Ушпизин – тяжкое благословение

На самом же деле иудаизм предполагает несколько иной тип мышления и при всем сходстве вся его красота в том, что он – другой. Ты словно отгибаешь лепестки прекрасной розы, чтобы увидеть ее сердцевину. И все кажется, вот, уже добрался до всех этих пестиков-тычинок, а на самом деле это – еще один слой лепестков. Иудеи мало пишут и говорят о самой сути своей веры. Религиозные кварталы того же Иерусалима скрывают свои тайны от посторонних. Там легко узнают чужака и даже израильские полицейские жалуются, что туда тяжело внедрить агентов.

И вот происходит чудо. Религиозный мир приоткрывает двери в свое тайное царство – на экраны в 2004 году вышел фильм «Ушпизин» (это слово переводиться как «гости»). Его можно было бы назвать «иудейское кино» или «еврейское религиозное кино».  Термина еще нет, но, будем надеяться, уже есть некое явление. Главные роли в этой картине исполняют люди, оставившие свое ремесло ради веры. Роль Мойше Баланга исполняет известный в Израиле артист театра и кино Шули Ранд. Его жена Малка – жена и в жизни, замечательная израильская актриса, режиссер и сценарист Михаль Бат-Шева Ранд. В фильме есть такая фраза: «Мы решили быть религиозными евреями и должны исполнять все заповеди до конца». Эти слова имеют особый смысл не только для главных героев фильма, но и для самой четы Ранд. Только такой из ряда вон выходящий проект как «Ушпизин» заставил их вернуться к своей профессии. Мало того, они сумели убедить принять участие в съемках членов своей религиозной общины.

О чем же идет речь? В праздник Суккот (известном христианам как праздник Кущей) семью Мойше Баланга посещает Божье благословение: некий фонд дарит им деньги, находиться бесхозная куща, своего рода палатка, по-еврейски называемая суккА. И в эту суккУ приходят гости. Гости из прошлого Мойше, беглые уголовники, которых благословением не назовешь. Семья вынуждена их принять, но эти странные люди чрезвычайно их тяготят. Последней каплей становиться, пожалуй, шашлыки, которые они жарят посреди двора, слушая громкую музыку и навлекая гнев соседей… Не стоит пересказывать весь фильм. Важно понять, почему же чета Баланга не может просто выгнать этих свалившихся на их голову гостей. И почему присутствие этих людей в доме вселяет в героев картины надежду на чудо?

ushpizin1

 

«Мой дом – моя крепость», — говорим мы. Улица, открытое пространство вызывает наше опасение. Иудейское миропонимание предлагает несколько иной взгляд на эту тему. Раз в год евреи покидают свои дома и оказываются под открытым небом, в шалашах. И именно это вселяет в них уверенность, ибо видя сквозь прутья суккИ (шалаша, кущи), сердце правоверного иудея наполняется радостью осознания того, что теперь он находиться под покровом Всевышнего, под самым надежным кровом.

У Мойше Баланги и его жены Малки нет денег, ни чтобы приготовить суккУ, ни чтобы накрыть в ней праздничный стол. Значит, нет Божьего благословения на их доме, значит царь, проходя мимо их дома, не пригласит их присоединиться к своей свите. И они молятся о чуде. Ни о деньгах и ни о куще, а просто о чуде… О присутствии Бога в их жизни, о Его действенном присутствии.

Когда же ответ получен, они радуются пришедшим гостям. Эти люди более всего походят на некое испытание. В иудейской традиции «ушпизин», в первую очередь, это семь праотцев: Авраам, Исаак, Иаков, праведник Иосиф, пророк Моисей, первосвященник Аарон и царь Давид. Еврейские мудрецы объясняют, почему приходят именно эти праведники. Потому что каждый из них следовал путями Господними  в своей земной жизни и теперь, посещая свой народ, они радуются тому, что евреи не оставили веры. Они рады, читаем в «Книге нашего наследия», «видеть своих сыновей – паству, спешащую за пастырями. Ибо нет большей радости для отца, чем видеть сына, который идет его путями».

Есть еще «ушпизин» из плоти и крови. Это – бедняки и странники, которых принимают в суккЕ и приглашают к праздничной трапезе. В случае Мойше Баланга, как уже говорилось, ими стали беглые уголовники. Эти люди не только ищут убежища в религиозном квартале, куда редко заглядывает полиция, но и испытывают веру  иудейской семьи на прочность. Они не могут до конца поверить, что привязанность к неправедному образу жизни, свойственная Мойше, ушла навсегда. Его провоцируют на драку. Его задевают, задирают, пытаются подпоить, но Мойше, действительно, стал другим человеком. Он борется с искушениями и в этом уподобляется библейским праведникам, посещающим иудейские суккИ в семь праздничных дней. В желании доказать ни сколько своим гостям, сколько себе и Богу, что он изменился Мойше неутомим. И в заключении он получает свою награду. Нет, не гости, наконец, уходят. Происходит событие куда более важное и значимое. В семье пять лет не имевшей детей появляется ребенок, мальчик, наследник веры отцов.

ushpizin2

 

Этот Суккот становиться тяжелым благословением, открывшим для Мойше и Малки всю силу Шхины (Божьего присутствия) в их семье. Авраам покинул свою страну, следуя гласу Бога. И Мойше оставил прошлую жизнь, повинуясь этому гласу. Как и Исаак, он сталкивается с угрозой голода, реального отсутствия денег на самое необходимое, не ропщет, а ищет поддержки у Бога. Как Иаков он не жалуется на несправедливость. Как Иосиф он хранит свою веру среди испытаний. Он идет путем Моисея и Аарона, вверяя свое будущее Всевышнему и стремясь наилучшим образом исполнить Его заповеди. И как Давид он страдает от того, что ему кажется, что Бог отвернулся от него.

«Испытание за испытанием преодолевали наши праотцы, и только ценой тяжкого труда, испытав множество мук, достигли они своей цели», — говорят иудейские мудрецы. И не один из библейских «ушпизин» не стремиться к личной выгоде, ничего не просит для себя и потому удостаивается всего. Семейство Баланга ничего не просит, кроме как возможности исполнить заповедь. И в результате удостаивается великого чуда. Наконец-то расположение Всевышнего приобретает видимые всем черты. Рождается сын.

ushpizin3

 

Фильм заканчивается хасидским хип-хопом: «Человек должен знать, что на самом деле в мире есть только Святой, Благословенный Бог». Эту истину открыли для себя Мойше и Малка Баланга. Теперь очередь за нами, зрителями.

 

Анна Гольдина

 

Оставьте комментарий