Путь катехумена

Когда мы говорили о крещении, то упоминали, что один из важных аспектов таинства крещения – отпущение грехов, как это провозглашает Символ веры: «Исповедую единое крещение во отпущение грехов». Мы уже говорили также о грехопадении, то есть о происхождении зла в мире. Что же такое грех? Это вопрос простой и сложный одновременно. Простой, потому что наша совесть знает закон Божий, который Бог вложил в наши сердца. Сложный, потому что наша совесть отчасти искажена.

Важно понять, что такое грех. Но, может быть, еще важнее осознать, что Евангелие – это не откровение о грехе. Евангелие – это откровение в Иисусе Христе о милосердии Божием к грешникам. С самого начала, когда ангел возвещает Иосифу о рождении Младенца, он говорит ему: «Наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф 1, 21). Как утверждает апостол Павел: «Когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (Рим 5, 20). Но благодать должна прежде обличить грех. Как врач исследует рану, прежде чем перевязать ее, так Бог направляет свет на грех, чтобы выявить его. Чтобы милосердие Божие действовало, нам надо осознать, в чем заключается наш грех.

Виды греха

Говоря о разных видах греха, прежде всего, надо отличать грех от искушения. Грех и искушение – разные вещи. В первое воскресенье Великого поста мы всегда на Литургии читаем евангельский текст об искушении Христа в пустыне. Искушения, если мы их преодолеваем, на самом деле помогают противостоять греху и могут стать источником благодати. Как говорит апостол Иаков: «С великою радостью принимайте, братья мои, когда впадаете в различные искушения» (Иак 1, 2).

Во многих местах Священного Писания можно найти перечисление грехов. Например, апостол Павел в послании к Галатам противопоставляет плоды Духа делам плоти (Гал 5, 17-23). Грехи можно различать в зависимости от их предмета, или от добродетели, которую они искажают, или в зависимости от заповеди, которую они нарушают. Или, как мы исповедуем в начале Святой Мессы, в зависимости от того, каким образом совершается грех: «мыслью, словом, делом или неисполнением долга».

Грехи можно различать в зависимости от того, кого они касаются: это грехи против Бога, против ближнего и против себя. Но на самом деле каждый грех касается всех. Грех – это прежде всего проступок против самого себя, он ранит душу согрешающего. Каждый грех является также грехом против Бога: «Тебе единому согрешил я», – восклицает псалмопевец (Пс 51 (50), 6). И каждый грех является также проступком против ближнего и наносит ущерб общению святых.

Предание Церкви различает также грехи по их тяжести, говоря о смертных и повседневных грехах. Повседневный грех не разрушает любви и благодати в нас, хотя и наносит им рану. Смертный грех разрушает благодать в сердце человека, отвращает его от Бога в пользу низшего блага. Смертный грех имеет три характерные черты. Во-первых, он касается серьезной материи, нарушает одну из десяти заповедей. Но даже смертный грех может быть более или менее тяжким: например, убийство тяжелее воровства. Вторая черта – полное осознание греховности поступка. Третья – добровольное согласие на него. Смертный грех – это грех, совершенный сознательно и добровольно.

Грех рождает влечение ко греху. Он имеет тенденцию к умножению и повторению, порождая таким образом пороки. Предание Церкви, вслед за св. Иоанном Кассианом, различает семь главных грехов: гордыня, алчность, зависть, гнев, блуд, чревоугодие и лень. Они названы главными, потому что порождают прочие грехи и пороки.

Грех – это личный поступок. Однако мы отчасти ответственны за грехи других людей, если каким-либо образом содействуем им: участвуем, одобряем или умалчиваем, не препятствуем. Так создаются ситуации или организованные сообщества (т. н. «греховные структуры»), побуждающие своих жертв к совершению греха. Церковь называет эти условия социальным грехом.

ОБРАЩЕНИЕ

Что же значит обратиться? Примером может послужить евангельская притча о возвращении блудного сына (Лк 15, 11-32). Можно сказать, что любое обращение состоит из трех этапов. Обращение к Богу – процесс, который всегда требует времени и постепенности.
Сокрушение

Первый этап – осознание своего греха. Блудный сын в начале своего обращения осознает свою бедность. Проведя сколько-то времени вдали от отчего крова, сын, как говорит притча, «начал нуждаться».

Сначала, по словам Евангелия, сын «пришел в себя». Ведь грех уводит нас от себя. Не осознав собственной бедности, обратиться невозможно; нет обращения к Богу без предварительного возвращения к себе.

Второй шаг на этом пути – надежда на улучшение условий своей жизни: «Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода», – говорит себе сын. Все это может показаться очень корыстным: причина возвращения сына – нужда в хлебе. На самом деле было бы ошибочно думать, что мотив нашего желания обратиться к Богу – только наша любовь к Нему; глубоко заблуждается тот, кто полагает, что наши надежды становятся чистыми, когда мы обращаемся к Богу. Нам надо осознать, что наше обращение часто корыстно. Не мы сами, а только Бог может сделать наши желания истинно христианскими.

Осознание своих грехов, которое можно назвать также сокрушением, является первым этапом нашего возвращения к Богу.

Действие

Второй этап обращения блудного сына – действие. Начало этого пути – принятие решения. Сын думает: «Встану, и пойду к отцу моему». В самом деле, ясность осознания нашей нищеты, надежда на улучшение положения были бы вредны и даже губительны, если бы не побуждали к конкретному решению.

Второй шаг – устное признание: «Отче! я согрешил (…) и уже недостоин называться сыном твоим». Воистину, «прийти в себя» и исповедать свои грехи, значит изгнать лукавого. Наши грехи, подобно вампирам в кинофильмах, исчезают при лучах света. Поэтому таинство исповеди предполагает устное исповедание своих грехов.

Раскаяние

Осознание бедности, переход к действию… Теперь пришел черед третьего и самого важного этапа обращения блудного сына. Пока сын еще в пути, и «когда он был еще далеко», он видит, что отец в своем милосердии выходит ему навстречу. Отец, по свидетельству Евангелия, «увидел его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его». Вот парадокс обращения: обращение к Богу – это не столько поиск Бога, сколько осознание того, что Бог ищет нас. С тех пор как согрешил Адам, подобно блудному сыну потребовавший своей части имения, Бог непрестанно ищет заблудшую овцу. Вспомните: сразу после падения Адама Бог воззвал к нему и спросил: «Где ты?» (Быт 3, 9). Притча о блудном сыне – объяснение первого грехопадения.

Но этот третий этап возвращения сына имеет и другое, не менее важное значение. У блудного сына было ложное представление об отце. Он думал, что отец больше не примет его, уже не признает его своим сыном. «Я уже недостоин называться сыном твоим, – хотел он сказать ему, – прими меня в число наемников твоих». Можно сравнить эту фразу с теми неправильными представлениями о Господе, которые обнаруживает раб из притчи о талантах, говоря: «Я боялся тебя, потому что ты человек жестокий» (Лк 19, 21). Блудный сын, обнаружив любовь ожидающего его отца, пожалел о том, что был неверен. Это сожаление уже не о собственной бедности и грехах, как в начале, а о нанесенной отцу ране: «Я согрешил против неба и пред тобою». Это сожаление, которое можно назвать раскаянием, является знаком нашего возвращения к любви Божией. Вот третий, завершающий этап обращения.

Иакинф Дестивель ОР

Библейские тексты для обсуждения

Ин 8, 1-11
Иисус же пошел на гору Елеонскую. А утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их. Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши.

Мф 4, 1-11
Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего. Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему.

Молитва: Пс 57 (56).

Помилуй меня, Боже, помилуй меня,
ибо на Тебя уповает душа моя,

и в тени крыл Твоих я укроюсь,
доколе не пройдут беды.

Воззову к Богу Всевышнему, Богу, благодетельствующему мне;
Он пошлет с небес и спасет меня;

посрамит ищущего поглотить меня;
пошлет Бог милость Свою и истину Свою.

Душа моя среди львов;
я лежу среди дышущих пламенем,

среди сынов человеческих, у которых зубы – копья и стрелы,
и у которых язык – острый меч.

Будь превознесен выше небес, Боже,
и над всею землею да будет слава Твоя!

Приготовили сеть ногам моим; душа моя поникла;
выкопали предо мною яму, и сами упали в нее.

Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое:
буду петь и славить.

Воспрянь, слава моя, воспрянь, псалтирь и гусли!
Я встану рано.

Буду славить Тебя, Господи, между народами;
буду воспевать Тебя среди племен,

ибо до небес велика милость Твоя
и до облаков истина Твоя.

Будь превознесен выше небес, Боже,
и над всею землею да будет слава Твоя!

Библейские тексты для самостоятельного размышления

Лк 15, 11-32
Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

Иак 4, 1-12
Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, – радоваться. С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка. Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих. Да хвалится брат униженный высотою своею, а богатый – унижением своим, потому что он прейдет, как цвет на траве. Восходит солнце, настает зной, и зноем иссушает траву, цвет ее опадает, исчезает красота вида ее; так увядает и богатый в путях своих. Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его.

Вопрос для размышления: Могу ли я переменить отношение к испытаниям и принять ответственность за свои поступки? Что помогает в этом христианину?

Традиция Церкви о грехе и обращении

Святой Иоанн Златоуст. Беседы о покаянии. Беседа 8.

Вот почему я не перестаю говорить вам о покаянии, потому что покаяние, тягостное и страшное для грешника, есть врачевство грехов, средство, истребляющее беззаконие, иждивение слез, дерзновение к Богу, оружие на дьявола, меч, отсекающий его голову, надежда на спасение, устранение отчаяния; оно отверзает человеку небо, оно возводит его в рай, оно побеждает дьявола. Вот почему не перестаю беседовать о покаянии, вселяющем в нас смелую надежду на победу (над врагом). Ты грешник? Не отчаивайся; не перестану укреплять вас этими лекарствами, потому что знаю я, каково это оружие против дьявола — не предаваться нам отчаянию. Если у тебя есть грехи, не отчаивайся, — не перестану постоянно повторять это, — и если каждый день согрешаешь, каждый день кайся. Подобно тому как в обветшавших домах, когда они сгниют, мы удаляем сгнившие части и заменяем новыми, и никогда не покидаем подобных забот, так точно и ты: обветшал сегодня от греха? Обнови себя покаянием. Можно ли, скажешь, спастись покаявшемуся? Вполне возможно. Хотя бы я всю жизнь провел в грехах, но если покаюсь, спасусь? Конечно. Чем это может быть доказано? Милосердием твоего Владыки. Разве я надеюсь на твое покаяние? Разве твое покаяние может в самом деле очистить такие скверны? Если бы одно только покаяние было, тебе действительно следовало бы бояться; но так как с покаянием соединяется Божие милосердие, а для божественного милосердия меры нет и нельзя изречь словом Его благости, — твоя злоба имеет меру, а у врачевства нет меры; твоя злоба, какова бы ни была, есть злоба человеческая, а человеколюбие Божие неизреченно, — то надейся, что оно преодолеет твою злобу. Подумай, может ли упавшая в море искра светиться? Как мала искра в отношении к морю, так ничтожен и грех в отношении к милосердию Божию, да и не так, а в гораздо сильнейшей степени, потому что море, как бы оно велико ни было, все же имеет пределы, а Божие милосердие безгранично.

Оставьте комментарий