Путь катехумена

Путь катехумена

Тема 25. Исповедь – таинство примирения с Богом и Церковью.

Может показаться странным, что мы говорим об отпущении грехов после крещения. В символе веры мы исповедуем, что крещение совершается во отпущение грехов. Однако эта новая жизнь, полученная в крещении, не упраздняет, к сожалению, склонности человека ко греху. Эта склонность представляет собой наследственную рану, нанесенную человеку первородным грехом. Эту рану можно рассматривать также как призыв к обращению ради достижения святости. Так что труд обращения – труд постоянный, совершаемый каждый день. Поэтому святой Амвросий говорит о двух обращениях: «воде и слезах» – воде крещения и слезах покаяния. Святой евангелист Иоанн напоминает нам о нашем состоянии грешников: «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем сами себя» (1 Ин 1, 8).  Вспомним также, что в молитве Господней мы просим простить нам долги наши.

Иисус в своей проповеди не только призывает к обращению («Приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк 1, 15)), но принимает грешников и прощает им грехи. Вот почему Церковь вслед за Христом установила таинство примирения. Посредством этого таинства она продолжает дело Христа, то есть прощает и исцеляет. Ей дана власть отпускать грехи на земле. Иисус Христос поручает апостолам служение примирения (см. 2 Кор 5, 18). Он говорит им: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин 20, 23). Это служение, вверенное апостолам, перешло епископам и их помощникам – пресвитерам (священникам).

Форма этого таинства в течение времени менялась. В течение первых шести веков покаяние совершалось только за тяжкие грехи (отступничество, убийство, прелюбодеяние) и было не тайным, но публичным. Кающийся должен был перед всеми исповедовать свой грех и перед всеми же совершить епитимью, иногда длительную, прежде чем его принимали обратно в общение с Церковью. Начиная с VI века это таинство, под влиянием монашества, постепенно становится менее исключительным и более обыкновенным делом. Оно совершается в том числе для отпущения повседневных грехов и с этих пор становится тайным. Церковь постановила, что каждый верующий обязан по крайней мере раз в год исповедовать тяжкие грехи, отягчающие его совесть. А дети должны исповедоваться перед тем, как принять первое Причастие.

Таинство исповеди имеет множество названий. Его называют таинством обращения, ибо в нем исполняется призыв Христа к обращению; или таинством покаяния, потому что покаяние – необходимый его аспект. Оно называется также таинством прощения или примирения, потому что это главные плоды таинства. Наконец, чаше всего его называют исповедью, потому что человек должен вслух признать свои грехи и тем самым исповедовать веру в милосердие Божие.

Исповедь – примирение с Богом

Первый плод исповеди – примирение с Богом. Притча о блудном сыне свидетельствует, что покаявшийся грешник вновь принимается в общение с Богом.

Кающийся должен совершить три действия.

1. Во-первых, он должен испытывать раскаяние, сокрушение, то есть сожалеть о совершенном грехе. Это сокрушение – плод испытания совести. Когда мы читали текст о блудном сыне, мы видели, что он, придя в себя, пожалел, что оставил отца и вынужден питаться рожками, которые едят свиньи. Однако в конце рассказа он приходит к раскаянию в том, что огорчил отца. Мы видим, что сокрушение может иметь разные степени. Раскаяние касается как прошлого, так и будущего: человек принимает решение не повторять того, что сделал.
2. Второе, что должен сделать грешник – признаться в своем грехе вслух. Это признание дает возможность почувствовать себя ответственным за свои поступки. Чтобы врач мог нас исцелить, мы должны показать ему свои раны. Исповедание повседневных грехов не является чем-то обязательным, но Церковь рекомендует его, чтобы мы воспитывали свою совесть и боролись с дурными склонностями.
3. Наконец, третье – совершение епитимьи. Отпущение греха снимает грех, но не устраняет последствий, которые он оставил в душе. На самом деле большинство грехов наносят вред нашим ближним. Поэтому от нас требуется исправить причиненный вред и восстановить справедливость (вернуть украденное, например, или восстановить доброе имя оклеветанного человека). Кроме того, грех ранит самого грешника. Поэтому необходимо исполнить епитимью, какую наложит священник (это может быть молитва, дело милосердия, отказ от чего-либо, пожертвование).

Исповедь – примирение с Церковью

Второй аспект исповеди – примирение с Церковью, то есть с общиной верующих. Примирение с Богом неотделимо от примирения с Его Телом, т.е. с Церковью. Иисус не только прощал грешников, он давал им возможность вновь быть в общении с другими; Он приглашает их на трапезу, а иногда сам приходит к ним. Поэтому исповедь всегда имеет церковный аспект. Она касается не только самого грешника, но и общения святых.

Это особенно хорошо видно в том тексте, где Иисус говорит, как ученики должны относиться к согрешившему (см. Мф 18, 15-17). Грех, совершенный даже только в мыслях, ранит всех. Частного греха не существует, ни по его причинам, ни в его последствиях. «Страдает ли один член, страдают с ним все члены», – говорит апостол Павел (1 Кор 12, 26). Вот почему мы исповедуемся в Церкви, перед священнослужителем. Он, будучи представителем Христа, через которого Бог прощает грехи, вместе с тем является и представителем Церкви, которую мы ранили нашим грехом, представителем наших братьев и сестер, всего мира.

Исповедь является церковным актом не только потому, что грех всегда имеет общественное значение, но и потому еще, что исповедь является плодом молитвы двух людей: кающегося и священника, которые вместе образуют Церковь. «Истинно также говорю вам, что, если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного» (Мф 18, 19).

Здесь же Христос открывает смысл служения апостолов: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф 18, 18). «Разрешить» – именно этот глагол использует Христос, когда просит у апостолов развязать воскрешенного Им Лазаря, тело которого было обвито погребальными пеленами. Разрешить и развязать – в греческом языке это один и тот же глагол. Христос воскрешает Лазаря, а ученики развязывают его. Святые Отцы так истолковывают этот отрывок: Христос прощает грех, а Церковь разрешает.

Иакинф Дестивель ОР

Библейский текст для обсуждения:
Мф 18, 15-20
Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.


Молитва: Псалом 51 (50)
Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей,
и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои.
Многократно омой меня от беззакония моего,
и от греха моего очисти меня,

ибо беззакония мои я сознаю,
и грех мой всегда предо мною.

Тебе, Тебе единому согрешил я
и лукавое пред очами Твоими сделал,

так что Ты праведен в приговоре Твоем
и чист в суде Твоем.

Вот, я в беззаконии зачат,
и во грехе родила меня мать моя.

Вот, Ты возлюбил истину в сердце
и внутрь меня явил мне мудрость [Твою].

Окропи меня иссопом, и буду чист;
омой меня, и буду белее снега.

Дай мне услышать радость и веселие,
и возрадуются кости, Тобою сокрушенные.

Отврати лице Твое от грехов моих
и изгладь все беззакония мои.

Сердце чистое сотвори во мне, Боже,
и дух правый обнови внутри меня.

Не отвергни меня от лица Твоего
и Духа Твоего Святаго не отними от меня.

Возврати мне радость спасения Твоего
и Духом владычественным утверди меня.

Научу беззаконных путям Твоим,
и нечестивые к Тебе обратятся.

Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего,
и язык мой восхвалит правду Твою.

Господи! отверзи уста мои,
и уста мои возвестят хвалу Твою:

ибо жертвы Ты не желаешь, – я дал бы ее;
к всесожжению не благоволишь.

Жертва Богу – дух сокрушенный;
сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже.

Облагодетельствуй, [Господи,] по благоволению Твоему Сион;
воздвигни стены Иерусалима:

тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.


Библейский текст для самостоятельного размышления:
Мф 18, 21-35
Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз. Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.


Вопрос для размышления: Что в вашей жизни побуждало вас по-настоящему раскаяться?

Традиция Церкви о Таинстве покаяния
ИСПОВЕДАНИЕ ГРЕХОВ И ОБРЯД ПРИМИРЕНИЯ
Склоняем колени у конфессионала (исповедальни) и приветствуем священника словами:
Слава Иисусу Христу.
Священник отвечает:
Во веки веков. Аминь.
Осеняем себя крестным знамением со словами:
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Священник также осеняет исповедующегося крестным знамением. Затем призывает довериться милосердию Божию следующими словами:
Бог да будет в твоём сердце, чтобы, сокрушённый духом, ты исповедовал свои грехи.
Отвечаем:
Аминь.
Теперь мы говорим, когда была последняя действительная исповедь, были ли исповеданы все тяжёлые грехи, исполнена ли наложенная епитимия. Также можно рассказать священнику о своём состоянии, возрасте, род занятий. Затем исповедуем грехи, помня о том, что при тяжёлых грехах надо конкретизировать их тип, количество и обстоятельства их совершения. После выслушивания наставления от священника принимаем назначенное им покаяние — епитимию. Если епитимия по каким-либо причинам не может быть выполнена, следует сказать об этом священнику.
Затем священник призывает к сокрушению в грехах. Зная, что Бог видит сердце человека, говорим с раскаянием:
Господи Иисусе Христе, помилуй меня, грешного.
Или:
Боже, будь милостив ко мне, грешному.
Затем священник простирает правую руку к исповедующемуся и произносит слова разрешительной молитвы:
БОГ, ОТЕЦ МИЛОСЕРДИЯ, СМЕРТЬЮ И ВОСКРЕСЕНИЕМ СЫНА СВОЕГО ПРИМИРИВШИЙ МИР С СОБОЮ И НИСПОСЛАВШИЙ СВЯТОГО ДУХА ДЛЯ ОТПУЩЕНИЯ ГРЕХОВ, ПОСРЕДСТВОМ ЦЕРКВИ СВОЕЙ ПУСТЬ ДАРУЕТ ТЕБЕ ПРОЩЕНИЕ И МИР. И Я ОТПУСКАЮ ТЕБЕ ГРЕХИ ВО ИМЯ ОТЦА, И СЫНА, + И СВЯТОГО ДУХА.
Отвечаем:
Аминь.
После отпущения грехов священник произносит:
Славим Господа, ибо Он благ.
Отвечаем:
Ибо вовек милость Его.
Священник отпускает исповедавшегося со словами:
Бог простил тебе грехи. Иди в мире.