Лазарь, выходи!

Лазарь, выходи!
Проповедь о. Матеуша Липницкого, ОР в 5 Воскресенье Великого Поста


Евангельский рассказ о воскрешении Лазаря всегда казался мне очень интересным, но вместе с тем непонятным. После чтения этого евангельского отрывка у меня появляются вопросы, на которые я до сих пор, к сожалению, не могу найти ответа. Иисус, когда узнает о болезни Лазаря, не спешит к нему, не бежит к Своему другу, но спокойно откладывает Свое путешествие в Вифанию на два дня. И приходит Он туда не вовремя, можем сказать, что даже на отпевание не успел. Навстречу Иисусу выходят сестры Лазаря. Из опыта собственной жизни мы понимаем, что чувствовали эти женщины.  Марфа, можем сказать прямо, имеет претензии к Иисусу и говорит Ему: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой». Мы очень хорошо понимаем чувства Марфы, особенно те из нас, кто столкнулся в своей жизни со смертью. Слова Марфы становятся близки нам. Нам самим случалось говорить подобные слова. Если умирает человек хороший, добрый и еще молодой, у нас появляется мысль, что Иисус оставил его, не пришел вовремя, забыл о Своей любви. Иисус объяснил Своим ученикам, какова цель болезни Лазаря, но, по-моему, даже они не понимали Его намерений. Мы также не понимаем смысла трагедий, которые происходят в нашей жизни. Однако нам надо доверять Богу, что всё происходящее в нашей жизни, если только это согласно с волей Божией, имеет смысл и ведет к прославлению Бога. Часто случается, что нам не постичь, что совершает Господь в нашей жизни, но придет время, когда всё узнаем.


Если помним книгу Бытия и то, что случилось с людьми в раю, то знаем, что смерть вошла в нашу жизнь по причине греха. По такой же причине она пришла и к Лазарю. Отцы Церкви часто говорили, что евангелист Иоанн символически хочет нам указать Лазаря, обвитого погребальными пеленами, как человека, находящегося в  узах греха, которого Иисус из этих уз освобождает, призывая его прийти к Себе.


Когда я думал о Лазаре и его воскрешении из мертвых, это событие всегда казалось мне прекрасным, но мне было сложно сказать, какое отношение это имеет к моей жизни. В те моменты, когда я встречался со смертью, мне приходила в голову мысль, что в этом Евангелии я могу поставить себя на место одного из плачущих, собравшихся в доме Лазаря. Если же смерть касалась кого-то мне близкого, я даже мог поставить себя на место Марии или Марфы. Но ни разу я не подумал, что часто нахожусь на месте Лазаря. Ведь я чувствую себя замечательно и в ни в какой гроб сейчас не собираюсь. Но я могу поставить себя на место Лазаря, потому что в моей жизни есть грех, который ведет меня к смерти, убивает меня. Случается, что я нахожусь в этих погребальных пеленах греха и мне сложно прийти к Иисусу. Случается, что я отдаляюсь от Иисуса, ухожу так далеко, что уже не могу увидеть Его. И я подумал, что этот громкий голос Христа, призывающий Лазаря к жизни, сегодня к жизни призывает меня. К жизни в свободе и радости.


Лазарь умер дважды, но его вторая смерть была уже со Христом, эта смерть была уже не погружением в преисподнюю, но переходом в рай.