Крестный путь в Римском Колизее в 2009 г.

Крестный путь в Римском Колизее в 2009 г.
Размышления архиепископа Томаса Менампарампила, SDV, ординария Гувахати, Индия (сокращенный вариант).


Перед началом Крестного пути (вступление)


Дорогие братья и сестры, мы прибыли сюда, чтобы вместе воспеть «гимн надежды». Когда тяжелые события происходят одно за другим, нас охватывает тревога. Когда несчастье касается непосредственно нас самих, наша вера подвергается испытанию. Но еще не всё потеряно. Обновим и укрепим нашу веру, по-прежнему будем доверять Господу. Ибо Он «спасает сокрушенных сердцем». И эта надежда исчезнуть не может.


Когда мы  всматриваемся в страдания Иисуса, обратим внимание на их искупительную силу. Посреди стихийных бедствий, войн, переворотов и всевозможных конфликтов существует тихое присутствие Бога. Он зло превращает в добро. Поэтому «мужайтесь, и да укрепляется сердце ваше, все надеющиеся на Господа»!


Стояние первое. Духовное борение Иисуса в Гефсиманском саду


Из св. Евангелия от Луки (22, 41-44)
И Сам отошел от них на вержение камня и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! О, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился; и был пот Его, как капли крови, падающие на землю.


РАЗМЫШЛЕНИЕ


Иисус страдал. На Него обрушились боль, тревога и тяжесть грехов всего человечества. Но, чем сильнее была боль, тем усерднее становилась Его молитва.
Для нас боль всегда является вызовом. Испытывая боль, мы чувствуем себя одинокими. Но если мы обращаемся к Богу, то становимся сильнее духом и ближе к нашим братьям, находящимся в беде. Помолимся за тех, кто страдает.


МОЛИТВА


Господи Иисусе, соделай, чтобы мы всё глубже понимали великую тайну зла, осознавая и свою к ней причастность. Поскольку страдание вошло в жизнь человека через грех, Твой план предусматривал спасение человечества через страдание. Да не пропадет даром ни одно страдание: ни самое маленькое огорчение, неприятность или неудача, с которыми мы сталкиваемся каждый день, ни самое большое, внезапное несчастье. Пусть страдание, которое мы переносим, соединяясь с Тобой, будет угодно Тебе и принесет плод надежды.


Стояние второе. Иисус, преданный Иудой, удерживает Петра от насилия


Из  св. Евангелия от Луки и от Матфея (Лк 22, 47-50; Мф 26, 52.56)
Когда Он еще говорил это, появился народ, а впереди его шел один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть. Иисус же сказал ему: Иуда! Целованием ли предаешь Сына Человеческого? Бывшие же с Ним, видя, к чему идет дело, сказали Ему: Господи! Не ударить ли нам мечом? И один из них ударил раба первосвященникова и отсек ему правое ухо.
Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, от меча и погибнут. Тогда все ученики, оставив Его, бежали.


РАЗМЫШЛЕНИЕ


Друг, которому Иисус доверял, предал Его, и предал поцелуем.
То, как Иисус переносит насилие над собой, содержит послание нашему времени. Насилие равносильно самоубийству – так говорит Он Петру.  Невозможно одно насилие победить другим, необходима высшая духовная сила, которая изольется на всех исцеляющей любовью. Иисус прикасается к рабу первосвященника и исцеляет его. И сегодня преступник может нуждаться в исцеляющем жесте любви, выходящей за рамки обыденности.
Агрессия и насилие не могут быть ответом. Скорее ответом должны быть любовь, диалог и поиски согласия. Даже если нам кажется, что у нас не хватит на это сил, будем хотя бы сеять семена мира, которые дадут плоды в свое время.


МОЛИТВА


Господи Иисусе, считай нас Своими друзьями, даже если мы сами замечаем в себе неверность. Мы признаем наши грехи. Как часто мы бросаемся в пучину мимолетных желаний и безрассудных идей!
Господи, сдерживай наши порывы в напряженных ситуациях, как Ты  сдерживал горячность Петра. Помоги нам сохранять спокойствие духа перед лицом неприятностей и несправедливого к нам отношения. Постоянно убеждай нас в том, что «кроткий ответ отвращает гнев» в наших семьях, что доброта, соединенная с мудростью, приносит всем мир. «Господи, соделай меня орудием Твоего мира».


Стояние третье. Синедрион приговаривает Иисуса к смерти


Из св. Евангелия от Матфея (26, 62-66)
И встав, первосвященник сказал Ему: что же ничего не отвечаешь? Что они против Тебя свидетельствуют? Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом Живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы и грядущего на облаках небесных. Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! На что еще нам свидетелей? Вот, теперь вы слышали богохульство Его! Как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти.


РАЗМЫШЛЕНИЕ


В каждой стране были невинные люди, которые страдали, которые умирали, сражаясь за справедливость. Сражающиеся за «бедняков Господних» становятся участниками дела Божиего, поскольку Бог защищает права слабых и угнетенных. Тот, кто делает это в духе Христовом, несет надежду угнетенным, а кроме того, своим примером увещевает преступника.
Способ борьбы Иисуса за справедливость основывается не на разжигании гнева по отношению к противнику, ибо в этом случае подвергшийся нападению может впасть в еще большую несправедливость. Наоборот, он основан на пробуждении доброй воли у неприятеля, так что тот сам отступает от своих несправедливых намерений, благодаря перемене сердца.


МОЛИТВА


Господи, мы часто спешим осудить других, не принимая во внимание обстоятельств и человеческих чувств! Прости нас!
Когда нас самих осуждают или несправедливо к нам относятся, дай нам, Господи, внутренний мир и доверие к Тебе, которое Твой Сын явил перед лицом несправедливости. Помоги нам нести Твое  слово в ситуации, полные напряжения и страха, чтобы оно могло явить свою преобразующую силу.


Стояние четвертое. Петр отрекается от Иисуса


Из св. Евангелия от Луки (22, 54-62)
Взяв Его, повели и привели в дом первосвященника. Петр же следовал издали. Когда они развели огонь посреди двора и сели вместе, сел и Петр между ними. Одна служанка, увидев его сидящего у огня и всмотревшись в него, сказала: и этот был с Ним. Но он отрекся от Него, сказав женщине: я не знаю Его. Вскоре потом другой, увидев его, сказал: и ты из них. Но Петр сказал этому человеку: нет! Прошло с час времени, еще некто настоятельно говорил: точно, и этот был с Ним, ибо он Галилеянин. Но Петр сказал тому человеку: не знаю, что ты говоришь. И тотчас, когда еще говорил он, запел петух. Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, когда Он сказал ему: «Прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды». И выйдя вон, горько заплакал.


РАЗМЫШЛЕНИЕ


Петр уверял, что силен, а не устоял перед молодой служанкой. Человеческая слабость внезапно овладевает нами, и мы падаем. Поэтому Иисус заповедал нам бодрствовать и молиться. Он учит нас отречься от себя и приблизиться к Богу.
В нас есть что-то бунтарское. Мы часто бываем непостоянны, но не можем осознать этой внутренней непоследовательности. Петр все понял, встретившись со взглядом Иисуса.
И тогда заплакал.


МОЛИТВА


Господи, как же легко мы относимся даже к значительному расхождению между тем, какими мы представляем себя, и тем, какие мы на самом деле! Как часто мы не способны справиться с последствиями своих собственных решений, а порой даже выполнить самые торжественные обещания. В результате мы боязливы и нерешительны в минуты, когда необходимо всецело отдаться Твоему делу!
Даруй нам внутреннее постоянство. Помогай нам благополучно доводить до конца всякое начатое доброе дело. Сделай нас способными быть «сильными и совершенными в исполнении всякой воли Божией».


Стояние пятое. Пилат осуждает Иисуса


Из св. Евангелия от Луки ( 23, 22-25)
Он в третий раз сказал им: какое же зло сделал Он? Я ничего, достойного смерти, не нашел в Нем; итак, наказав Его, отпущу. Но они продолжали с великим криком требовать, чтобы Он был распят; и превозмог крик их и первосвященников. Пилат решил, да будет по прошению их, и отпустил им посаженного за возмущение и убийство в темницу, которого они просили; а Иисуса предал в их волю.


РАЗМЫШЛЕНИЕ


Не истиной, не справедливостью руководствовался Пилат, только своими интересами. Такой образ действий не помог ему ни в этом случае, ни в дальнейшей карьере.
Люди часто делают то, что быстро приносит удовлетворение. Наши решения часто продиктованы соглашательством, а не правдой и справедливостью. Тем самым мы затрагиваем интересы других людей и всего человечества. Помолимся, чтобы наша жизнь и жизнь общества были проникнуты истиной и справедливостью Слова Божьего.


МОЛИТВА


Господи, дай нам мужество и отвагу в принятии ответственных решений. Помоги нам сохранять веру и чистую совесть, как в личной, так и в общественной жизни.
Соделай, чтобы отбросив половинчатые решения и суждения, мы умели стремиться к тому, что есть вечная истина, красота и добро.


Стояние шестое. Бичевание Иисуса и увенчание тернием


Из св. Евангелия от Матфея (27, 26-30)
Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие. Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк и, раздев Его, одели в багряницу; и сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь перед Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! И плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове.


РАЗМЫШЛЕНИЕ


История человечества полна ненависти и войн.
Иисус продолжает страдать, когда преследуют верующих в Него. Он страдает, когда в судах манипулируют справедливостью, когда пускает корни коррупция, когда несправедливые структуры притесняют бедных, когда уничтожаются меньшинства, а беженцы и вытесненные на обочину жизни люди угнетаются. С Иисуса срываются одежды, когда человека унижают на экране, когда женщин вынуждают терять свое достоинство, когда дети трущоб целыми днями роются в отбросах.


МОЛИТВА


Господи Иисусе, мы знаем, что Ты страдаешь, когда мы сами становимся причиной страдания друг для друга и равнодушно миримся с этим. Твое сердце преисполнилось сочувствием и жалостью, когда Ты увидел толпы измученных людей, подобных овцам без пастыря. Дай мне глаза, способные видеть нужду бедных. Дай мне сердце, пылающее любовью. Дай мне силы, чтобы моя любовь плодоносила служением.
Прежде всего, соделай, чтобы мы могли делиться с бедными Твоим словом надежды и верой в Твою помощь. Помоги нам нести живое солнце Твоей радости в жизнь тех, кто идет дорогой отчаяния.


Стояние седьмое. Осмеянного Иисуса ведут на распятие


Из св. Евангелия от Матфея (27, 31)
И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие.


РАЗМЫШЛЕНИЕ


Иисус, перед именем которого «преклонится всякое колено небесных, земных и преисподних», стал объектом издевательств. И сегодня Иисуса унижают на новый лад, когда величайшие и самые святые истины веры опошляются, когда уничтожается понятие таинства, сакрума, а религиозные чувства считаются достоянием далекого прошлого. Ценности и основы, которые обеспечивали единство и сплоченность общества и вели людей к высшим идеалам, высмеяны и выброшены за борт. Иисус и сейчас подвергается осмеянию!


МОЛИТВА


Мы верим, Господи, но слишком мало. «Помоги нашему неверию»! Соделай нас способными видеть тебя на улицах городов, любить Тебя в нерожденных детях.
Боже, дай нам понять, что и на горе Фавор, и на Голгофе Твой Сын – Господь. В сияющих одеждах или обнаженный, он – Спаситель мира. Помоги нам быть открытыми Его молчаливому присутствию не только в дарохранительнице, Слове, святилищах, но  и в трущобах, в простых людях, в жизни бедноты, в улыбке ребенка.


Стояние восьмое. Киринеянин помогает Иисусу нести крест


Из св. Евангелия от Луки (23, 26)
И когда повели Его, захватили некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом.


РАЗМЫШЛЕНИЕ


Симон из Киринеи принимает крест и идет за Иисусом. Он ничем не отличается от миллионов христиан, глубоко связанных с Иисусом.
В Симоне явлена святость обычных вещей и величие того, что кажется нам незначительным. Потому что самое малое имеет таинственную связь с великим, а обычное  – с необычным, сверхъестественным.


МОЛИТВА


Боже, в Твоем плане спасения Ты возвышаешь смиренных и поддерживаешь убогих. Укрепи Твою Церковь в служении обиженным и угнетенным.
Пусть пример Твоей слуги, матери Терезы из Калькутты, вдохновляет нас и заставляет не щадить своих сил и средств ради беднейших из бедных.


Стояние девятое. Иисус встречает иерусалимских женщин


Из св. Евангелия от Луки (23, 27-28)
И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших.


РАЗМЫШЛЕНИЕ


Видя женщин в слезах, Иисус забывает о Себе. Он думает не о Своем страдании, а о трагическом будущем, которое ждет их самих и их детей.
Судьба всего общества тесно связана с положением женщин в нем. Если общество пренебрегает женщинами, оно не может подняться на более высокий уровень развития, чтобы достичь своих истинных возможностей.
Иисус и сейчас говорит людям: «Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших».


МОЛИТВА


Боже, Ты – Господин истории. Но Ты желаешь нашего сотрудничества в осуществлении Твоих планов. Помоги нам ответственно принимать участие в общественной жизни. Пробуди в нас миссионеров во всем, что мы делаем; углуби в нас чувство ответственности по отношению друг к другу, к обществу, к общему будущему и к Тебе. Ибо Ты доверил нам судьбу наших общин и всего человечества.


Стояние десятое. Иисуса прибивают к кресту


Из св. Евангелия от Луки и от Матфея (Лк 23, 33-37;  Мф 27, 46)
И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! Прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий. И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал, пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий. Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого.
А около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! Лама савахвани? То есть: Боже мой, Боже мой! – для чего Ты Меня оставил?


РАЗМЫШЛЕНИЕ


Страдание Иисуса достигает вершины. Он чувствует Себя оставленным даже Отцом!
По своему опыту мы знаем, что даже самый сильный человек может впасть в отчаяние. Усиливается разочарование, нарастает гнев и ожесточение. Болезни, неудачи, несчастья, преследования – все это может прийти внезапно. Это может случиться и с нами. Именно в такие минуты мы должны напоминать себе, что Иисус никогда не совершает ошибок. Он взывает к Отцу. Пусть и наш крик о помощи будет направлен к Отцу, который всегда приходит, чтобы помочь, «избавить нас от всех опасностей», если мы обращаемся к Нему.


МОЛИТВА


Господи, когда тучи собираются на горизонте, и кажется, что всё пропало, когда нет друга рядом, а надежда тает, научи нас верить в то, что Ты обязательно придешь к нам на помощь. Пусть переживание боли и внутренней тьмы научит нас великой истине, что в Тебе ничто не погибает, что даже наши грехи, будучи исповеданы, служат определенной цели, как сухое дерево в зимнюю стужу.
В Тебе даже самая большая утрата – приобретение. Твоя смерть – это заря воскресения.


Стояние одиннадцатое. Иисус обещает свое Царствие доброму разбойнику


Из св. Евангелия от Луки (23, 39-43)
Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал  ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.


РАЗМЫШЛЕНИЕ


Убеждает и обращает не красноречие. В случае Петра – это был взгляд любви; в случае доброго разбойника – спокойствие духа и отсутствие отчаяния. Обращение приходит словно чудо. Бог открывает тебе глаза. Ты видишь Его присутствие и Его действие.
«Ищу лица Твоего, Господи; не скрывай лица Твоего от меня».


МОЛИТВА


О, Господи, сегодня молю Тебя со слезами: «Иисусе, помяни меня, когда приидешь в Царствие Твое». Этого Царствия мы с тоской ожидаем. Оно – вечное жилище, приготовленное ищущим Тебя. Дай мне духа Твоего, Господи, когда я  шаг за шагом приближаюсь к вечности. Рассей тьму на этом пути, направляй мой взор к вершине!


Стояние двенадцатое. Матерь Иисуса и возлюбленный ученик под крестом


Из св. Евангелия от Иоанна (19, 25-27)
При кресте Иисуса стояли Матерь Его, и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и  ученика, тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! Се, сын Твой. Потом говорит ученику: Се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.


РАЗМЫШЛЕНИЕ


В страдании мы нуждаемся в сочувствии, солидарности. Мария, Мать Иисуса, напоминает нам о любви, сочувствии и солидарности семьи; Иоанн – о поддержке общины. Хорошая семья, отношения в общине, дружеская близость – это основы развития человеческой личности.
В Марии нет ни малейшего признака ожесточения или неприязни. Она – символ «прощения в вере и надежде». Надежда вызывает прощение.
Существуют исторические раны, которые сохраняются в памяти народов веками. Если ожесточение и гнев, вызванные такими ранами, не будут преобразованы через прощение в новую энергию любви, мы проиграем все, как человечество. Исцеление через прощение зажигает свет надежды на будущую жизнь «в мире и покое» для всех людей.


МОЛИТВА


Господи Иисусе, Твоя Мать молча стояла рядом с Тобой, когда Ты умирал. Она оставалась в тени, когда Тебя называли великим пророком, но в минуты унижения Она была рядом. Соделай, чтобы я имел мужество оставаться верным Тебе даже там, где Тебя отвергают.  Соделай, чтобы я не стеснялся своей принадлежности к «малому стаду».
Господи, дай мне помнить всегда, что даже те, кого я считаю врагами, принадлежат человеческой семье. Если они относятся ко мне несправедливо, соделай, чтобы моей молитвой было только: «Отче, прости им, ибо не знают, что делают». Ведь может так случиться, что в этот момент кто-то неожиданно распознает истинный облик Христа и подобно сотнику воскликнет: «Истинно, этот человек был Сыном Божиим».


Стояние тринадцатое. Иисус умирает на кресте


Из св. Евангелия от Луки (23, 46)
Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! В руки Твои предаю дух Мой. И сие сказав, испустил дух.


РАЗМЫШЛЕНИЕ


Иисус предал Свой дух Отцу с полным доверием. То, что Его враги считали поражением, оказалось триумфом. Когда пророк умирает за дело, которому служил, то этим он в последний раз доказывает истинность того, что провозглашал. Смерть Христа – это нечто большее: она приносит искупление. Христос так привлекает меня к Себе,  что я полностью становлюсь Его.


МОЛИТВА


Господи Иисусе, моими грехами Ты был прибит к кресту. Помоги мне глубже осознать тяжесть моей вины и величие Твой любви. Признаемся: «Согрешили мы, поступали беззаконно, действовали нечестиво, упорствовали и отступили от заповедей Твоих, не слушали рабов Твоих, пророков».
Ничто во мне не заслуживает Твоей милости. Благодарю Тебя за Твою безграничную доброту ко мне. Помоги мне жить для Тебя, сделай мою жизнь подобной Твоей, так, чтобы я был соединен с Тобой и стал новым творением.


Стояние четырнадцатое. Снятие Иисуса с креста и положение во гроб


Из св. Евангелия от Марка (15, 46)
Он, купив плащаницу и сняв Его (с креста), обвил плащаницею и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба.


РАЗМЫШЛЕНИЕ


Трагедия заставляет нас задуматься. Когда смерть рядом, нам открывается другой мир. Мы избавляемся от иллюзий и глубже понимаем действительность.
После того, как Иисус оставил землю, христиане стали оглядываться назад и понимать Его жизнь и Его миссию. Они донесли Его послание во все уголки мира. Это послание – сам Иисус Христос, который есть сила и мудрость Божия. Он живой вовеки, и наше конечное предназначение – быть с Ним.


МОЛИТВА


Господи Иисусе, когда мы мучительно пробираемся по жизненным тропам, позволь нам увидеть отблески нашего истинного предназначения, когда «смерти не будет уже. Ни плача, ни вопля, ни болезни».
Это – благая весть, которую мы хотим провозглашать всеми способами. Посвятим же себя этому делу полностью, трудясь днем и ночью, пока хватит сил. Господи, соделай нас истинными посланниками Благой Вести.