Марфа, Мария и Авраам

Быт 18,1-10а; Лк 10, 38-42

Евангельский рассказ о Марфе и Марии обычно толкуют следующим образом. Две сестры символизируют два разных призвания в Церкви: Марфа воплощает деятельное служение, тогда как Мария олицетворяет призвание к созерцательной жизни. Такой взгляд ведет к неизбежному выводу: созерцание выше деятельности, ибо Господь говорит: «Мария же избрала благую часть».

Но такое толкование этого текста не совсем верно. Христос не сравнивает два призвания. Наоборот, Господь говорит, что каждый должен слушать, как Мария, Его слово: «Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно».

Вы, наверное, возразите: «Но тогда кто позаботится о еде и питье, о самом насущном?» Конечно, если принимаешь кого-то, надо приготовить угощение, которое является символом гостеприимства. Без угощения, без знаков внимания и заботы неуютно гостю, да и хозяину тоже. Но все мы знаем, что также не очень приятно быть в гостях, когда хозяйка постоянно хлопочет на кухне, оставляя вас одних.

Но Евангелие больше, чем урок этикета. Марфа пригласила к себе Само Слово Божие и, кажется, забыла об этом. Завидуя своей сестре, она говорит Христу: «Или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне». Но деятельная жизнь не противоречит слушанию Господа, которое является призванием для каждого из нас. Вот чему учит нас сегодня Евангелие: не существует чисто созерцательной или только деятельной жизни, а лишь жизнь в слушании Христа. «Одно только нужно», – говорит нам Господь, – в покое и в действии, в любых обстоятельствах. Когда мы говорим о слушании Христа, речь идет не о том, действовать нам или нет, речь идет о расположении нашего сердца. Один доминиканец во Франции, который заботится о бомжах, говорил мне, что у него мало времени, чтобы созерцать Христа в часовне, но он созерцает Христа в глазах своих подопечных.

Авраам, принимая трех таинственных странников, уже чувствовал то, что предстояло узнать Марфе. Он хлопотал, торопясь приготовить достойную трапезу, но когда его небесные гости ели, «он стоял подле них под деревом» (Быт 18,8), готовый услышать каждое их слово. Авраам лучше Марфы понял, что принимать Бога – значит быть принятым Богом. Об этом свидетельствует также икона Троицы: три ангела, приглашенные Авраамом, приглашают каждого из нас на пир Агнца. Давайте молиться о том, чтобы научиться встречать Христа в любых обстоятельствах нашей жизни и слушать слова Христовы во всякое время. Попросим Господа, чтобы всякая наша молитва стала действием, а любое дело – молитвой. Аминь.

Иакинф Дестивель ОР

Оставьте комментарий