. Кусочек Рая, который сам не ведает, что являет собой Рай. Освободив Марию от первородной вины, Господь поступил щедро не только по отношению к Ней (к слову, Он сумел выбрать хороший подарок для Своей мамы), но и по отношению к нам. Своим присутствием Она не устает напоминать нам, скептикам и циникам, что сотворенная Богом человечность изначально прекрасна, полна любви, милосердия, терпения, естественна, проста. А уж что будет потом, когда эта человечность будет преображена Христом в воскресении… В общем, имеет смысл ждать Второго пришествия.



Церковь – Невеста Христова. А значит ей, как любой невесте, то есть девушке на выданье, просто жизненно необходимо зеркало. Не кривое, не замутненное, не уродующее и не льстящее. Правдивое. Такое зеркало – Мария. Или все наоборот? Церковь – отражение той подлинной Невесты и Матери, имя которой – Мария?



Радуйся, Владычица, святая Царица
Святая Матерь Божия, Мария
Дева, претворенная в Церковь

(св. Франциск Ассизский, «Хвала блаженной Деве Марии»)


Анастасия Паламарчук