Процессии на Невском в 1917 и 1918 годах

Не смотря на то, что в начале ХХ века число католиков, живущих в Санкт-Петербурге, было велико (они составляли около 7% жителей столицы),  публичных процессий на торжество Тела и Крови Христа по улицам города не проводилось. «Царские власти не разрешали публично использовать даже колокола. Разве что только по большим праздникам», — рассказывает историк Александр Константинович Шикер. «Процессию в праздник Тела и Крови Христовых разрешалось проводить на Выборгском католическом кладбище. Проводить по городу процессии не разрешали». 

budkiewicz

Ситуация изменилась после февральской революции. Впервые процессия Тела и Крови Христа прошла по улицам Петрограда 4 июня 1917 года. Главным организатором процессии был петроградский декан и настоятель храма св. Екатерины о. Константин Будкевич. Именно он направил ходатайство о проведении процессии Временному правительству. В этот раз процессия прошла без Пресвятых Даров. «Шли по Невскому проспекту от св.Екатерины до Выборгского кладбища – это довольно-таки далеко. Поэтому не рискнули идти со Святыми Дарами. Поэтому я называю эту процессию Крестным ходом», — поясняет Александр Константинович.  «Народу было очень много, почти со всех приходов. Именно в этой процессии участвовал экзарх Федоров и священники восточного обряда», — добавляет он.

fedorov

Во второй раз процессия в Торжество Тела и Крови Христа прошла 30 мая 1918 года. По некоторым оценкам в ней приняло участие до 40 000 верующих. На сей раз католики вышли на улицы с Пресвятыми Дарами, которые нес новоназначенный Могилевский митрополит Эдуард фон Ропп. «Когда из дверей храма св. Екатерины выходили с балдахином и Святыми Дарами, человек, который шел с крестом во главе процессии, уже поворачивал на Литейный проспект», — приводит  интересную подробность Шикер.

На этот раз в процессии участвовали две колонны. Первая шла от храма святой Екатерины, вторая от Успенского прокафедрального собора. Обе они встретились на Литейном проспекте и направились на Выборгское католическое кладбище. Там  архиепископ Эдуард фон Ропп совершил мессу на полевом алтаре.

process

Во как  описывает эту процессию ее участник о. Франциск Рутковский. «Шло духовенство обоих обрядов, профессора Духовной академии во главе с ректором, медленно выступали Ордены в своих облачениях, текли массы людей, ступали братства, общества, союзы, шумел лес хоругвей, сыпались цветы. Шли поляки, за ними белорусы, литовцы, латыши, русские католики, шел весь католический Петербург, и в залитое солнцем небо ударил величественный гимн «Твоя честь, слава». Пели под аккомпанемент оркестра прихода св. Екатерины. И вместе с процессией и пением, как будто глубинное течение, плыла какая-то великая тишина, умиротворение, дыхание волн Христовых мира и любви. И так велико было величие этого шествия, что все встречные падали на колени, снимали шапки и с изумлением смотрели на невиданное для них явление: соединение обрядов и народностей под одним пастырем и в одном строю. Не один человек вздохнул, завидуя идущим в этих рядах, не один – движимый ненавистью – заслонил очи перед сиянием, исходившим от этого сонма. Предстоятельствовал на этом шествии новый могилевский ординарий, митрополит Ропп. Епископ Цепляк шел тут же, рядом с балдахином, тихий, погруженный в молитву. Исполнились его мечты, он видел рати Христовы, выведенные за стены храмов, наружу…»

Александр Константинович добавляет: «Некоторые удивлялись: «Как это так большевики разрешили»?! Но столица уже переехала в Москву. Петроград стал городом губернского значения. Тем более что православные ходили от Казанского собора к Александро-Невской  лавре до 1927 года».

proc

Больше власти разрешений на католические шествия по улицам города не давали. Процессия 1918 года стала своеобразным Вербным воскресеньем Католической Церкви в России. В скором времени для католиков начнутся Страсти Голгофы. Митрополита Роппа арестовали уже в1919 году.

Публичные процессии со Святыми Дарами были возобновлены по инициативе настоятеля храма св. Станислава о. Кшиштофа Пожарского в 1997 году.  С 2007 года процессии носят общегородской характер. Лишь в этом году городские власти дали разрешение на проведение Евхаристической процессии на Невском проспекте.

МФ

Оставьте комментарий