Путь катехумена

Катехумены, принявшие крещение в навечерие Пасхи, становятся неофитами. Для них теперь начинается новый этап духовного пути, новый период, который называется мистагогическим или тайноводственным – вводящим в таинства. Многие святые отцы (например, Амвросий Медиоланский, Кирилл Иерусалимский) писали тайноводственные речи или проповеди, адресованные новокрещенным. Доверяя силе таинств, они считали, что лучше объяснять их смысл не перед, а после совершения обряда. Они хотели опираться на опыт неофитов, на те плоды, которые они получили при совершении таинств.

Слово «мистагогия» происходит от греческого слова mysterion, означающего «сокровенное», «тайное». Известно, что в эпоху рождения христианства существовали так называемые «мистериальные» религии. Мистериями называли посвящения, тайные обряды, которые позволяли вступить в контакт с божеством. Христианские таинства родились в этом культурном контексте, они называются тем же словом mysterion, но отличаются от языческих мистерий тем, что в них, как мы веруем, действует сам Христос.

Что такое таинство?

Чтобы понять, что такое таинство, нужно вспомнить жесты и действия Христа, которые Он совершал во время своей земной жизни. Ведь Он не только проповедовал, не только был учителем, наставлявшим в религиозном учении, Он действовал. Иногда Его действия носили исключительно символический характер. Подобно пророкам Ветхого Завета, Иисус Христос совершал определенные жесты, которые были знаками Царства Божия. Например, таким жестом является омовение ног ученикам: это действие чисто символическое, обозначающее, что мы призваны служить друг другу. Иногда Христос делает что-то, что приносит плод тотчас, дарует жизнь: Он прощает грехи, исцеляет больных, кормит народ, претворяет воду в вино… Все эти жесты не только символические, они несут в себе и передают Божественную жизнь. Иисус Христос говорит: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин 10, 10). Источник этой жизни – в Боге, но живая вода из него начинает бить ключом благодаря силе искупительной жертвы и Воскресения Христа.

Таинства, которые сегодня совершает Церковь, – продолжение этих жестов Христа. Церковь (истинное Тело Христово) продолжает исцелять, преображать, примирять людей с Богом. Можно даже сказать, что и сама Церковь есть таинство, потому что она – знак Царства Божия в мире, орудие благодати и спасения. В каком-то смысле всё, что совершается в Церкви, имеет аспект таинства, поскольку являет Царство Божие. Таинства, будучи неотделимы от Церкви, всегда совершаются во время литургии. Нет таинства без литургии, и можно сказать, что нет литургии без таинства, потому что оно является его душой.

Подобно тому, как Христу присуща Божественная и человеческая природа, подобно тому, как Церковь является Богочеловеческим организмом, так и  таинства имеют Божественный и человеческий аспект. Они являются видимым знаком невидимой благодати. Например, Тело и Кровь Христовы преподаются нам под видом хлеба и вина, вступление в Церковь происходит через крещение водой. Таинство всегда состоит из жеста и слова. Именно слово Божие дает силу и действенность совершаемому жесту. Например, при крещении в латинском обряде совершается троекратное возлияние воды на голову крещаемого, этот жест сопровождается словами совершающего крещение: «N, я тебя крещу во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».

Семь таинств

Постепенно Церковь выделила из множества жестов и священнодействий семь основных таинств. Они являются своего рода вехами на пути христианской жизни – и личной, и общинной. Эти таинства можно разделить на три группы:

– таинства христианского посвящения, в которых человек обретает новую жизнь во Христе: крещение, миропомазание, Евхаристия;
– таинства исцеления, в которых Церковь продолжает Христово дело врачевания душ и тел: таинство примирения (исповедь) и елеопомазание больных;
– таинства служения общине: священство и брак.

Некоторые из этих таинств нельзя повторять, их принимают лишь один раз, так как они накладывают неизгладимую печать: это крещение, миропомазание и священство.

Другие обряды, которые совершаются в Церкви, называются священнодействиями или сакраменталиями, то есть знаками, освящающими жизнь верующих, которые не являются, однако, таинствами. Их цель – подготовить людей принять плоды таинств и освятить различные обстоятельства жизни. Это благословение, освящение, отпевание, экзорцизм, монашеские обеты и т.д.

Кто совершает таинства?

Таинства совершает сам Христос. Это Он их установил, некоторые – непосредственно: Евхаристию, крещение, елеопомазание больных, прощение грехов; другие – косвенно: брак, миропомазание, священство. И это Христос продолжает совершать эти таинства через Церковь. Вот почему действенность таинств не зависит от личных качеств служителя, их совершающего; в них действует сам Христос. Однако плодотворность таинств зависит от того, как их принимают, от внутреннего расположения того, кто их принимает. При совершении таинств необходимо действие Святого Духа. Поэтому, кроме слов Христа, которые священник произносит от Его лица, всегда существует призывание Святого Духа (эпиклесис).

В большинстве своем таинства преподаются священником (Евхаристия, исповедь, елеопомазание больных). Однако, например, рукоположение во священники может быть совершено только епископом, а крещение – дьяконом, мирянином и даже в исключительных случаях – некрещеным человеком. Что касается брака, то в этом случае, как принято считать в латинской традиции, таинство совершают сами супруги, а священник только благословляет брак.

Католическая и Православная Церкви признают таинства друг друга, поскольку в них существует апостольское преемство, которое они взаимно признают. Но разделение Церкви не позволяет нам принимать таинства друг у друга и совершать их вместе. Цель движения за единство христиан – достичь возможности вместе у одного алтаря совершать Евхаристию и причащаться от одной чаши.

Иакинф Дестивель ОР

Библейский текст для обсуждения:

Ин 9, 1-12; 24-25; 30-39
И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим. Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни? Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я. Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза? Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел. Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю.
Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник. Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу.
Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего. Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон. Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему. И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы.

Молитва: Псалом 63(62), 1-9

Боже! Ты Бог мой,
Тебя от ранней зари ищу я;

Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя
в земле пустой, иссохшей и безводной,

чтобы видеть силу Твою и славу Твою,
как я видел Тебя во святилище:

ибо милость Твоя лучше, нежели жизнь.
Уста мои восхвалят Тебя.

Так благословлю Тебя в жизни моей;
во имя Твое вознесу руки мои.

Как туком и елеем насыщается душа моя,
и радостным гласом восхваляют Тебя уста мои,

когда я вспоминаю о Тебе на постели моей,
размышляю о Тебе в ночные стражи,

ибо Ты помощь моя,
и в тени крыл Твоих я возрадуюсь;

к Тебе прилепилась душа моя;
десница Твоя поддерживает меня.

Тема для размышления на Страстной неделе: Приближающееся крещение, которое ожидает меня в Навечерие Пасхи Христовой – какая это для меня надежда, какая жизнь?

Традиция Церкви о Таинствах

Святой Фома Аквинский. Гимн «Tantum ergo»

Эту тайну Пресвятую
Славим в поклонении;
Древнее установленье
Новым упраздняется,
Наша вера восполняет
Чувствам недоступное.

И Родитель, и Рождённый
В вышних возвеличатся!
Им — держава, честь и слава
И благословение!
Исходящий от Обоих
С Ними да прославится.

Оставьте комментарий