Путь катехумена

19. Апрель 2013

Духовная жизнь, Путь катехумена. Автор: о. Иакинф Дестивель, ОР

Путь катехумена

Тема 26. Литургия – молитва Христа

Можно сказать, что литургия (богослужение) – это молитва самого Христа. Слово литургия происходит от двух греческих слов: laos (народ) и ergeion (действие). Таким образом, первоначально слово литургия означало действие народа или общественное дело. Для христиан литургия – общая молитва Народа Божьего, Церкви, которая есть Тело Христово.

Литургия как молитва всей Церкви

Молитва самого Христа
Когда мы говорим, что литургия – молитва самого Христа, надо понимать, что литургия совершается Мистическим Телом Христовым: Главою и Телом Христовым. Христос как Глава – наш Первосвященник, который постоянно совершает небесную литургию вместе с ангелами и святыми. А Тело Христово – собрание верующих (Церковь), где каждый крещеный причастен священству Христа. Наша земная литургия является продолжением небесной литургии, она – «небо на земле».

Именно в этой вечной литургии все крещеные имеют возможность участвовать посредством Церкви. Некоторые члены Тела Христова (епископы, священники) призваны в Церкви к особому служению – представлять Христа-Главу (in persona Christi). Вся литургия совершается, как возвещается в конце Евхаристической молитвы, – «через Христа, со Христом и во Христе».

Если мы определяем литургию как молитву Христа, это значит, что мы участвуем в молитве самого Христа через Церковь. Особенность литургии состоит в том, что ее совершает Сам Господь. Литургия – actio divina (действие Божие) или opus Dei (дело Божие). Христос, «восшедший на небеса и сидящий одесную Отца» отныне действует в Таинствах, Им установленных, а мы лишь отвечаем на Его действия. Наше участие в литургии – это ответ веры. Поэтому следует различать литургию и различные благочестивые практики, такие как молитва Крестного пути, Розарий, поклонение Святым Дарам вне Святой Мессы, почитание мощей, паломничества, процессии, которые, безусловно, важны, но являются лишь нашим, человеческим обращением к Богу, в них мы сами совершаем молитву. Эти практики призваны продолжать литургическую жизнь Церкви, вести к ней, но не заменять ее.


Литургия неотделима от Святой Троицы
Литургия – и молитва, и действие Иисуса Христа: в литургии Христос не только молится, но и реально присутствует. Он приносит Самого Себя в Жертву руками священников на Святой Мессе. Если совершается крещение, то крестит Сам Христос. Он присутствует Словом Своим, ибо когда на литургии читается Священное Писание – говорит сам Христос. Таким образом, благодаря Таинствам, литургией Христос продолжает дело спасения.

Но литургия едина со Всей Пресвятой Троицей. В литургии Церковь воздает благодарение Богу Отцу – источнику всякого благословения. Поэтому, например, вся Евхаристическая молитва обращена к Отцу. Можно сказать, что Отец Небесный – источник и цель всякой литургии. В ответ на благословение Божие человек благословляет Бога. Церковь совершает приношение Отцу Его собственных даров.

Наконец, вся литургия совершается в Святом Духе. Именно Он Своей силой позволяет нам вознести благодарение Богу. Это Он напоминает о деле спасения, которое совершил Христос (анамнесис) и осуществляет Его реальное присутствие (эпиклесис).

Литургия в Писании

Христианская литургия уходит корнями в иудейскую. В Ветхом Завете имеется множество указаний на то, как следует совершать богослужение: место (храм), священные предметы (ковчег, жертвенник), служители (священники), время (суббота, праздники), обряды (очищение, обрезание, жертвоприношение и пр.). Однако Богу угоден не всякий культ. Пророки постоянно напоминают, что Бог смотрит прежде всего на внутреннее состояние приносящего жертву (см. Ис 1, 12-18). Верность сердца – необходимое условие подлинности культа. Верность завету – душа истинного богопочитания.

В Новом Завете Иисус Христос выходит за пределы прежнего культа. Конечно, Он считается с еврейскими обрядами: участвует в храмовых иерусалимских праздниках, молится псалмами. Как и пророки, Он требует прежде всего верности духу поклонения. Без чистоты сердца ритуальные очищения не имеют смысла. Но Иисус возвещает разрушение храма и говорит, что вместо него будет воздвигнут новый – храм Его воскресшего Тела (Ин 2, 19-22). Новый культ – поклонение в духе и истине, то есть оно совершается в Святом Духе (Ин 4, 23-24). Своей Жертвой Иисус Христос открывает нам доступ к небесному святилищу (Евр 7, 24-28), где каждый крещеный причастен священству Христа (Откр 5, 9-10).

Рождающаяся Церковь не сразу и не полностью порывает с иудейским храмовым богослужением. Как и Сам Христос, апостолы молятся и учат в иерусалимском храме. Но они постоянно говорят о новизне христианского богопочитания. Христиане празднуют Воскресение Христа в первый день недели, совершая Евхаристию, участие в которой требует крещения. Жестом возложения рук апостолы передают Духа Святого крещеным.

Литургия как освящение времени

Литургия объединяет все времена
Христианская литургия объединяет все времена: прошлое, настоящее и будущее. Мы называем Христа началом и концом, поэтому Его молитва касается всех времен.

В первую очередь христианская литургия совершается в воспоминание о Жертве и Воскресении Христа.

Но литургия является также продолжением дела спасения сегодня. Как возвещает Иисус Христос в синагоге Назарета: «Ныне исполнилось писание сие» (Лк 4, 21). Как мы уже говорили, Христос истинно присутствует в литургии: когда на литургии провозглашается Слово Божие – это Сам Господь говорит нам. Когда мы участвуем в Евхаристии, мы вместе со Христом действительно приносим Его единственную Жертву ради нашего спасения. Причащаясь Телу и Крови Христовым, мы реально соединяемся с Ним. Поэтому литургия дает нам возможность стать единым Телом в Святом Духе.

Наконец, литургия касается будущего, она эсхатологична, то есть устремлена к пришествию Христа. Церковь как Невеста Христова призывает Его и ждет Его возвращения, восклицая: «Маранафа!» (1 Кор 16, 22) Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр 22, 20). И когда Он придет, тогда все наши литургии закончатся, ибо сама наша жизнь станет хвалой (почитанием, поклонением) Богу. Нам больше не нужны будут видимые знаки невидимой благодати, потому что Бог станет «всё во всём» (1 Кор 15, 28).

Литургический цикл
Цель литургии – преображение земного времени в небесное, времени человеческого во время Божественное, то есть Хроноса в Кайрос. Иными словами, цель литургии – освящение времени. Существуют годовой литургический цикл, недельный и суточный.

В центре всех этих циклов находится Пасха, Воскресение Христово – вершина христианского литургического времени. Это праздник праздников и торжество торжеств. Другие праздники лишь отражают различные аспекты единой Пасхальной тайны. Даже Рождество Христово, второе по значимости празднество, лишь полагает начало Пасхальной тайне.

Литургический год начинается в первое воскресение Адвента. Четыре воскресенья Адвента – подготовка к Рождеству и радостное ожидание пришествия в мир Христа. Рождественское время  включает в себя цикл праздников, отражающих тайну Воплощения: Богоявление (в западной традиции – воспоминание поклонения волхвов), Крещение Господне. Пасха также имеет свой цикл. Она начинается сорокадневным Великим постом – особым временем для покаяния, молитвы и совершения дел милосердия. В древней Церкви Великий пост считался периодом подготовки катехуменов к крещению. Завершается Великий пост Страстной неделей, с Вербного воскресенья, когда Церковь воспоминает торжественный вход Иисуса в Иерусалим, до Пасхального Триденствия – сердца Литургического года. Великий четверг – установление Евхаристии, Страстная пятница – воспоминание страстей и крестной смерти Иисуса Христа, Великая суббота – единственный день в году, когда не совершается Евхаристия. Пасхальная ночь – Навечерие Пасхи – вершина литургического года. С нее начинается пасхальное время, которое длится пятьдесят дней: сорок дней до Вознесения Господня и еще десять дней до Пятидесятницы. Пятидесятница – это праздник сошествия Святого Духа на апостолов и рождения Церкви. После этого начинается рядовое время, которое считается временем Церкви. На протяжении литургического года Церковь совершает память святых, в первую очередь, Божией Матери, а также апостолов, мучеников…

Недельный литургический цикл начинается с воскресенья (Dies Domini – День Господень). Для христиан это первый день недели. Русский язык ясно выражает, что в этот день празднуется Воскресение Христово. Каждое воскресенье мы празднуем Пасху. Воскресенье называют также и восьмым днем – началом нового творения. Воскресенье – главный евхаристический день недели. Оно является фундаментом всего литургического года и освящает всю неделю, в течение которой каждый день совершается Евхаристия.

Суточный литургический цикл освящает повседневный ход времени совершением Литургии Часов, которая является общей молитвой Церкви. Богослужения суточного круга: Утреня, Дневной час, Вечерня, Повечерие, Час чтений состоят из псалмов, гимнов, молитв и других текстов, соотнесенных с соответствующим временем суток. Читать псалмы в течение дня – древняя традиция, которой следовали иудеи и сам Христос. Монашествующие особенно призваны освящать время подобной молитвой, но в Литургии Часов приглашены участвовать и все верные.

Иакинф Дестивель ОР

Библейские тексты для обсуждения:
Исх 13, 3-6
И сказал Моисей народу: помните сей день, в который вышли вы из Египта, из дома рабства, ибо рукою крепкою вывел вас Господь оттоле, и не ешьте квасного: сегодня выходите вы, в месяце Авиве. И когда введет тебя Господь [Бог твой] в землю Хананеев и Хеттеев, и Аморреев, и Евеев, и Иевусеев, [Гергесеев, и Ферезеев,] о которой клялся Он отцам твоим, что даст тебе землю, где течет молоко и мед, то совершай сие служение в сем месяце; семь дней ешь пресный хлеб, и в седьмой день — праздник Господу.

1Пар 29, 20-23
Орна обратился, увидел Ангела, и четыре сына его с ним скрылись. Орна молотил тогда пшеницу. И пришел Давид к Орне. Орна, взглянув и увидев Давида, вышел из гумна и поклонился Давиду лицем до земли. И сказал Давид Орне: отдай мне место под гумном, я построю на нем жертвенник Господу; за настоящую цену отдай мне его, чтобы прекратилось истребление народа. И сказал Орна Давиду: возьми себе; пусть делает господин мой царь что ему угодно; вот я отдаю и волов на всесожжение, и молотильные орудия на дрова, и пшеницу на приношение; все это отдаю даром.

Кол 3, 16-17
Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу. И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца.


Молитва: Откр 4, 11; 5, 9.10.12
Достоин Ты, Господи,
Приять славу и честь, и силу:

Ибо Ты сотворил все,
И все по Твоей воле существует и сотворено.

Достоин Ты взять книгу
И снять с нее печати,

Ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу
Из всякого колена и языка, и народа и племени,

И соделал нас царями и священниками Богу нашему;
И мы будем царствовать на земле.

Достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость
и крепость, и честь и славу и благословение.

Библейский текст для самостоятельного размышления:
Ин 4, 21-24
Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.


Вопрос для размышления: Какого участия в литургии ждет от каждого из нас Христос?


Традиция Церкви о литургии
Конституция II Ватиканского собора «О Священной Литургии» Sacrosanctum Concilium. 7.10.
7. Для свершения же столь великого дела Христос всегда присутствует в Своей Церкви, особенно в литургических действиях. Он присутствует в Жертвоприношении Мессы: как в лице служителя, ибо «Тот же, Кто однажды принёс Себя Самого на кресте, теперь приносит Себя Самого через служение священников», так и преимущественно под евхаристическими видами. Силою Своею Он присутствует в таинствах, так что, когда кто-либо совершает крещение, то крестит Сам Христос. Он присутствует в слове Своём, поскольку, когда в Церкви читается Священное Писание, говорит Он Сам. Наконец, Он присутствует, когда Церковь молится и воспевает псалмы — Он, обещавший: «где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них» (Мф 18, 20).
Действительно, в столь великом деле, которое в совершенстве прославляет Бога и освящает людей, Христос всегда приобщает к Себе Церковь, возлюбленную Невесту Свою, которая призывает Своего Господа и через Него совершает поклонение предвечному Отцу.
Поэтому Литургия справедливо считается осуществлением священнического служения Иисуса Христа: в ней освящение людей выражается через чувственно воспринимаемые знаки и совершается свойственным каждому из них образом, и в ней же мистическое Тело Иисуса Христа, то есть Глава и его члены, осуществляет публичное богопочитание во всей его полноте.
Следовательно, всякое литургическое служение, поскольку оно — дело Христа Священника и Его Тела, которое есть Церковь, является первостепенным священнодействием, с эффективностью которого по степени и по мере не может сравниться никакое иное действие Церкви.
10. Однако Литургия — это вершина, к которой стремится деятельность Церкви, а вместе с тем и источник, из которого исходит вся её сила. Ибо апостольские труды направлены к тому, чтобы все, через веру и Крещение став чадами Божьими, собирались воедино, славили Бога в Церкви, участвовали в Жертвоприношении и вкушали вечерю Господню.
В свою очередь, сама Литургия побуждает верующих, насыщенных «пасхальными таинствами», быть «единодушными в благочестии»; на ней возносится молитва о том, чтобы «в жизни они держались того, что приняли верою»; возобновление же завета Господня с людьми в Евхаристии безотлагательно привлекает и воспламеняет верных к любви Христовой. Итак, из Литургии, и в первую очередь из Евхаристии, словно из источника, на нас изливается благодать, и с величайшей действенностью достигается то освящение людей во Христе и прославление Бога, к которому, как к своей цели, устремляются все остальные действия Церкви.