Розарий

dominic

Традиция монашеской молитвы обращает внимание на необходимость постоянного ощущения Присутствия Бога. Одни за другими: отшельники, бенедиктинцы, цистерцианцы, картузианцы, слыша призыв: “Непрестанно молитесь” (1 Фес 5; 17), по примеру Христа освящали различные периоды дня и ночи размышлением над молитвой “Отче наш” или псалмами. Восточные христиане, выросшие в традиции богосозерцания, ввели в обиход повторение избранных мест из Священного Писания или просто фразы “Господи Иисусе Христе, помилуй меня”. Они произносили эту фразу в ритме дыхания, использовали камушки, что бы не сбиться со счету и помочь в сосредоточении.

В последующие века Розарий собрал различные традиции, в том числе исихастскую “Иисусову молитву”. На Западе при монастырях в VIII и IX века неграмотных мирян учили молитве, используя фразы из Священного Писания, гимны и Молитву Господню. Такой “замещающий” Псалтырь помогал и монахам, которые даже во время физической работы могли прочитать 150 молитв, соответствующих количеству Псалмов.

Постепенно появились различные течения в умной молитве, связанной с почитанием Богородицы. Известная нам ныне форма молитвы “Ave Maria” появилась только на рубеже XIII-XIV веков, когда связали во едино евангельские слова Ангельского приветствия и слова святой Елизаветы. Эпидемия “черной смерти”, выкосившая людей в средневековой Европе, привела к тому, что к “Ave” присоединили воззвание к Марии о молитве “за нас грешных ныне и в час смерти нашей”. Бывало, что читали 50 или 150 раз “Радуйся Мария” в память о Сотворении мира. Постепенно это сменило 150 других воззваний к Марии, присоединяемых к молитве.

Интересны гипотезы, касающиеся происхождения названия молитвы “Розарий” (rosarium). Одна из них приводит нас на Дальний Восток, где люди используют молитвенный шнурок как некую техническую помощь, во время медитации. Индийское слово “япамала” (japamalа) обозначает “собрание молитв”, либо “букет роз” (“japa” — роза), использовалось для обозначения молитвы на четках, которая в VIII — IX веках перекочевала в ислам, а на рубеже XII-XIII веков в христианство. Среди многих других доминиканец Вильгельм де Нубрук (Wilhelm de Nubruk), живший некоторое время среди татар, пишет: “Они носят молитвенные шнуры (paternoster) так же, как и мы”. Западная традиция приводит легенду о цистерцианце, которому Мария сказала, что вместо венка цветов, которые кладут у ее ног, можно складывать “венец роз” (нем. Rosenkranz; роза — цветок символически связанный с Богородицей) в виде многократного повторения молитвы Ave Maria.

В XV веке окончательно были объединены 2 измерения молитвы: многократное повторение молитвенных формул и размышление над событиями из жизни Иисуса и Марии. Кроме Богородичного Розария, известны и другие его формы. Примером может служить Розарий Святейшего Имени Иисус, читаемый похожим образом, но с размышлениями над Радостными Тайнами из жизни Иисуса.

Значительную роль в распространении Розария сыграли доминиканцы, которые учили, как молиться, размышляя над Библией. Доминиканец из Бретони, блаж. Ален де ля Рош (Alain de la Roche), упорядочил различные традиции и распространил разделение Розария (он называл его “Псалтырь Иисуса и Марии”) на пятнадцать десятков (1 “Отче наш”, 10 “Радуйся Мария”), поделенных на три части.

Начиная с XV века возникают братства Розария, первый устав для них дал св. Андрей Кёльнский, приор доминиканского монастыря. Известно и первое изображение Розария (около 1500 г.), на котором представлена Мария с Младенцем Иисусом, держащая в руке Розарий, а рядом с ней, преклонив колени, стоят св. Доминик и мученик Петр Веронский, а под плащом Марии собрано многочисленное духовенство и миряне. Благодаря жившему в XVI веке картезианцу Доминику Прусскому, распространяется легенда о святом Доминике, согласно которой он получил от Марии розарий из жемчужин как оружие в духовной войне с ересью альбигойцев. В течение долгого времени появление Розария было связанно с личностью святого Доминика, который “получил” его от самой Богоматери во время ее явления ему.

Однако видно, что Розарий рождался в течение веков, и невозможно приписать его какому-то одному человеку. Несомненно, все же, что Орден святого Доминика, бродячие проповедники, которые пересекли всю Европу, значительно повлиял на распространение этой молитвы.

Официально единообразный Розарий Пресвятой Девы Марии утвердил Папа (кстати, доминиканец) святой Пий V в 1569 году. А позже, в память победы христиан над туркам под Лепанто, день 7 октября был определен как праздник Матери Божией святого Розария.

Молились Розарием, рекомендуя его другим, множество Пап, среди них Лев XIII, Иоанн XXIII, Павел VI, Иоанн Павел II. Последний в послании “Rosarium Virginis Maria»e, написанном в 2002 году, дополняет его Светлыми тайнами.

rosary

Розарий — это двухуровневая молитва. Первый уровень осуществляется при использовании определенной молитвенной техники: ритмическом повторении формулы. Благодаря мелодике и ритму слов, сердце и разум могут освободиться от потока чувств и мыслей, сконцентрировавшись на божественном. Призывание слов Молитвы Господней или Ангельского приветствия помогает нам сердцем ощутить помощь святых. Повторение — это один из методов, помогающих при созерцании вспоминать и делать присутствующими рядом Лица Пресвятой Троицы, а вместе с Ними и Марию. Призвание имени Возлюбленной позволяет увидеть, что подобно тому, как в центре молитвы “Ave Maria” стоит слово “Иисус”, Имя Спасителя проникает и в нашу жизнь.

Наша память призывает Возлюбленного, мы разговариваем с Другом, дышим чувствами Христа, а это приводит к тому, что наша дружба становится теснее. Чтобы дружба возрастала, необходимо “проболтать” много часов! Повторение любимого имени не надоедает, а укрепляет, подобно тому, как это сделало трехкратное исповедание любви к Воскресшему Апостолом Петром. Уровень ритмического повторения тесно связан с использованием четок, которые помогают отмерять ритм молитвы и дают возможность сосредоточения.

Метод молитвы Розария находит многочисленные интерпретации, из которых особого внимания заслуживает “Послание о Розарии” (Rosarium Virginis Mariae) Иоанна Павла II. Впрочем, как пишет святой Августин, когда благодаря какому-то методу мы общаемся с Богом, мы не можем на этом остановиться. Если бы мы остановились на одном лишь способе общения, то остановились бы на методе, а не на Живом Боге, Которого ни один путь, метод или форма не могут объять и исчерпать. Бог всегда дальше, чем позволяют достичь возможности его творений. Однако от множества духовных учителей мы слышим, что методы, если только они не “обожествляют” сами себя, помогают в том, что невозможно описать, то есть в особой встрече с Живым Богом. Связь со Христом, которая является целью, может быть достигнута при помощи различных способов, среди которых особо выделяется Розарий.

Розарий соединяет простоту и глубину. Получивший свое развитие на Западе, он является типичной умной молитвой и соответствует молитве сердца, то есть “Иисусовой молитве”, которая выросла на христианском Востоке. Уровень медитативного повторения, почерпнутый из восточной традиции, соединяется с размышлениями и созерцанием Тайн жизни Иисуса и всей Троицы, Марии и других святых, которые являются основанием четырех тайн Розария.

Тайны розария называли Миниатюрной Библией. Сложно переоценить их роль в формировании библейского сознания католиков. Более всего они касаются учения об Иисусе Христе. Совершенное недавно дополнение Папой тайн заполняет своеобразную христологическую брешь.

Радостные тайны описывают акт Воплощения и детство Иисуса. Скорбные приближают нам Его Страсти и смерть. Славные Тайны напоминают нам, что наш Пастырь воскрес. Добавление Светлых тайн развивает христологическое измерение, проникая в тайны общественного служения Христа. Но все равно Евангелия остаются неисчерпаемыми. Крещение в Иордане, первое чудо в Кане, возвещение Благой Вести и призыв к обращению, Преображение и установление Евхаристии помогают нам увидеть, что богатство Христовых тайн по-прежнему открыто пред нами!

pope_rosary

В итоге мы не ограничены 15-ю или 20-ю тайнами Розария. Мы остаемся открыты, ибо безмерная глубина тайн Божьих превышает всяческое знание. Когда мы вспоминаем вместе с Марией жизнь Христа, свет благодати помогает нам увидеть в Нем не только Бога, но и тайну человека, достоинство его зачатия, рождения, обучения, семейной жизни, трудов и смерти.

о. Марчин Лисак ОР

 

Оставьте комментарий