Рождественские традиции

23. Декабрь 2011

Культура, Статьи. Автор: Анна Гольдина

Рождественские традиции

В каждой стране существуют свои традиции празднования Рождества. Некоторые постепенно перекочевали в нашу страну, некоторые так и воспринимаются нами как экзотика.

В одной статье невозможно охватить все многообразие «примет» Рождества, поэтому приведем лишь некоторые из них.

Начнем с близких католикам в России обычаев польского Сочельника. Вечером 24 декабря с восходом первой звезды вся семья собирается на праздничный ужин, который по старинной традиции должен быть постным. У стола стоит елка, символ «древа жизни». На полу или на столе под белой скатертью лежит сено, напоминающее нам о бедной вифлеемской пещере. Зажигаются свечи и отцом семейства произносится благодарственная молитва: «В этот торжественный час восславим Бога, Отца нашего, возблагодарив Его за ночь, в которую Сын Его Иисус Христос родился от Марии Девы». Затем читается отрывок из Евангелия от Луки о Рождестве Христовом. И все сидящие за столом преломляют облатки, рождественский хлеб.


Рождественский хлеб


trad01


Этот обычай непосредственно связан с Евхаристией. В первые века в христианской Церкви существовала традиция благословения хлеба (на Востоке это происходило во время литургии, на Западе после) и этот хлеб, т.н. евлогия, разделялся между людьми, присутствовавшими на братских трапезах (агапах). В VI веке обычай раздачи освященного хлеба перешел из Константинополя в страны Западной Европы. Евлогию в знак единства не только делили за братским столом, но и посылали в письмах с пожеланиями счастья.

Сейчас обычай рождественского хлеба, облаток, распространен в основном в Польше и многих других странах Восточной Европы. Облатка – это пластинка пресного хлеба, изготовляемого точно так же, как облатки для причастия. Нередко на них изображены сцены, связанные с Рождеством Христовым. Обычно в центре праздничного стола на тарелке или на маленькой подушке, набитой сеном, укладываются облатки, которыми в самом начале рождественской трапезы делятся все собравшиеся за столом. Эта традиция является символом христианской любви. И не только потому, что Христос, родившийся в хлеву на сене, называл себя Хлебом Жизни, но и из-за самого обряда: протягивая облатки с пожеланиями счастья, верующие преламывают их друг у друга, т.е. каждый отдает другому не столько, сколько он хочет, а столько, сколько тот может и считает нужным взять. Это знак бескорыстной любви и доброты. Иногда облатки посылают по почте тем, с кем не удастся в эти рождественские праздники встретиться лично, но с кем хотелось бы разделить радость праздника. Например, папа Иоанн Павел II тоже с рождественскими поздравлениями посылал в письмах друзьям надломленные облатки.


Рождественский гость

Этот обычай известен не только в Польше, но и во многих других странах. За рождественским столом накрывается на один прибор больше, для незваного путника, если он вдруг постучится в дом. Кстати, именно с этим обычаем связана традиция ставить у окна своеобразную елочку из свечей – она обозначает, что в доме открыты двери для тех, кто одинок и голоден.
В Германии одной из традиционных примет Рождества является рождественская пирамидка.

Рождественская пирамида (нем. Weihnachtspyramide) — традиционное рождественское украшение в немецких домах, родом из региона Рудных гор, представляющее собой украшенную фигурками деревянную конструкцию со свечами в форме карусели. Своим названием это рождественское украшение естественно обязано египетским пирамидам, о которых простой люд узнал после Египетского похода Наполеона в 1797—1801 годах. Они показались похожими по форме на рождественские карусели. Часто на рождественских пирамидах изображаются ангелы или сцена Рождества, но также встречаются пирамиды с фигурками горняков, сценками из жизни леса или повседневной жизни жителей Рудных гор. Рождественская пирамида вращается благодаря поднимающемуся к лопастям тёплому воздуху от свечей, расставленных в пирамиде по кругу. В предрождественское время увеличенные копии рождественских пирамид устанавливаются на центральных площадях и рождественских базарах. Самые крупные из них устанавливаются в Дрездене и Ганновере.

Многие помнят это украшение с советских времен. Металлическая пирамидка в виде елочки с красными или белыми свечками внизу и простой каруселью наверху. Она появляется в старом клипе группы Abba к песне «Happy New Year». А некоторые счастливчики, сумевшие обзавестись этим немудреным украшением производства ГДР, помнят ее и у себя на новогоднем столе. Теперь рождественскую пирамидку, сделанную из дуба, можно встретить  на многих новогодних базарах нашего города.


В Англии примета праздника – рождественский пудинг.


trad02


Пудинг — довольно необычное на первый взгляд блюдо. Вначале они составлялись только из остатков, обрезков других блюд и как бы сплавлялись воедино. Таким образом, технология приготовления пудингов предполагает уже готовое сырье, которое можно смешать с различными ингредиентами, быстро подогреть и съесть. Основа в пудингах - всегда отварной рис, белый хлеб, а наполнителями — масло, жир или различные мясные или фруктовые компоненты. Скрепляющей заливкой для пудингов служат обычно яйцо в сочетании с молоком или небольшие количества алкоголя — ром, коньяк, ускоряющие не только ферментацию продуктов, входящих в пудинг, но и играющие роль «очистки» разных, особенно мясных, обрезков.
На Рождество же едят сливовый пудинг. Первые такие пудинги появились в XVII веке. Их готовили в больших медных котлах за несколько недель до Рождества всем семейством. При приготовлении каждый член семьи загадывал желание. В пудинг клали 4 предмета: монету, наперсток, пуговицу и кольцо. Позже, когда пудинг ели, каждый найденный в пудинге предмет имел свое значение. Монета означала богатство в новом году, пуговица — холостяцкую жизнь, наперсток для девушки означала незамужнюю жизнь, кольцо — замужество (женитьбу).
Упоминание о рождественском сливовый пудинге мы находим и в литературе. Например, вот что рассказывает о нем Миссис Росс из детектива Агаты Кристи «Похищение королевского рубине»: «…Настоящий рождественский пудинг должен быть приготовлен за несколько недель до праздника и лежать на холоде; чем дольше он выдерживается — в разумных пределах, конечно, — тем вкуснее он бывает. Я помню, что когда я была ребенком и мы ходили в церковь каждое воскресенье, то мы всегда ждали определенной молитвы, которая служила сигналом для того, чтобы приступить к изготовлению пудингов. В воскресенье произносилась молитва, и не позже следующей недели моя мать обязательно готовила рождественский пудинг. Все живущие в доме должны были прийти на кухню размешивать пудинг и загадать желание. Таков старинный обычай, сэр, и я всегда придерживаюсь его».


Рождественское полено


trad03


Рождественское полено – это толстый пень или бревно, которое весь Сочельник должно гореть в камине. Эта традиция появилась в эпоху средневековья и несколько видоизменила языческие традиции народов Европы, связанные с празднованием зимнего солнцестояния. Бревна стали украшать лентами и растениями и сжигать их начали в каждой семье. К выбору рождественского бревна подходили очень ответственно: во-первых, оно должно было быть хорошо высушенным, чтобы хорошо гореть, во-вторых, должно было быть достаточного размера, чтобы гореть всю ночь. Глава семьи размещал бревно в большом камине или очаге, поливал дерево растительным маслом, подогретым вином, натирал солью и обращал к нему свои просьбы. Женщины и девушки разжигали огонь с помощью угольков, сохраненных от прошлогоднего бревна. После того, как бревно сгорало, угли от него вновь собирали и прятали в надежное место. Считалось, что они способны охранять семью в течение всего следующего года от молний и происков дьявола. А его свет, не гаснущий всю ночь, напоминал о Свете Христовом, который и во тьме светит.

Эта традиция с некоторыми вариациями в разных странах просуществовала в Европе с XII по XIX века. Особенно распространена она была во Франции и Италии, где рождественское бревно называли серро. По мере распространения маленьких чугунных печей, традиция сожжения рождественского бревна стала умирать. Большие бревна заменили маленькими поленцами, которые украшали свечами и конфетами и просто располагали в центре праздничного стола в качестве декора. А уже к концу XIX века праздничное полено стало полностью съедобным, превратившись в один из вкуснейших рождественских десертов.

Родиной этого десерта считается Франция, но сладкое рождественское полено традиционно присутствует и на праздничном столе во многих европейских странах. О том, где именно оно появилось, до сих пор идут споры. Честь создания бисквитного рулета, богато украшенного сливками, глазурью и шоколадом, отстаивают между собой лионцы и парижане.

Впервые десерт «Рождественское полено» был упомянут и описан в 1879 году. Сегодня существует огромное множество рецептов его приготовления. А ритуал его украшения можно и сейчас назвать священным. На рождественском полене располагают разнообразные фигурки из шоколада, безе, марципана и других сладостей. Искусные хозяйки стараются удивить свою семью настоящими шедеврами, создавая десерт максимально похожим на реальное бревно – прорисовывают кору, делают сучки, из которых растут грибы, травы и выглядывают маленькие мышки. На бревне могут располагаться целые сцены – Санта-Клаус на оленях, домик в зимнем лесу и многое другое…


Рождественские колокольчики

Колокольный звон в Святки пришел к нам из зимних языческих праздников. Когда Земля была холодна, считалось, что солнце умерло, а злой дух очень силен. Чтобы изгнать злого духа, нужно было сильно шуметь. До наших дней сохранилась рождественская традиция звенеть колокольчиками, одновременно петь и кричать. На Святках в церквях всего мира раздается колокольный звон. Но не для изгнания злых духов. Таким образом, люди приветствуют пришествие Христа.


Рождественские открытки


trad04


По мнению историков рождественские открытки существуют с древних времен. Их прототипом, например, считают гравюры и литографии на темы Рождества, очень популярные в период Средневековья. Позже в Европе стали посылать друг другу письма с рождественскими и новогодними поздравлениями, иногда в них даже рисовали от руки. Дети в конце декабря всегда готовили такие письма родителям – и те могли судить об успехах своих чад в чистописании и живописи. Прообразом рождественских открыток также можно считать и визитные карточки, появившиеся в Париже уже в середине XVIII века. Как всегда, Париж стал законодателем мод – визитки тут же распространились по всей Европе. Накануне Рождества визитные карточки лично развозили всем важным адресатам.

В 1843 году англичанин Джон Хорслей впервые нарисовал привычную нам рождественскую открытку. Художник работал по заказу некоего сэра Генри Коула. Этот господин был богат, знатен и состоял в дружбе со многими влиятельными и венценосными особами. Он не успевал подписать всем необходимое количество поздравлений к Рождеству и тогда был придуман неожиданный выход – послать всем одинаковые поздравления. Хорсли решил украсить открытку настоящим рождественским триптихом: в центре художник поместил семью сэра Генри Коула, сидящую за рождественским столом, по бокам расположил картинки, призванные напоминать окружающим о милосердии и сострадании этого добропорядочного английского семейства. Судя по рисункам, Коулы щедро делились с бедняками одеждой и едой. Изображение дополняла звучная подпись «Веселого Рождества и счастливого Нового года!»

Открытка имела бешеный успех. Родственники Коулов с гордостью демонстрировали ее окружающим. Завистникам же работа Хорсли показалась излишне фривольной: художника упрекали в том, что он изобразил семейство с бокалами в руках и поднимающим тост за Рождество. Но несмотря на это, интерес к открытке Коулов не ослабевал. Даже спустя три года ее по-прежнему выставляли на всеобщее обозрение. Это натолкнуло Коулов на мысль, что подобные открытки, если их продавать всем желающим, могут принести неплохой доход.

С оригинала было отпечатано около тысячи экземпляров, и за каждую открытку Коулы получили по шиллингу – это были очень большие деньги! Но при этом семейство было уверено, что интерес публики к рождественским открыткам – не более чем сиюминутная мода, а не бизнес. В этом они ошибались. С 1860-х производство открыток было поставлено на поток.
Американский издатель Луи Пранг также способствовал популяризации открытки. В 1875 году он провел в Америке общенациональный конкурс на лучший дизайн рождественской открытки. Усовершенствование почтовой системы и удешевление почтовых отправлений позволили рассылать рождественские открытки множеству друзей во всех точках планеты.
В России рождественские открытки появились в 90-х годах XIX века – сначала зарубежные, а затем изданные для России по заказу крупных книжных лавок. В 1898 году Общиной святой Евгении была выпущена первая российская рождественская открытка. С тех пор и в нашей стране прижилась эта замечательная традиция.

И, разумеется, одним из главных символов Рождества являются зажженные свечи. Колеблющееся пламя свечи напоминает нам о том, что Свет во тьме светит и тьма не объяла Его (Ин 1,5)

Анна Гольдина

 

Комментировать

Для этой записи комментирование недоступно.