Путь катехумена

Каждое воскресенье на Мессе мы повторяем: «Ожидаю воскресения мертвых и жизни будущего века». Веруем ли мы в эти заключительные слова Символа веры? С тех пор, как существует человек, он задает себе вопрос: что там, за гранью смерти? Все цивилизации, все философские течения, все религии искали ответ на этот вопрос.

Человек, сотворенный по образу и подобию Бога, призван к жизни вечной. Это призвание может быть неосознанным, но оно присутствует в сердце каждого человека как тоска по потерянному раю. Все люди, так или иначе, жаждут продолжения своей жизни, и на самом деле – жизни вечной. Это проявляется в нашем стремлении к славе, продолжению рода, в творчестве, в поисках заменителей рая. Однако только Христос открывает нам двери на небеса. Жизнь вечная заключается не в том, чтобы жить бесконечно, не умирая. Только через смерть можно войти в Царство Божие. Жизнь вечная может начинаться уже здесь, когда мы воскресаем во Христе, умирая для греха и живя для Бога.

Истина о воскресении мертвых открывалась постепенно

Почти все древние религии (египетская, греческая, восточные) говорят, что смерть – это разделение души и тела: тело становится прахом, а душа остается бессмертной. Буддисты и индуисты говорят о перевоплощении. Среди древних религий и философских систем только иудейская религия Ветхого Завета вообще не предполагает жизни после смерти. Пятикнижие (или Тора, т.е. пять первых книг Библии) говорит только о месте тьмы – шеоле, где пребывают умершие. Истина о воскресении мертвых открывалась избранному народу постепенно. Надежда на телесное воскресение из мертвых возникла как следствие веры в Бога, сотворившего человека в единстве его тела и души.

Эта надежда родилась около двухсотого года до Рождества Христова. О вере в воскресение свидетельствует находящийся во Второй книге Маккавейской рассказ о мученичестве семи братьев (2 Макк 7, 1-14). Мученики надеются, что воскреснут в своем теле. Этот эпизод – первое упоминание о воскресении в Библии. Опираясь на текст из книги Маккавеев, фарисеи, в отличие от саддукеев, верили в жизнь вечную. Они не говорили о бессмертии души, потому что в Библии человек не разделим на тело и душу, но верили в воскресение. Уверенность в грядущем воскресении мертвых зиждется на убеждении в том, что сотворивший человека «Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых» (Мк 12, 27).

Христос, проповедуя воскресение, продолжает фарисейскую традицию. Но новизна Его учения – в том, что Иисус напрямую связывает воскресение мертвых с Собою: «Я есмь воскресение и жизнь» (Ин 11, 25). Именно Иисусом Христом воскреснут в последний день те, кто уверовал в Него, вкушал Его плоть и пил Его Кровь.

Как же воскреснут мертвые?

Жизнь вечная парадоксальна: она совершенно отличается от земной и тем не менее начинается уже здесь, на земле. Жизнь вечная совсем иная, чем земная и, вместе с тем, является ее продолжением.

Поскольку жизнь вечная совсем иная, чем здешняя, ее нельзя представлять  слишком материально. Христос часто говорит о небе, о брачном пире Агнца. Однако нельзя это понимать буквально. По воскресении мы, оставаясь собой, все же будем совершенно иными. Недаром ученики не могли узнать воскресшего Христа.

Жизнь вечная, однако, является продолжением земной жизни. Апостол Павел предлагает нам хорошее сравнение: мы подобно зерну умрем, чтобы стать совсем другими: «Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении (…) Сеется тело душевное, восстает тело духовное» (1 Кор 15, 42. 44). Подобно как для зерна, смерть будет и для нас вторым рождением, или, точнее, продолжением сегодняшней жизни, продолжением преображения, начинающегося уже здесь. Через крещение мы становимся причастными смерти и воскресению Христа. Апостол Павел говорит: «Бывши погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых» (Кол 2, 12).

Христианский смысл смерти

Священное Писание и Церковь учат, что смерть – следствие греха. Но смерть была полностью преображена Христом. Несмотря на тоску и ужас, Он принял смерть добровольно в послушании Отцу. Он преобразил проклятие смерти в благословение. Благодаря Христу смерть приобрела положительный смысл. В послании к Филиппийцам Павел говорит: «Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» (Флп 1, 21).

Смерть – не конец жизни, а переход из жизни временной к жизни вечной. Этот переход осуществляется не только в час нашей смерти, но каждый раз, когда мы отказываемся от греха. Слово пасха в греческом языке означает переход, и мы совершаем эту пасху каждый раз, когда отказываемся от зла. Мы переходим к жизни вечной, когда решаем жить только по закону любви, прощения, милосердия. Тогда мы живем как живые, а не как мертвые. Как пишет св. Ириней Лионский: «Слава Божия – человек живой». Говоря «живой», св. Ириней имеет в виду не просто физическую жизнь, но жизнь духовную, т.е. жизнь во Христе. Мы становимся живы, когда умираем для греха, а живем для Бога. Мы начинаем жизнь вечную, когда умираем для своего эгоизма. Тогда мы можем сказать, как сказала св. Тереза Младенца Иисуса на смертном одре: «Я не умираю, я вхожу в жизнь». И тогда действительно можно относиться к смерти как св. Франциск, который называл смерть сестрою.

Что там, за гранью смерти?

Церковь учит, что для каждого человека есть два посмертных суда: частный и общий (Последний или Страшный суд). Как в притче о богаче и Лазаре или в обетовании Христа доброму разбойнику, всякому сразу после его смерти воздается по его делам.

Те, кто умирает в общении и дружбе с Богом и совершенно очистились, всегда пребывают со Христом в Его царстве. Они образуют небесную Церковь и в вечном блаженстве предстоят Богу, познавая Его таким, как Он есть. Они ходатайствуют о нас.

Те же, кто умирает, не полностью очистившись от грехов, проходят очищение, которое Церковь называет чистилищем. Именно об этих усопших молится Церковь земная, особенно при совершении Евхаристии, в силу общения святых.

Наконец, Церковь вслед за самим Христом говорит о существовании ада, который является местом разделения, то есть местом, где пребывают души, отлученные от Бога. Однако Церковь молится о том, чтобы никто не погиб и уповает на спасение всех людей, ибо Бог хочет, чтобы все спаслись (см. 1 Тим 2, 4). Как говорит святой Иоанн Креста, «в конце нашей жизни мы будем судимы по любви»: по любви, которая была в нас, и будем судимы любовью Того, для Кого все возможно (см. Мф 19, 26).

Церковь учит, что воскресение мертвых в конце времен наступит перед Последним судом, когда Христос придет во славе. Воскресшие люди в своих телах предстанут перед Господом, чтобы дать ответ за свои дела. В конце времен Царство Божие наступит во всей полноте. Праведные, прославленные душой и телом, будут вечно царствовать со Христом. Все творение будет преображено: «будет Бог все во всем» (1 Кор 15, 28).

Иакинф Дестивель ОР

Библейские тексты для обсуждения:
Ин 12, 20-26
Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины. Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса. Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу. Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому. Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную. Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой.

1 Кор 15, 35-53
Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут? Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело. Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц. Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных. Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное. Так и написано: «первый человек Адам стал душею живущею»; а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного. Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления. Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие.

Ин 6, 34-40
Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру. На это сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб. Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда. Но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете. Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон, ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца. Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день. Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день.

Молитва: Псалом 103 (102)
Благослови, душа моя, Господа,
и вся внутренность моя – святое имя Его.

Благослови, душа моя, Господа
и не забывай всех благодеяний Его.

Он прощает все беззакония твои,
исцеляет все недуги твои;

избавляет от могилы жизнь твою,
венчает тебя милостью и щедротами;

насыщает благами желание твое:
обновляется, подобно орлу, юность твоя.

Господь творит правду и суд всем обиженным.
Он показал пути Свои Моисею, сынам Израилевым – дела Свои.

Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив:
не до конца гневается, и не вовек негодует.

Не по беззакониям нашим сотворил нам,
и не по грехам нашим воздал нам:

ибо как высоко небо над землею,
так велика милость [Господа] к боящимся Его;

как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши;
как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его.

Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы – персть.
Дни человека – как трава; как цвет полевой, так он цветет.

Пройдет над ним ветер, и нет его,
и место его уже не узнает его.

Милость же Господня от века и до века
к боящимся Его,

и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его
и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их.

Господь на небесах поставил престол Свой,
и царство Его всем обладает.

Благословите Господа, [все] Ангелы Его, крепкие силою,
исполняющие слово Его, повинуясь гласу слова Его;

благословите Господа, все воинства Его,
служители Его, исполняющие волю Его;

благословите Господа, все дела Его, во всех местах владычества Его. Благослови, душа моя, Господа!

Библейские тексты для самостоятельного размышления:

Ин 3, 14-21
И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.

Ин 17, 3
Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа.

Вопросы для размышления: Чем для меня является смерть и воскресение? Какова для меня жизнь вечная?

Традиция Церкви о жизни вечной
Папа Римский Бенедикт XVI
Энциклика Spe salvi 11,12

Мы не знаем, чего мы на самом деле хотим; мы не знаем эту «истинную жизнь», и все же мы знаем, что должно существовать нечто, чего мы не знаем и к чему мы чувствуем стремление.

Я думаю, что в этом письме Августин дал очень точное и остающееся всегда актуальным описание главного состояния человека – состояния, из которого проистекают все его противоречия и его надежды. В некотором смысле мы жаждем жизни – той самой, истинной, которой впоследствии не коснется смерть; но вместе с тем мы не знаем, к чему мы стремимся. Мы не можем перестать стремиться к этому и все же знаем, что всё, что мы можем испытать или осуществить, не есть то, к чему мы стремимся. Этим неведомым является побуждающая нас истинная «надежда», и то, что она неведома, оказывается в то же время причиной всякого рода отчаяния, а также всех попыток – как позитивных, так и деструктивных – обрести подлинный мир и подлинного человека. Слова «вечная жизнь» – это попытка дать имя неведомой, и все же знакомой, действительности. Это словосочетание, будучи недостаточным, неизбежно вызывает смятение: прилагательное «вечная» указывает нам на идею бесконечности, и это нас пугает; существительное «жизнь» наводит на мысль о знакомой нам жизни, которую мы любим и не хотим потерять, но чаще она приносит с собой труды, чем отдохновение, так что, с одной стороны, мы жаждем ее, а с другой – отвергаем. Мы можем только попытаться мысленно выйти за рамки преходящего мира, пленниками которого являемся, и в какой-то мере предугадать, что вечность состоит не из постоянной череды календарных дней, но представляет собой нечто подобное высшему моменту удовлетворения, когда вселенная обнимает нас, а мы обнимаем вселенную. Это может быть момент погружения в океан бесконечной любви, в котором время – «прежде» и «после» – больше не существует. Мы можем только попытаться представить, что этот момент и есть жизнь в полном смысле, вечно новое погружение в просторы бытия, одновременно переполняющее нас радостью. Иисус в Евангелии от Иоанна говорит об этом так: «Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин 16, 22). Мы должны думать в этом направлении, если хотим понять, на что нацелена христианская надежда, чего мы ждем от веры, от нашего пребывания со Христом.

Оставьте комментарий