Путь катехумена

09. Май 2013

Духовная жизнь, Путь катехумена. Автор: о. Иакинф Дестивель ОР

Путь катехумена

Тема 29. Миссия – наше общее призвание

Слово «миссия» происходит от латинского глагола «mittere», что означает «посылать»; оно соответствует греческому слову, обозначающему апостольство. Исповедуя веру в апостольскую Церковь, мы говорим не только об апостольском преемстве Церкви, но и об ее миссионерском призвании.

Источник всякой миссии – Бог. В Ветхом Завете Бог открывается народу через пророков, которых Он сам посылает. Как правило, этих пророков плохо принимали, потому что они всегда напоминали о требованиях завета и обличали зло.

«Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас»

Миссия Церкви продолжает миссию, с которой Христос пришел к людям от Отца – примирить мир с Богом. Первый миссионер – Сам Христос, который говорит о Себе как о человеке, посланном Богом: «Не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца» (Ин 5,30). Эту миссию Иисус Христос возложил на Своих учеников, говоря им: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Ин 20,21), - и еще, - «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф 28,19).

Эта миссия отчасти лежит на преемниках апостолов – епископах, но на самом деле все крещеные призваны быть миссионерами, поскольку в силу крещения они приобщены достоинству Христа-Пророка. Каждый христианин может сказать вместе с апостолом Павлом: «Горе мне, если не благовествую!» (1 Кор 9,16). И как апостолы не могли не говорить о том, «что видели и слышали» (Деян 4,20), так и мы не можем не свидетельствовать о Христе. И действительно: тот, кто любит, не может не говорить о своей любви, а верующий не может не говорить о своей вере. Он чувствует неодолимое побуждение свидетельствовать о Боге, дарующем ему жизнь. Эта сила, побуждающая свидетельствовать о Боге, – сила Святого Духа, который по-настоящему действует в миссии: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями» (Деян 1,8).

Проповедовать – значит свидетельствовать о живом Боге

Иисус, отправляя апостолов проповедовать, дал им заповеди «…ничего не брать в дорогу, кроме одного посоха: ни сумы, ни хлеба, ни меди в поясе, но обуваться в простую обувь и не носить двух одежд» (Мк 6,8-9). Это удивительно, что Господь, отправляя апостолов на миссию, дает указания, как надо одеваться, но ничего не говорит о содержании проповеди. Интересно отметить, что требования Христа, относящиеся к одежде, очень похожи на требования Ветхого Завета, касающиеся празднования Пасхи, особенно в том, что касается обуви и посоха: «…пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью; это – Пасха Господня» (Исх 12,11). Вероятно, евангелист хочет сказать, что апостольская миссия является пасхальным опытом. И тогда становится понятным, почему одной одежды достаточно: потому что, как говорит апостол Павел, «все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал 3,27).

Если Господь больше говорит об одежде миссионеров, чем о содержании их проповеди, Он делает это потому, что проповедовать – значит свидетельствовать о воскресшем Христе. Проповедовать – это преподавать учение или сообщать информацию. Проповедовать – это, прежде всего, свидетельствовать о живом Боге. Миссия – это не работа, которую надо выполнить, это дар, которым нам надо делиться.

Четыре условия миссии

Лука – единственный евангелист, рассказывающий не только об избрании Христом двенадцати апостолов, но и об избрании семидесяти учеников. Это объясняется, скорее всего, тем, что Луку более других евангелистов волнует не только миссия профессиональных проповедников, но и миссия каждого из христиан. С этой точки зрения первое предложение этого рассказа особенно важно: «Избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти» (Лк 10,1). В этом предложении можно найти четыре условия миссии.

Господь избрал. Не нам выбирать себе призвание, свою миссию по той причине, что нам это нравится или мы думаем, что у нас особые дарования для этого. Призвание предполагает призыв Бога, миссия предполагает быть посланными Богом (сама этимология слова «миссия» свидетельствует об этом). Нет миссии без избрания Богом.

Во-вторых, почему именно семьдесят учеников? Книга Бытия после потопа перечисляет семьдесят народов, символизирующих полноту человечества. Христос хочет, чтобы к каждому народу пришел избранный Им проповедник. Этот факт показывает, что Господь посылает своих учеников не вообще проповедовать, а к конкретным людям, нуждающимся в Евангелии. И сегодня епископы имеют в своих титулах, как правило, имя определенного города. Священников и диаконов рукополагают и посылают из-за нужды конкретной общины. И мы призваны Господом не к абстрактному делу, мы посланы не вообще на миссию, а к определенным людям, нашим ближним. Миссия означает, прежде всего, быть посланными к конкретным людям.

Далее, Господь послал учеников «по два». Почему по двое? Прежде всего, потому что Второзаконие требует двух свидетелей для удостоверения истины. Но, также, потому что они своим примером взаимной любви должны воплощать Евангелие, ими проповедуемое, и потому что Господь не хочет, чтобы проповедь Евангелия была слишком индивидуалистичной. Таким образом, проповедь не наше собственное дело, а дело Церкви.

И, в-четвертых, Господь послал учеников «пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти». Вот самое важное условие: настоящий миссионер не я, а Сам Господь, Который посылает меня как предтечу Своего прибытия. Христос – единственный проповедник. Мне надо только говорить: «Приблизилось к вам Царствие Божие», и, прежде всего, возвещать это примером своей жизни.

Миссия и Месса

Все мы, приносящие Евхаристическую жертву, в какой-то степени миссионеры. Слово «месса», как и «миссия» происходит от того же латинского слова «mittere» (посылать). Месса обязывает нас быть посланниками. Она посылает нас каждое воскресенье на нашу личную миссию, которую можно получить и осознать только постепенно в обстоятельствах нашей жизни. Если мы по-настоящему участвуем в Евхаристии, в нас должно жить желание свидетельствовать о полученном даре.

Иакинф Дестивель ОР


Библейские тексты для обсуждения:
1Ин 1,1-4

О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, — ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, — о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение — с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом. И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна.

Мф 28,19-20

Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.

Лк 10,1-11

После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою. Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков. Не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте. В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему; и если будет там сын мира, то почиет на нём мир ваш, а если нет, то к вам возвратится. В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом. И если придёте в какой город и примут вас, ешьте, что вам предложат, и исцеляйте находящихся в нём больных, и говорите им: приблизилось к вам Царствие Божие. Если же придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите: и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие.

Молитва: Псалом 22(21)
Буду возвещать имя Твое братьям моим,
посреди собрания восхвалять Тебя.
          Боящиеся Господа! восхвалите Его.
          Все семя Иакова! прославь Его.
Да благоговеет пред Ним все семя Израиля,
ибо Он не презрел и не пренебрег скорби страждущего,
          не скрыл от него лица Своего,
          но услышал его, когда сей воззвал к Нему.
О Тебе хвала моя в собрании великом;
воздам обеты мои пред боящимися Его.
          Да едят бедные и насыщаются; да восхвалят Господа ищущие Его;
          да живут сердца ваши во веки!
Вспомнят, и обратятся к Господу все концы земли,
и поклонятся пред Тобою все племена язычников,
          ибо Господне есть царство,
          и Он — Владыка над народами.
Будут есть и поклоняться все тучные земли;
преклонятся пред Ним все нисходящие в персть и не могущие сохранить жизни своей.
          Потомство [мое] будет служить Ему,
          и будет называться Господним вовек:
придут и будут возвещать правду Его людям, которые родятся,
что сотворил Господь.

Библейский текст для самостоятельного размышления: Рим 10,13-15

Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется. Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? И как проповедывать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!

Вопрос для размышления: Как мы можем подготовиться возвещать слово Божие?

Традиция Церкви о миссии

Из проповеди брата Иеронима Савонаролы на праздник святого Доминика

И вы, о, братья, вы хотите изучать Писание, хотите проповедовать, имейте же в себе любовь, и она научит вас. Имейте любовь, и вы постигнете любовь. Блаженный Доминик весь был отдан любви к ближним, которая обращала его к молитве, проповеди и подаче доброго примера; благодаря этому он принес себя в жертву благоприятную. Как ладан в огне; это огонь Святого Духа, любви к ближнему и огонь преследований – все это вместе восходит к Богу, как благоухание.