Искушение Христа в пустыне

Искушение Христа в пустыне
Полесские размышления на 05 марта 2017.


ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ
Быт 2, 7-9; 3, 1-7


Чтение книги Бытия.


И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою. И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке; и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: «не ешьте ни от какого дерева в раю»? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрёте; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что даёт знание; и взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.


ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ
Рим 5, 12-19


Чтение Послания святого Апостола Павла к Римлянам.


Братья: Как одним человеком грех вошёл в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нём все согрешили. Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона. Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего. Но дар благодати не как преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих. И дар не как суд для одного согрешившего; ибо суд за одно преступление — к осуждению; а дар благодати — к оправданию от многих преступлений. Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа. Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни. Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие.


ЕВАНГЕЛИЕ
Мф 4, 1-11


+ Чтение святого Евангелия от Матфея.


В то время: Иисус возведён был Духом в пустыню, для искушения от диавола. И, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». Потом берёт Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз; ибо написано: «Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнёшься о камень ногою Твоею». Иисус сказал ему: написано также: «не искушай Господа Бога твоего». Опять берёт Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана; ибо написано: «Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи». Тогда оставляет Его диавол; и се, Ангелы приступили и служили Ему.


В первое воскресенье Великого Поста Церковь предлагает нам для размышления тексты, напоминающие о причине греха и о силе искупления. Если бы не разговор Евы с дьяволом в райском саду, нам не нужен был бы ни этот Пост, ни всё дело Искупления, ни пришествие Иисуса и Его Жертва… Мы жили бы в раю в мире и гармонии, не зная слез, войн и предательства… Что-то разрушило эту первозданную гармонию, память о которой, несмотря ни на что, остаётся в сердце каждого человека. И это «что-то» – грех. В одном из разговоров со святой Фаустиной Иисус сказал ей, что больше всех прочих грехов Его ранит грех недоверия.
Дьявол посеял в сердце Евы именно недоверие к Творцу. И как же хитро он это сделал! Он не соврал и не сказал ничего плохого о Боге, однако заставил Еву засомневаться в любви Создателя. У неё хватило сил противостоять откровенной неправде («не ешьте ни от какого дерева в раю»), но, отвечая искусителю, она в запале солгала сама: «сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним». Контакт со злом ослабляет нашу волю, и Ева поддалась: вместо того, чтобы как послушное дитя Бога пойти и спросить Отца о том, что рассказывает ей змей, она «додумала» дополнительный запрет. В её воображении уже появился другой, искажённый образ Творца.
Такое «додумывание» часто вносит неразбериху в мои отношения с Богом и близкими. Сколько раз, вместо того, чтобы прийти к Господу и Ему задать свой вопрос, высказать (иногда даже «выкричать») свои претензии, боль и непонимание, я «додумываю» что-то, решаю, что Богу нет дела до моих «мелких» забот, что Он вовсе не любящий Отец, а грозный, хладнокровный Судья, который никогда меня не простит… Сколько раз, когда я заменяю «додумыванием»  искренний разговор, в отношениях с близким мне человеком появляется трещина недоверия, которая может привести даже к полному разрушению созидаемой годами любви…
«Как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие». Непослушание наших прародителей произросло из зерна недоверия, брошенного в их сердца искусителем. Послушание Иисуса, знающего Отца и доверяющего Ему безгранично, вплоть до смерти на Кресте, приносит оправдание каждому, кто захочет услышать Его голос и довериться Богу. Ради этого Христос проходит испытание, которое не осилили Адам и Ева, и в разговоре с дьяволом отвечает Божьим Словом на каждое искушение.
Только пребывание с Богом и полное доверия послушание Его Слову даёт мне силу противостоять злу. Прочитаю внимательно сегодняшнее Евангелие. Посмотрю на Иисуса очами сердца. Как измучен и обессилен должен был быть мой Спаситель в течение этих сорока дней! Напомню себе своё великопостное решение и постараюсь исполнить его как можно лучше, благодаря Господа за Его жертву и любовь ко мне. Постараюсь осознанно доверять Ему во всех ситуациях.


Сестры Урсулинки