Святой Патрик, епископ Ирландский, святая Гертруда Нивельская, святой мученик Иоанн Саркандер

Святой Патрик Ирландский

Почитаемый апостолом Ирландии, святой Патрик (Патриций) не был первым просветителем этой страны: еще ранее появилась и епископская кафедра, и монастыри. Не был он и ирландцем. И тем не менее именно его миссия заложила в первой половине V века твердую основу ирландской церковной традиции.

Родившийся в Британии, в знатной и состоятельной семье, Магон Суккат, будущий Патрик, был внуком священника, его мать, Концесса, была, по-видимому, франкского происхождения и в родстве со св. Мартином Турским. Мальчик жил в достатке, но не получил достаточного образования – ни светского (всю жизнь он жаловался на свою неученость; его латынь в самом деле была довольно скверной), ни духовного; в конце жизни святой с горечью писал об этом времени: «Мне было тогда около шестнадцати лет, и я не познал еще истинного Бога… мы отвратились от Бога, не соблюдали Его заповедей и не были послушны нашим священникам, постоянно напоминавшим нам о спасении».
Однажды на имение его отца напали. Многие погибли, других — среди них был и Суккат — угнали в рабство. Мальчик оказался в Ирландии. Там он шесть лет служил пастухом, и в тоске сиротства и изгнания, одинокий среди иноплеменных язычников, он все жарче молился и все больше проникался доверием к Богу. Хозяин насмешливо прозвал молодого раба патрицием – и это прозвище, полученное в дни духовного возрождения, навсегда заменило для Сукката его прежние имена.

Однажды Патрик услышал ангельский голос, хваливший его за благочестие и предвестивший возвращение домой. Позже голос сообщил, что корабль готов к отплытию. Патрик решился бежать от хозяина и, доверившись голосу, незнакомыми путями прошел около двухсот миль до берега. Поначалу корабельщики хотели его прогнать, но потом их тронула кротость молодого странника. Путешествие оказалось неблагополучным – после высадки на берег вся компания чуть не погибла в пустынном, голодном крае. По молитве Патрика его спутники смогли добыть еду, но, вопреки обещанию, не обратились ко Христу, а принесли жертву языческим богам. Святой запомнил этот урок на всю жизнь: недостаточно одной победы, ее приходится закреплять вновь и вновь. В ту же ночь сам Сатана напал на него, но, воззвав к Богу, св. Патрик получил немедленное избавление.

Св. Патрик вернулся в родное селение и был с радостью принят родней, но полученный в Ирландии духовный опыт не позволил ему вернуться к прежней жизни. Патрику было видение: его посетил некий Викторик (то ли ангел, то ли св. Виктриций Руанский), принесший с собой, в виде письма, зовущие на помощь голоса ирландцев. Патрик понял, что со временем он должен вернуться в Ирландию и проповедать Христа язычникам. Но это требовало духовной подготовки.
Тогда св. Патрик отправился в Галлию, где некоторое время подвизался с леринскими монахами и в Оксерре под началом св. Германа. Именно св. Герман Оксеррский рукоположил святого в диаконы, а затем взял с собой в Британию, куда пришлось ехать для борьбы с ересью Пелагия (полагавшего, что человек может спастись собственными силами, без встречной помощи Божией). Святым удалось отвратить от ереси множество британцев.

Легенда рассказывает, что однажды св. Патрик предложил своему наставнику поститься  в интенции обращения одного из селений. Но через три дня все селение стало жертвой обвала. Испытывая св. Патрика, св. Герман спросил его, не жалеет ли тот о напрасном посте, и был доволен ответом ученика: «Я жалею о том, что не был там, с моими неразумными братьями».
Наконец, получив епископское посвящение (то ли от св. Папы Целестина I, то ли от епископов в Британии), Патрик — предположительно в 432 году — приступил к делу своей жизни, а именно к просвещению Ирландии.
Его появление сперва вызвало досаду язычников: одни бросали в пришельца камни, другие в страхе бежали или поджигали свои жилища. Знатный воин, при первой же встрече чуть не убивший Патрика, был донельзя поражен тем, что рука, привычная к схватке, не поднялась рубить странного чужеземца. В итоге воин подарил святому амбар, который был немедленно превращен в церковь.

Патрик пытался мирно распространять веру Христову, хотя и был способен ответить грозным проклятием на подобные же угрозы друидов. Святому удалось снискать доверие многих представителей местной знати. Если удавалось крестить князя или вождя, этому примеру следовали многие его родственники и приближенные. Знатные женщины, впечатленные манерами и нравом проповедника, делали ему щедрые подарки на церковные нужды; однако позже, когда монастыри и приходы окрепли, Патрик предпочел возместить и вернуть всё, что мог, дабы избежать возведенных врагами обвинений в стяжательстве.
Верховный король Ирландии, Лоэгуйре (Лири), несколько раз пытался расправиться со святым. Однажды Патрик при приближении опасности стал петь со спутниками только что сложенный им гимн (ныне известный как “Щит Св. Патрика” или “Мольба оленя”). Посланные убийцы увидели только проходившее мимо оленье стадо.
В Таре — столице верховных королей и главном капище острова — готовили языческий праздник. Частью праздника было разведение священного огня. В тот вечер до того, как загорится ритуальный языческий огонь в Таре, нельзя было зажигать огни во всей округе. Св. Патрик, отчаявшийся обратить Лоэгуйре, решил развести близ Тары большой костер в честь Пасхи. Возмущенные друиды сказали королю, желая припугнуть его: “Если этот огонь не будет погашен сегодня ночью, он никогда не угаснет”. Это стало невольным пророчеством. Воины не смогли ни погасить огня, ни убить Патрика и спутников. Король не только смирился с проповедью Патрика, но и крестился сам, хотя сделал это лишь для вида, «не переменив сердца».
Считается, что именно тогда, проповедуя в Таре, святой объяснял слушателям тайну Троичности Бога, показывая им трилистник (являющий собой одновременно и три листа, и один). С тех пор трилистник св. Патрика стал одним из символов Ирландии.

Когда вождь Коротик, называвший себя христианином, совершил набег на соседние земли и увел в плен часть новокрещенной паствы св. Патрика, святой  написал грозное послание, грозя злодею отлучением от церкви и карой небес. Это – одно из двух сочинений св. Патрика, дошедших до нас. Второе, знаменитую «Исповедь», он написал, по-видимому, в конце жизни. «Исповедь» была создана, чтобы оправдаться перед судом недоброжелателей, поскольку по мере того, как крепла церковь Ирландии, крепли и интриги. Оба труда, рисующие образ эмоционального, чудаковатого праведника, являются не только драгоценным памятником духовности, но и латиноязычным началом всей ирландской письменности.
Лишь в итоге множества трудов святой смог оставить Ирландию ради небесного отечества. После сорокадневного поста на горе Кроу, приняв причастие из рук священника-ирландца, искусного монастырского мастера св. Тассаха, св. Патрик отошел ко Господу. Перед смертью он говорил с ангелами, которые затем окружили гору в виде птиц. Ангелы же разделили предметы, погребенные с Патриком, между тремя ирландскими обителями; это произошло при обретении его мощей. Точное место погребения святого неизвестно, на месте его наиболее вероятного захоронения в Даунпатрике поставлен монумент.

Из чудес, приписываемых Патрику в легендах, многие имеют сказочный характер – таково, например, устойчивое предание о том, как он изгнал из Ирландии всех змей, или же легенда об обращении злокозненного Коротика в лисицу.
Святой Патрик почитается как покровитель Ирландии. Его день особым образом торжествуется в Ирландии и везде, где живут ирландцы.

Апостол Ирландии оставил нам опыт смиренной решимости: «Вот и я — неотесан, изгнанник, неуч, неспособный заглянуть в будущее, но я твердо знаю, что прежде, чем я обрел смирение, я был подобен камню, лежащему в глубокой трясине и Сильный пришел и в милости Своей поднял меня и вознес, и положил наверху стены. И оттуда я могу восклицать Господу в благодарении за Его великие благодеяния и в этом мире и в вечности, благодеяния, которые ум человеческий не в силах оценить».

Святая Гертруда Нивельская

Св. Гертруда Нивельская родилась в 626 г. и была дочерью королевского майордома, фактического правителя Австразии бл. Пипина I Ветхого (Ланденского) и св. Итты, а также младшей сестрой св. Бегги, аббатисы Анденнской, св. Бавона и Гримоальда I. Стоит упомянуть, что св. Бегга до пострига была замужем и что ее сын, Пипин II Геристальский,  был прямым предком св. Карла Великого.
Однажды, когда св. Гертруде было около десяти лет от роду, ее отец пригласил короля Дагобера I и представителей знати на пир. Когда на торжестве девочку спросили, не выйдет ли она за сына герцога Австразии, св. Гертруда ответила, что не выйдет ни за него, ни за другого какого мужчину, но только Иисус Христос станет ее женихом.

После смерти в 640 г. отца Гертруды, ее мать, св. Итта, следуя совету св. Аманда, епископа Маастрихтского, основала в местечке Нивель двойной монастырь для мужчин и женщин. Она назначила свою дочь Гертруду первой аббатисой, а сама постриглась и жила в обители как простая монахиня, помогая дочери мудрым советом.

Среди множества паломников, посетивших аббатство Нивель, были и два брата, ирландских королевича — св. Фойлан и св. Ультан, подвизавшиеся в 633-651 гг. в Восточной Англии, а теперь шедшие из Рима в Перонн, где был погребен их брат, св. аббат Фурсей. Св. Гертруда и ее мать пожертвовали инокам участок земли, где был построен монастырь. Св. Ультан стал настоятелем нового монастыря, тогда как св. Фойлан оставался в Нивеле, наставляя монахов и монахинь в Святом Писании. В соседнем лесу он был спустя годы убит вместе с тремя спутниками: в пути монахи пели гимны, разъярившие местных язычников.

После кончины в 652 г. св. Итты Гертруда препоручила заботы о внутреннем устроении монастыря нескольким благочестивым сестрам и назначила способных монахов ведать делами внешними. Она стремилась больше времени уделять изучению Святого Писания, которое почти выучила наизусть. Большое наследство, оставленное ей матерью, св. Гертруда употребила на строительство храмов, монастырей и домов призрения.

В двадцать два года св. Гертруда, постоянно лишавшая себя еды и сна, так ослабела, что сняла с себя полномочия настоятельницы. В декабре 658 г., по совету насельников и насельниц, св. Гертруда назначила своей  преемницей племянницу Вульфетруду.

За день до кончины святая послала к св. Ультану в Фоссе спросить, не открыл ли Господь ему час ее смерти. Преподобный ответил, что она умрет на следующий день во время обедни. Предсказанное сбылось в точности.

Почитание св. Гертруды началось сразу после ее блаженной кончины 17 марта 659 г. Первая церковь в ее честь была воздвигнута Агнессой, третьей аббатисой Нивеля. Житие было написано монахом, присутствовавшим при погребении святой и лично засвидетельствовавшим ее чудеса. Формальный процесс канонизации никогда не совершался.

Обычай св. Гертруды горячо молиться за почивших грешников принес ей славу верной помощницы в посмертных испытаниях, претерпеваемых душами. Впоследствии возникло предание о св. Гертруде как особой заступнице пребывающих в чистилище, где она защищает их вместе с архангелом Михаилом. Три города: Бреда, Геертруйденберг и Берген-оп-Зоом на нидерландском севере Брабанта, а также Беверст в Бельгии (ныне ставший частью города Билзена) почитают св. Гертруду своей небесной покровительницей. Она также является помощницей садовников и призывается для защиты от лихорадки, помешательства, а также нашествия крыс и мышей, в особенности полевых. Причина этой последней традиции неясна. По одному из мнений, на образах св. Гертруды поначалу изображались мыши как символ слабых душ умерших грешников, затем этот обычай будто бы был переосмыслен. Так или иначе, охранительницу от мышей стали также призывать на помощь как покровительницу кошек и их хозяев, и призывают поныне.

По легенде, однажды св. Гертруда послала нескольких своих людей в далекую страну, обещая, что никакое бедствие не поразит их на пути. В плавании по открытому морю суденышку угрожала некая огромная морская тварь, но когда путешественники воззвали к Гертруде, чудовище исчезло. В память об этом чуде средневековые путники (особенно мореходы и воины) пили так называемый «тост святой Гертруды», прежде чем отправляться в дорогу.

Со временем вокруг Нивельской обители возник город. Одной из главных городских традиций стал ежегодный «ход св. Гертруды» — торжественная процессия в первое воскресенье после Михайлова дня, в которой мощи святой везут в специальной повозке, сперва по городу, а затем через поля и предместья. Св. Гертруда снова посещает жителей облюбованного ей края.

Богатая готическая рака св. Гертруды оказалась разрушена при бомбардировке Нивеля нацистской авиацией в 1940 г., но мощи не были уничтожены. Попытки отреставрировать готический шедевр не удались, но его фрагменты включены в стенки новой раки.

Святой мученик Иоанн Саркандер

Ян Саркандер (Саркандр) родился 20 декабря 1576 г. в Силезии, бывшей в это время частью Чешского королевства. Он учился в университете Оломоуца (с 1597 г.), а затем — в Карловом университете в Праге (с 1600 г.), где стал доктором философии. После он изучал богословие в австрийском Граце. В 1607 г. св. Иоанн был рукоположен во священники и с 1616 г. служил в Голешове, защищая католическую веру против ересей.

В 1618 г. в Чехии произошел протестантский переворот, ставший предлогом для начала Тридцатилетней войны. Двумя годами позднее св. Иоанн защитил Голешов от нападения поляков (точнее, казаков атамана Лисовского), выйдя навстречу им со Святыми Дарами. Вместо благодарности святой был арестован; его обвинили в связях с захватчиками (особенно подозрительной казалось его недавнее паломничество за рубеж, в Ченстохову) и подвергли в тюрьме допросам и жестоким пыткам. Одной из причин был отказ св. Иоанна обсуждать принятые им исповеди: таким образом, в глазах мучителей он становился явным сообщником и укрывателем неких врагов. В конце концов и палач, и сами судьи сочли дальнейшие истязания невозможными. Святой не вынес увечий и после месяца страданий умер 17 марта 1620 г. Перед смертью он листал бревиарий языком, будучи не в силах двигать искалеченными руками.

Капелла св. Иоанна Саркандера стоит в Оломоуце на месте его мучений. В ней сохраняются подлинные орудия его мук и надгробный камень мученика.

Иоанн Саркандер был канонизирован бл. Папой Иоанном Павлом II 21 мая 1995 г.

Оставьте комментарий