Крестный путь в римском Колизее.

Предисловие

Когда Его Святейшество Папа Бенедикта XVI обратился ко мне с просьбой, переданной Его Преосвященством кардиналом Тарчизио Бертоне, подготовить в этом году размышления на богослужение Via Crucis, проводимое в Страстную пятницу в Колизее, я без малейших колебаний ответил согласием. Я сознаю, что таким образом Святейший Отец выказывает личную заботу о великом Азиатском континенте, и в частности, вовлекает в это торжественное выражение христианской веры всех верных Китая, для которых Via Crucis – близкая сердцу молитва. Папа пожелал, чтобы я донес до Колизея голос этих дальних братьев и сестер.

Очевидно, что главным действующим лицом этого Via Dolorosa является наш Господь Иисус Христос, каким мы видим Его в свете Евангелий и церковной традиции. И все же за Ним стоят многие люди прошлого и настоящего, в том числе и мы сами. Во время этой нашей совместной молитвы давайте будем помнить о присутствии столь многих братьев и сестер, которые жили прежде. Они, быть может, больше чем мы в собственной плоти пережили Страсти Иисуса. В их плоти Иисус был снова арестован, оклеветан, осмеян, повержен на землю и раздавлен тяжестью Креста, распят как преступник.

Очевидно, что в этот вечер в Колизее мы не одни. В сердце Святейшего Отца и в наших сердцах — все «живые мученики» двадцать первого века. «Te martyrum candidatus laudat exercitus».

Думая о гонениях, давайте будем помнить и о гонителях. Работая над текстом этих размышлений, я с ужасом осознал, насколько слаб во мне дух Христов. Мне потребовались усилия, чтобы очистить себя от немилосердных чувств по отношению к тем, кто причинил страдания Иисусу и кто в сегодняшнем мире заставляет страдать наших братьев и сестер. Лишь когда я увидел свои грехи и недостаток веры, я смог увидеть себя самого в числе гонителей, покаяться и исполниться благодарности за прощение, которое дарует наш Милосердный Учитель.

Итак, давайте начнем наши размышления, будем петь, обращать наши молитвы к Иисусу и молиться вместе с Ним о тех, кто страдает за Него, о тех, кто причиняет страдания Иисусу и Его братьям и сестрам, и о нас, грешных, — ведь и мы порой оказываемся среди Его преследователей.

Вступительная молитва

Иисусе, наш Спаситель, мы собрались здесь в этот день, в этот час, в этом месте, вспоминая многочисленных слуг Твоих, которые много веков назад, когда здесь ревела толпа и рычали голодные львы, были растерзаны и убиты за то, что остались верны Твоему Имени. Сегодня мы пришли сюда, чтобы выразить от имени всей Твоей Церкви благодарность за дар спасения, обретенный Твоими Страстями.

В течение веков по всему свету возникало множество Колизеев, где наши братья и сестры также подвергались жестоким преследованиям и где продолжались Твои Страдания. Сегодня вместе с Тобой и со всеми нашими братьями и сестрами, которые сегодня переживают гонения, мы с глубоким волнением начинаем Крестный путь, по которому Ты прежде нас прошел с такой великой любовью. 

СТОЯНИЕ ПЕРВОЕ. Борение Иисуса в Гефсиманском саду

Пришли в селение, называемое Гефсимания; и Он сказал ученикам Своим: посидите здесь, пока Я помолюсь. И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать. И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте. И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей; и говорил: Авва Отче! всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты. (Мк 14, 32-36)

Иисус испытывал страх, муку и скорбь, Его душа «скорбела смертельно». Он взял с собой трех друзей, но вскоре те уснули, и Он начал молиться в одиночестве: «Если возможно, пусть этот час минует Меня, пронеси эту чашу мимо Меня… Но, Отче, да будет воля Твоя».

Он пришел в мир, чтобы исполнить волю Отца, но именно теперь глубоко ощутил всю горечь греха и почувствовал Себя таким беспомощным.

В своем Послании к католикам Китая Папа Бенедикт XVI вспомнил то видение в Откровении святого Иоанна Богослова, в котором апостол плачет над запечатанной книгой истории человечества, mysterium iniquitatis. Только Ангец Закланный способен снять с нее печать.

Во многих странах мира Невеста Христова переживает темную ночь гонений, как когда-то Есфирь, которой угрожал ее недруг Аман, или как «Жена» из Откровения, которую преследовал дракон. Давайте будем бодрствовать, сопровождая Невесту Христову нашей молитвой.

Молитва

Иисусе, Боже Всемогущий, Ты пожелал облечься в немощь ради искупления наших грехов. Ты слышишь вопль преследуемых — эхо Твоего борения. Они вопрошают: «Почему мы угнетаемы? Почему унижены? Почему так долго томимся в рабстве?

Приходят на память слова из псалма: «Восстань, что спишь, Господи! Пробудись, не отринь навсегда. Для чего скрываешь лице Твое? Забываешь скорбь нашу и угнетение наше? Ибо душа наша унижена до праха, утроба наша прильнула к земле. Восстань на помощь нам». (Пс 43, 24-27)

Нет, Господи! Ты не вспомнил этот псалом в Гефсимании, но сказал: «Да будет воля Твоя!» Ты мог бы призвать двенадцать легионов ангелов, но Ты не сделал этого.

Господи, страдание вселяет в нас страх. Нас вновь одолевает искушение выбрать легкий путь к успеху. Помоги нам не бояться этого страха, помоги довериться Тебе.

СТОЯНИЕ ВТОРОЕ. Иуда предает Иисуса, ученики оставляют Его

И тотчас, как Он еще говорил, приходит Иуда, один из двенадцати. И, придя, тотчас подошел к Нему и говорит: Равви́! Равви́! и поцеловал Его. А они возложили на Него руки свои и взяли Его. Тогда, оставив Его, все бежали. Один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его. Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них. (Мк 14, 43a. 45-46. 50-52)

Предательство и бегство тех, кого Он избрал и поставил Апостолами, кому открыл тайны Царства, кому доверял совершенно! Это полный провал. Какая боль, какое унижение!

И все же это случилось, чтобы исполнилось сказанное через пророков. Иначе как обличить мерзость греха? Ведь грех — это не что иное, как предательство любви.

Предательство вызывает изумление, особенно когда предают пастыри. Как могли они так поступить? Дух бодр, плоть же немощна. Искушения, угрозы и шантаж ослабляют волю. И все же, какой соблазн для нас! Какая боль у Господа в Сердце!

Но не будем соблазняться этим! Отступничество — не редкость во времена преследований. Потом люди часто возвращаются в Церковь. Многие авторитетные толкователи видят в юноше, который оставил покрывало и убежал нагой (ср. Мк 14, 51—52), будущего евангелиста Марка.

Молитва

Господи, тот, кто бежит от Твоих Страстей, лишается достоинства. Помилуй нас, стоящих в наготе перед Твоим Величием. Позволь нам отдать Тебе наши самые постыдные раны.

Иисусе, оставить Тебя — значит оставить солнце. Когда мы пытаемся скрыться от солнца, мы погружаемся в холод и тьму.

Отче, мы далеко ушли от Твоего дома. Мы не достойны, чтобы Ты принял нас обратно. И все же Ты повелел омыть нас, одеть, дать нам обувь и перстень на руку.

СТОЯНИЕ ТРЕТЬЕ. Синедрион осуждает Иисуса на смерть

Первосвященники же и весь синедрион искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти; и не находили. Первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного? Иисус сказал: Я. Они же все признали Его повинным смерти. (Мк 14, 55. 61b-62a. 64b)

Синедрион был для народа Божия органом правосудия, но сейчас он осуждает Христа, Сына Благословенного, признает Его виновным и приговаривает к смерти.

Невинный осужден. «Вы слышали богохульство!» — говорят судьи и раздирают свои одежды. Но из евангельского рассказа мы знаем, что их к этому побудила зависть и ненависть. 

С другой стороны, святой Иоанн говорит, что в конечном счете первосвященник говорил от имени Бога: только позволяя осудить невинного Сына Бог мог спасти виновных братьев Иисуса.

На протяжении столетий сонмы невинных людей обрекались на ужасные страдания. Можно негодовать перед лицом такой несправедливости, но именно эти невинные души в единении со Христом, Агнцем Непорочным, приносят жертву во искупление грехов мира.

Молитва

Иисусе, Ты не пытаешься доказать Свою невиновность, у Тебя лишь одно стремление — вернуть человеку праведность, которую он утратил в результате греха.

Мы были Твоими врагами и никак не могли изменить своего состояния. Ты позволил вынести Себе приговор, чтобы даровать нам прощение. Спаситель, помоги нам в последний день не оказаться в числе осужденных.

СТОЯНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ. Петр отрекается от Иисуса

Когда Петр был на дворе внизу, пришла одна из служанок первосвященника и, увидев Петра греющегося и всмотревшись в него, сказала: и ты был с Иисусом Назарянином. Но он отрекся, сказав: не знаю и не понимаю, что ты говоришь. Тогда петух запел во второй раз. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от Меня; и начал плакать. (Мк14, 66—68.72)

«Хоть бы мне надлежало и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя» (Мк 14, 31). Петр говорил это искренне, но он не знал себя, не знал своей слабости. Он хотел пожертвовать собой, но забыл, что нуждается в жертве своего Учителя. Он утверждал, что умрет ради Иисуса, но Сам Иисус умер за него, ради его спасения.

Христос, нарекая Симона «камнем», на котором будет воздвигнута Церковь, привлек Апостола к участию в замысле спасения. Петр наивно полагал, что может что-то дать Учителю, тогда как все получил от Него даром, в том числе — прощение после отречения.

Иисус избрал Петра, чтобы сделать его основанием Своей  Церкви, и от Своего выбора не отказался. Покаявшись, Петр обрел способность укреплять своих братьев.

Молитва

Господи, когда Петр говорит по вдохновению, данному ему Отцом, он исповедует Тебя Христом, Сыном Бога Живого. Когда же он полагается на свой разум и благие намерения, то  становится препятствием для исполнения Твоей миссии. Самонадеянность приводит к тому, что он отрекается от Тебя, своего Учителя, но смиренное покаяние вновь утверждает его в призвании — быть камнем, на котором Ты строишь Свою Церковь. Ты желаешь доверить слабым, уязвимым людям продолжение дел искупления и тем являешь Свою Мудрость и Силу. 

Господи, храни тех, кого Ты избрал, чтобы врата ада не одолели Твоих слуг.

Взгляни на каждого из нас, как в ту ночь на Петра, когда пропел петух.

СТОЯНИЕ ПЯТОЕ. Суд Пилата над Иисусом

Пилат, отвечая, опять сказал им: что же хотите, чтобы я сделал с Тем, Которого вы называете Царем Иудейским? Они опять закричали: распни Его. Пилат сказал им: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее закричали: распни Его. Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие. (Мк15, 12—15)

Пилат выглядел сильным человеком, у него была власть над жизнью и смертью Иисуса. Он с удовольствием иронизировал, называя Его «Царем Иудейским». Но на самом деле он был человеком слабым, жалким и раболепным. Он боялся императора Тиберия, боялся народа, боялся первосвященников и в то же время презирал их в глубине души. Он отдал Иисуса на распятие, зная, что Он невиновен.

В безуспешной попытке спасти Иисуса, он отпустил на свободу опасного убийцу.

Тщетно он пытался омыть руки, обагренные невинной кровью.

Пилат — прообраз тех, кто обладает властью и силой, но правит не по справедливости.

Молитва

Иисусе, Ты мужественно объявил Себя Царем и этим пытался пробудить совесть у Пилата. Просвети тех, кто облечен властью, чтобы они признали невиновность Твоих последователей. Дай им мужество уважать свободу вероисповедания.

Люди часто сталкиваются с искушением поддерживать тех, кто облечен властью, и унижать слабых. А власть — у правящих миром, контролирующих торговые потоки и средства массовой информации. Но есть также люди, которые легко позволяют сильным мира сего манипулировать собой для угнетения слабых. Как могли эти люди кричать: «Распни Его!»? Ведь они знали Тебя как милосердного друга, который всем творил только добро!

СТОЯНИЕ ШЕСТОЕ. Иисуса бичуют и венчают тернием

Пилат, бив Иисуса, предал Его на распятие. А воины одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него; и начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский! И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему. (Мк 15, 15b. 17—19)

Бичевание в те времена было страшным наказанием. Ужасные бичи, «флагеллумы», которые были в ходу у римлян, разрывали плоть в клочья. А терновый венец, кроме того, что  причинял острейшую боль, был выражением издевательства и насмешки над царским достоинством божественного Узника, таким же, как плевки и пощечины.

Разные виды ужасных пыток по-прежнему рождаются в ожесточенном сердце человека, а причиняемые ими душевные страдания могут быть не менее тяжкими, чем физические. Нередко сами жертвы, в свою очередь, становятся мучителями. Неужели все эти страдания бессмысленны?

Молитва

Нет, Иисусе: Ты продолжаешь принимать на Себя и освящать всевозможные страдания: страдания больных, умирающих в нужде, гонимых. Но ярче других сияют страдания, переносимые ради Твоего Имени.

Ради страданий Твоих мучеников благослови Свою Церковь; да станет их кровь семенем, рождающим новых христиан. Мы твердо верим, что их страдания, даже если они нам представляются полным поражением, принесут победу Твоей Церкви. Господи, укрепи веру наших гонимых братьев.

СТОЯНИЕ СЕДЬМОЕ. Иисус берет на плечи Крест

Когда же насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды Его и повели Его, чтобы распять Его. (Мк 15, 20)

Крест, великий символ христианства, был орудием позорной казни, но стал славным знаменем победы.

Есть мужественные атеисты, которые готовы посвятить себя делу революции: они готовы обнять крест, но без Иисуса. Среди христиан есть атеисты «де-факто», которым нужен Иисус — но без Креста. Однако без Иисуса крест будет невыносим, а без Креста никто не может утверждать, что принадлежит Иисусу.

Давайте обнимем Крест и обнимем Иисуса, а вместе с Иисусом обнимем всех наших страдающих и гонимых братьев.

Молитва

О Божественный Искупитель, с какой великой радостью Ты обнял Крест, которого желал так сильно! Его огромная тяжесть ложится на Твои израненные плечи, но Сердце, полное Любви, поднимает эту тяжесть.

Великие святые понимали спасительное значение Креста, понимали столь глубоко, что восклицали: «Страдать или умереть!» Дай нам благодать решиться нести за Тобой по крайней мере наш собственный крест. Для каждого из нас Ты приготовил особый крест. У нас перед глазами образ Папы Иоанна Павла II на «Горе крестов» в Литве. Каждый из этих крестов мог бы рассказать свою историю — историю скорби и радости, унижения и триумфа, смерти и воскресения.

СТОЯНИЕ ВОСЬМОЕ. Симон Киринеянин помогает Иисусу нести Крест

И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его. (Мк 15, 21)

Симон Киринеянин шел с поля. Ему встретилась процессия осужденных на смерть, и его заставили нести Крест вместе с Иисусом. Позднее он возрадовался тому, что оказал услугу бедному осужденному Узнику, и стал одним из учеников ранней Церкви. Наверняка им восхищались и даже завидовали ему, ведь он удостоился особой милости — возможности утешить Иисуса в Его страданиях.

Молитва

Дорогой Иисус, Ты был благодарен Симону из Киринеи за помощь, хотя этот Крест по справедливости предназначался ему, как и каждому из нас. И так же, Иисусе, Ты  бываешь благодарен нам каждый раз, когда мы помогаем нашим братьям и сестрам нести их крест, хотя мы делаем только то, что должны делать во искупление своих грехов.

Иисусе, Ты находишься в начале этой цепочки сострадания. Ты несешь наш крест, и только поэтому мы способны помочь Твоим братьям и сестрам нести их крест.

Господи, как члены Твоего Тела, мы помогаем друг другу нести крест, и мы восхищаемся великим множеством «Симонов Киринейских», которые, быть может, еще не имеют веры, но, забывая о себе, стараются  облегчить Твои страдания в Твоих братьях и сестрах.

Помоги нам осознать, что, когда мы приходим на помощь нашим гонимым братьям, на самом деле мы сами, и даже в большей степени, получаем помощь от них.

СТОЯНИЕ ДЕВЯТОЕ. Иисус встречает иерусалимских женщин

И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших. (Лк 23, 27—28)

Любовь дает женщинам, особенно матерям, невероятную способность стойко переносить страдания. Они страдают от поступков мужчин, их душа болит за детей. Давайте подумаем о матерях всех тех молодых людей, которых за имя Христово преследуют и бросают в тюрьмы. Сколько бессонных ночей проводят эти матери, сколько ими пролито слез! Давайте подумаем о матерях, которые даже под страхом ареста и преследований не оставляют семейной молитвы, питая свои сердца надеждой на лучшие времена.

Молитва

Иисус, несмотря на Твои страдания, на Крестном пути Ты пожелал обратиться к женщинам со словами утешения. Дай и ныне услышать Твой утешающий и просвещающий голос столь многим страдающим женщинам.

Ты призываешь их плакать не о Тебе, но о себе и своих детях.

Ибо рыдая о Тебе, гонимому ныне в Твоих братьях и сестрах, они оплакивают страдания, которые приносят спасение человечеству, а значит, приносят радость. Оплакивать нужно страдания, причина которых — грех, превращающий и женщин, и их детей, и каждого из нас в сухое дерево, которое остается лишь бросить в огонь.

Господи, Ты посылал к нам Свою Матерь, Которая в Лурде и в Фатиме призывала к покаянию и молитве, чтобы отвратить гнев Божий. Побуди нас в последний наш час искренним сердцем ответить на этот настойчивый призыв!

СТОЯНИЕ ДЕСЯТОЕ. Иисуса распинают на Кресте

Был час третий, и распяли Его. Первосвященники с книжниками, насмехаясь, говорили друг другу: других спасал, а Себя не может спасти. В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? (Мк 15, 25.31.34)

Иисус, лишенный одежд, пригвожденный ко Кресту, испытывает нечеловеческие страдания. Осмеянный врагами, Он чувствует, что даже Отец Его оставил. Вот ад, который мы заслужили по нашим преступлениям. Иисус не сошел с Креста, не спас Себя Самого.

В нем исполнились пророчества о Муже Скорбей: «Нет в Нем ни вида, ни величия … и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему… Мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом… Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Ис 53, 2. 4. 6—7).

Молитва

О Иисусе Распятый, не только на горе Фавор, но еще более на Голгофе явил Ты нам Свой Лик — Лик Любви, Которая остается верной до конца.

Иногда, из почтения к Тебе, изображают Тебя даже на Кресте в царской мантии. Но мы не боимся явить Тебя миру таким, каким Ты был явлен на древе казни в ту пятницу, от шестого до девятого часа.

Созерцая тебя  на Кресте, мы испытываем стыд за нашу неверность, и нас переполняет благодарность за Твое бесконечное Милосердие. Господи, как дорого Ты заплатил за Свою Любовь к нам!

Вверяя себя благодати, которую мы можем черпать из Твоих Страстей, обещаем никогда больше не ранить Тебя. Мы желаем однажды удостоиться чести быть распятыми на кресте, как Петр и Андрей. Нас ободряет безмятежность и радость, которую нам дано было видеть на лицах Твоих верных слуг, мучеников нашего века.

СТОЯНИЕ ОДИННАДЦАТОЕ. Иисус обещает благоразумному разбойнику, что примет его в Своем Царстве

И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Один из повешенных сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю. (Лк 23, 33. 42—43)

Он был преступником. Он олицетворяет всех преступников, то есть каждого из нас. Ему посчастливилось страдать рядом с Иисусом, но это счастье выпадает всем нам. Подобно ему, давайте скажем: «Господи, помяни нас, когда придешь в Твое Царство». И мы услышим тот же ответ.

А как же те, кому не выпало счастья быть рядом с Иисусом? И с ними рядом Иисус: Он рядом с каждым человеком.

«Иисусе, помяни нас». Давайте скажем эти слова за себя, за наших друзей, за наших врагов, за тех, кто преследует наших друзей. Спасение всех людей — вот истинная победа Господа.

Молитва

Иисусе, помяни меня, когда я, осознавая свою неверность, испытываю искушение впасть в отчаяние.

Иисусе, помяни меня, когда, повторяя одни и те же ошибки, я вновь оказываюсь в долине мрака.

Иисусе, помяни меня, когда вижу, что все от меня устали, что никто мне  больше не верит, а я чувствую себя одиноким и оставленным.

СТОЯНИЕ ДВЕНАДЦАТОЕ. Матерь Иисуса и любимый ученик у подножия Креста

При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе. (Ин 19, 25—27)

Иисус не думает о себе даже в момент величайшего страдания: Он думает о Своей Матери и обо всех нас. Как знать, что было прежде: Он препоручил Свою Мать ученику, как сообщает святой Иоанн, или же прежде Он вверил этого ученика Своей Матери?

align=“justify”>В любом случае для ученика Мария всегда будет Матерью, Которую перед смертью препоручил ему Учитель, а для Марии ученик всегда будет сыном, которого Ей доверил перед смертью Ее Сын. Она всегда будет духовно близка ему, особенно — в час смерти. Она, наша Мать, в час смертных страданий всегда рядом с каждым из мучеников. Она всегда будет стоять у подножия Креста, ободряя нас.

Молитва

Иисус, Мария, Вы страдали вместе до конца: Иисус — на Кресте, Мария — у  подножия Креста. Копье пробило бок Спасителя, меч пронзил душу Девы и Матери.

На самом деле это мы нашими грехами причинили Вам такие страдания.

Примите наше раскаяние, ведь из-за нашей слабости мы постоянно рискуем снова предать, отречься, сбежать.

Примите дань верности от тех, кто последовал примеру святого Иоанна, кто мужественно остался у подножия Креста.

Иисус, Мария, приношу Вам мое сердце и душу. Иисус, Мария, помогите мне в мой смертный час. Иисус, Мария, пусть в момент моего последнего вздоха я буду пребывать в мире с Вами.

СТОЯНИЕ ТРИНАДЦАТОЕ. Иисус умирает на Кресте

Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух. (Лк 23, 46)

Иисус умирает на самом деле, потому что Он истинный человек. Он предает последний вздох Отцу. О, как драгоценен этот вздох! Дыхание жизни было дано первому человеку, и воскресением Иисуса оно дано нам снова, чтобы мы могли вверить каждый свой вздох Тому, Кто дал нам дыхание. Как мы боимся смерти, как мы порабощены этим страхом! Смысл и ценность жизни человека определяются тем, как он ее отдает. Даже для неверующего неприемлемо цепляться за жизнь любой ценой, тем самым лишая ее всякого смысла. А для Иисуса нет больше той любви, чем та, что побуждает нас отдать свою жизнь за друзей. Те, кто слишком привязаны к жизни, потеряют ее. Те, кто готовы пожертвовать собой, свою жизнь сохранят.

Мученики дали наивысшее свидетельство своей любви. Они не постыдились своего Учителя перед людьми. И Учитель с гордостью явит их всему человечеству в последний день.

Молитва

Иисусе, Ты принял человеческую жизнь, чтобы отдать ее. Приняв подобие нашей греховной плоти, Ты, Бессмертный Царь, стал смертным. Приняв самую ужасную смерть, последний плод греха, Ты совершил великий подвиг полного доверия Отцу. „In manus tuas, Domine, commendo spiritum meum” — «В руки Твои, Господи, предаю дух Мой».

СТОЯНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОЕ. Иисуса снимают с Креста и полагают во гробе

Иосиф из Аримафеи, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба. (Мк 15, 46)

Иисус пожелал не сходить с Креста живым, Он восстал из могилы. Настоящая смерть, совершенная тишина, три дня Слово Жизни будет хранить молчание.

Давайте представим себе ужас, который пережили наши прародители, когда увидели безжизненное тело Авеля — того, кто первый стал жертвой смерти.

Давайте помыслим о той скорби, с которой Мария приняла на руки тело Иисуса, сплошь покрытое ранами — больше червь, нежели  человек, уже неспособный ответить на любящий взгляд Матери. Тело Иисуса поспешно омоют, спеленают, и его примет холодный камень могилы. Теперь остается только ждать. Кажется, ждать бесконечно — ждать до третьего дня.

Молитва

Господи, нам кажется, что три дня — это так долго. Более сильные из нас устают, слабые — падают, а надменные высоко поднимают голову. Господи, укрепи сильных, подними слабых, приведи на путь обращения каждое сердце.

Разве мы не имеем права торопить события, желать, чтобы Церковь победила уже сегодня? Разве наша победа не состоит в самом нашем горячем желании ее увидеть? Господи, укрепи нас, чтобы мы пребывали в единении с Церковью безмолвия, чтобы мы смиренно приняли смерть и пали в землю, подобно пшеничному зерну.

Помоги нам, Господи, всегда помнить Твои слова: «Не бойтесь! Я победил мир. В Меня веруйте. Я с вами во все дни, до скончания века».

Господи, умножь в нас веру!

Оставьте комментарий