Торжество Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии

Мы готовимся к торжеству Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Что это такое? О чем мы думаем, когда размышляем об этой тайне? Прежде всего, надо сказать, что это касается святости, тайны святости. Мария была Пресвятая; эта тайна говорит нам о нашей святости, и о призвании всех нас к полноте святости.

В Католической Церкви мы исповедуем догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии, но о Богородице и Ее святости говорили еще отцы Церкви: св. Иустин, св. Ириней, Эпифаний признавали, что Мария — Пресвятая. Сначала в Церкви не было единого мнения относительно святости Марии, например, Василий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский говорили, что со стороны Марии есть какое-то недопонимание миссии Иисуса. Например, когда отрок Иисус учил в храме, Мария спрашивала: “Зачем Ты сделал нам это?”, и для некоторых отцов Церкви это было свидетельством, что Мария не с самого начала была Пресвятой, потому что не знала всего, что делал Ее Сын. Также, у евангелиста Марка читаем, что Иисус спрашивает: “Кто матерь Моя и братья Мои?” и  указывает на всех. Есть какое-то недопонимание, но это недопонимание можно  интерпретировать по-разному.

Это или признак неполной святости Марии, или, наоборот — полноты святости. Почему? Потому, что Иисус некоторых из своих учеников и тех, кто наиболее был близок Ему, например, Лазаря призывает к пророчеству знамения.

В Ветхом Завете пророк не только говорил слова Божьи, но и своим поведением указывал на то, что хочет сказать Господь. Например: “Возьми в жены конкретную женщину, блудницу”, — говорит Господь пророку Осии. Для Израиля это было знамением: “Бог так возлюбил тебя, Израиль, как пророк Осия возлюбил эту женщину”. И то, что делает пророк, является пророчеством, и чтобы это произошло, должна быть близость между пророком и Богом. Иисус призывает Марию к пророчеству, чтобы Она нам указывала через эти события тайну веры.

После Эфесского Собора все сомнения по поводу святости Марии исчезли, и восточная и западная литургии стали прославлять Марию как Пресвятую, Пречистую, и в этом нет никаких сомнений.

Появляется следующий вопрос: если Мария Пресвята и Непорочна, с какого момента своей жизни Она Пресвята и Непорочна? Когда это произошло?

На этот счет существовало три мнения.

Св. Августин говорил, что Мария стала непорочной с момента рождения Иисуса, что очищена Она была этим событием.

Второй подход, о котором говорит Фома Аквинский: Мария стала непорочной в момент Благовещения, когда ангел Гавриил благовествовал, и Она зачала Иисуса. Бог очистил Ее  для того, чтобы Она стала Божьей Матерью. Но до этого момента, говорит Фома Аквинский, Она не совершила никакого личного беззакония.

Дунс Скотт говорит о том, что Мария была непорочной с момента Своего зачатия. Эта непорочность не касается зачатия Иисуса, Мария является Непорочной потому, что Она с самого первого момента Своей жизни является Пресвятой. Этот подход, который мы и находим в догмате Церкви, более широкий, и решает все вопросы.

С момента зачатия Марии во чреве Ее матери Она уже была Пресвятой, Бог сохранил Ее от первородного греха. Важно подчеркнуть, что это не касается момента Благовещения, как думал Фома Аквинский, потому что иногда встречается неправильное понимание Непорочного Зачатия как непорочного зачатия Иисуса. Это не так, поскольку зачатие Иисуса — это зачатие Святым Духом, это нечто другое. Чтобы приготовить зачатие Святым Духом Иисуса в лоне Марии, Бог приготовил Ее так, что сохранил от первородного греха.

immaculata1

Догмат о Непорочном Зачатии был провозглашен Папой Пием IX восьмого декабря 1854 года. Что говорит догмат? “Мы заявляем, провозглашаем и определяем что учение, согласно которому Дева Мария была  сохранена непорочной от нечистоты первородного греха с первого момента Своего зачатия благодатью и привилегией Всемогущего Бога и ввиду заслуг Иисуса Христа, Спасителя рода человеческого”.

Это является учением, явленным Богом, и все верующие должны строго и постоянно веровать в него. Что в этой форме особенно важно для нас? В определении выделяются два аспекта. Во-первых, Богородица охранена от первородного греха с момента Своего зачатия, а, во-вторых, это происходит из-за заслуг Христовых. Это позволяет сохранить учение о вселенском искуплении.

Иисус является единственным искупителем человека, а Дева Мария была сохранена от первородного греха еще до Его смерти. Дева Мария не вне рода человеческого, и Она искуплена также заслугами Иисуса Христа, через заслуги Иисуса Христа, ввиду Его грядущих заслуг.

На этот догмат нет конкретного указания в Библии, нет текста, который бы конкретно говорил о том, что Мария была сохранена от первородного греха. Однако мы находим подтверждение ему в книге Бытия, это фрагмент первоевангелия. Когда говорится, что Жена растопчет змия, речь идет о Марии, Которая победит змия сатану. С одной стороны есть Ева, с другой стороны — новая Ева, Мария; как Ева через свое непослушание привела всех ко греху, так Мария Своим послушанием участвовала в избавлении всех от первородного греха.

Второй момент, когда Архангел Гавриил приветствует Марию — в Евангелии от Луки: “Радуйся, Благодатная!” — это тоже подтверждение, хотя здесь не говорится о том, что Она была полной благодати с первого момента своей жизни.

Папа провозгласил этот догмат после долгих богословских споров в девятнадцатом веке, но истина, которую этот догмат исповедует, жила в Церкви испокон веков. Папа Пий IX ссылается не на библейские тексты, а на веру Церкви. Перед провозглашением этого догмата он обращался ко всем епископам, спрашивал, что они и их церкви думают об этом. И почти все, кроме шести епископов ответили, что они лично и их церковь веруют в Непорочное Зачатие Девы Марии. Эта истина всегда существовала в Церкви. Важно увидеть, что не только то, что мы находим в Библии, но и предание имеет свое значение для нас.

immaculata2

Каков сейчас смысл этого учения? Сначала скажем, чем это учение не является. Многие думают, что Непорочное Зачатие относится ко Христу, к тому, что Он не был запятнан материнской “нечистотой”. Это понимание связано с неправильной идеей, что материнство оскверняет.
Второе заблуждение заключается в том, что Мария была зачата без полового акта своих родителей. Оно также основывается на ложной мысли, что половой акт является греховным даже в браке, и что он распространяет первородный грех.
Третий неправильный подход в утверждении, что Мария не была искуплена, как все остальные люди. Это отрицание вселенского спасения, осуществленного Христом.

В чем заключается суть этого догмата? Каков смысл учения о Непорочном Зачатии? Нужно иметь в виду, что оно основано на учении о первородном грехе.

Что такое первородный грех? От чего Мария сохранена Благодатью Божьей? Это не грех в прямом смысле слова, как беззаконный поступок. Веру в это мы исповедуем, когда крестим детей:  они не совершили никакого беззаконного поступка, никакого личного греха, но мы верим, что в них тоже последствия первородного греха, что они искажены первородным грехом. И это укоренено в жизни церкви. Церковь всегда так делала с первого-второго века, Церковь всегда крестила младенцев.

Первородный грех — это не грех в прямом смысле слова, это просто печать, получаемая нами при рождении и смываемая в Крещении. Мы рождаемся с первородным грехом, и  значит, человеческий род не имеет возможности самостоятельно принять участие в Божественной жизни. Эта благодать дается нам в Крещении, которое является для нас усыновлением Богом и Отцом во Христе. Ответом на первородный грех для нас является Крещение.

Эту возможность участия в Божией жизни мы получаем в крещении, а Мария получила ее в момент Своего зачатия. Утверждать, что Мария родилась непорочной, без первородного греха значит, что с первого момента Своего существования в виду Божественного материнства Она была освящена Божественной Благодатью, которую все остальные люди получают в Крещении.

Но есть одно тонкое различие между нами и тем, что мы получаем в крещении с одной стороны, и Марией и тем, что Она получила в момент Непорочного Зачатия с другой. Когда мы смотрим на свою жизнь, то замечаем, что зачастую она не похожа на жизнь Божьей Матери. Мы в Крещении получили жизнь Божию, но живем не так, как жила Мария.

Что остается после Крещения? Склонность ко греху. Если у меня свободная воля, я всегда могу отказаться от Бога, но эта склонность — нечто большее, это порок. Мария была сохранена не только от первородного греха, но и от этой склонности. Такова разница между крещением и тем, что получила Божия Матерь в момент Непорочного Зачатия.

Что утверждает этот догмат? Во-первых, в богословском смысле Богородица является вершиной святости, так как, по словам византийского песнопения, Она — “Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим”. Это потому, что Мария была искуплена иначе, нежели остальные люди, Она была искуплена предохранением от греха, эта привилегия дана Ей была лишь из-за Ее Божественного Материнства. Это первое. Она является вершиной святости.

Во-вторых, с экклезиологической точки зрения Мария является образом Церкви, эсхатологическим образом Церкви, Она указывает на Невесту Агнца. Церковь без порока — это предназначение для всех нас.

Третье, Мария — пример святости для нас всех. Об этом говорит догмат Непорочного Зачатия. Мы все призваны к святости, и уже есть кто-то, кто достиг этой святости полностью, и кто является для нас — не только лично для меня, но для всей Церкви — образом Церкви, всех искупленных, соединенных со Христом — об этом говорит догмат Непорочного Зачатия.

С этим связано учение о Марии в Церкви. Испокон веков учение о Марии было связано с христологией. На II Ватиканском Соборе отцы собора указали на Марию как образ Церкви. Мария как часть народа избранного, всех нас, является образом нашего будущего, это связано с жизнью Церкви.

Учение о Марии и все догматы, говорящие о Ней, связаны с учением о благодати. А учение о благодати указывает на это, что может сделать благодать Божия и в нашей жизни. Если мы задумаемся над благодатью Божьей, над сотрудничеством с ней, то  обратим внимание на Марию, потому что Она полностью воплотила в Своей жизни это сотрудничество с Божией благодатью.

Духовная беседа о. Войчеха Сурувки ОР на встрече движения Живого Розария
5 декабря 2009 г.

Оставьте комментарий