Остановитесь и вы

3 Цар 17,17-24; Гал 1,11-19; Лк 7,11-17

Воскрешение сына наинской вдовы описывает только евангелист Лука и мы читаем о нем редко, раз в три года. Этот рассказ похож на сегодняшнее первое чтение, о пророке Илие, воскресившем сына вдовы в Сарепте Сидонской. Две истории о чуде говорят о жизни, смерти и воскресении.

У ворот города Наин в Галилее, неподалеку от Назарета, встречаются две толпы. Одни люди сопровождают Господа Иисуса, а другие идут с матерью умершего мальчика. Два противоположных движения: одни радуются вести о вечной жизни, входя в город, другие – плачут о смерти, выходя за его пределы. И вот, Спаситель, остановившись, как будто говорит Своим спутникам: «Вы не имеете права проходить мимо страдания. Я остановлюсь, остановитесь и вы». Но одновременно Он останавливает и ту, другую толпу, не замечающую Его прихода. Господь останавливает эту толпу, чтобы сказать скорбящим, что Он – Бог не мертвых, но живых.

Два пути встречаются у городских ворот, как они встречаются постоянно и вокруг нас. Один ведет к жизни, другой – к смерти. Встреча этих дорог и присутствие Божие – символ воскресения.

Но чтобы понять, что это такое, надо внимательно всмотреться в каждый жест и вслушаться в каждое слово Христа. Что случается при воротах Наина? Я бы хотел обратить ваше внимание на четыре момента. Во-первых, Евангелие говорит нам, что Господь увидел вдову. Обычно все, кто чаял исцеления и помощи, останавливали Христа, кричали, просили, хватались за Него. Может быть, вдова и не стала бы просить, горе ее было безутешным и окончательным. Бог Сам увидел это горе.

Но Христос не просто заметил мать, хоронившую сына. Он сжалился. Перевод смягчает оригинал, по-гречески это слово соответствует русскому выражению, что внутри все перевернулось. При взгляде на горе этой женщины у Бога все перевернулось внутри. Господь не только видит наши беды и скорбь, Он сопереживает нам.

Первое, что Христос говорит вдове: «не плачь». Бог философов бесстрастен, далек от наших земных проблем и потерь. Но наш Бог утешает. Книга Откровения обещает, что в конце Господь отрет всякую слезу с очей наших. В этом – ответ на книгу Сираха, где говорится, что слезы вдовы льются по щекам Бога.

Воскресив отрока, Господь, как пишет евангелист, «отдал его матери его». Это важно. Мы говорим: «Бог прибрал». Но Бог не отбирает Себе наших любимых. В обоих сегодняшних рассказах сын отдан матери обратно. Нам это помогает понять, что такое воскресение. И мы тоже, как эти матери и сыновья, вновь встретим тех, кого любили.

Сегодняшнее Евангелие говорит нам о том, что Господь увидит и утешит, Он подойдет и скажет: «встань». Он вернет нас тем, кто нас любит. Если мы скорбим, то должны быть уверены, что Бог с нами, Он это тоже видит, никакое событие нашей жизни Ему не неизвестно. И наши радости, и наши печали, как две наинские толпы, должны встречаться во Христе. Наше счастье не может быть настоящим, если оно слепо к бедам других, а наши беды должны быть преображены счастьем посещения Божия.

Что же нам надо делать? Христос видит горе каждого, а мы не видим. Он подходит, а мы остаемся далеки и бережем свое спокойствие. Он сострадает, а мы радуемся, когда беда приходит не к нам, а к другому. Он поднимает, а мы завидуем и делаем все, чтобы другие не встали вровень или выше нас. Он отдает, а мы не можем расстаться с тем, что считаем своим. Господь учит, что нет настоящей радости, нет настоящего пребывания с Ним, без способности сжалиться над бедой другого.

Два воскрешения, две истории, две вдовы. Но между ними есть разница. Вдова из Сарепты боится пророка Илию. Почему? Она боится, что Господь увидит ее грехи и за это умертвит сына. Она боится близости Бога. Мы тоже иногда думаем, что наши беды – наказание Божие. Мы не доверяем Богу и боимся Его. Но сегодняшнее Евангелие убеждает нас, что Бог смотрит на наше горе, чтобы утешить, что Он плачет нашими слезами. Нам надо поверить, что наш Бог – не Бог мертвых, но Бог живых. К нам обращены слова Спасителя: «Юноша! Тебе говорю, встань!». Христос хочет не того, чтобы мы страдали и умерли, но чтобы мы воскресли и встали.

 

Иакинф Дестивель ОР

Оставьте комментарий