Путь катехумена

Путь катехумена

Тема 2. Откровение. Что такое Откровение?

Христианская традиция утверждает, что человеческий разум способен познавать Божественное. Через созерцание сотворенного мира и человека познается Творец как совершенное Благо, Истина и Красота.

Но используя в богопознании собственный разум, человек ограничен его рамками и не может познать сущность Бога и Его отношений с творением. Поэтому Бог выходит навстречу человеку и Сам открывает Себя. Это то, что мы называем Откровением. Бог открывает Себя Самого и Свой замысел относительно человечества. Он совершает это посредством Своих слов и деяний. Вера – ответ человека на Откровение Божие. Итак, можно сказать, что существуют два пути познания Бога: разум и вера, которые не противостоят друг другу, ибо Сам Бог сотворил наш разум для того, чтобы мы стремились познавать Его.

Чтобы лучше понять, что такое Откровение, можно обратиться к тем моментам ветхозаветной истории, когда Бог открывает Себя. Среди них особенно важен очень известный эпизод из 3-й главы книги Исхода, где Бог открывается Моисею в пламени горящего тернового куста; как и 19-я глава 3-й книги Царств, где Он является пророку Илии в веянии тихого ветра; или то место из Исхода, когда Бог открывается Моисею на горе Синай, даруя Своему народу скрижали Завета. Все эти моменты свидетельствуют об особых условиях Откровения. Иногда встреча с Богом требует необыкновенных обстоятельств, это может быть вершина горы или пустыня. Но в отрывке об откровении Бога Илии присутствует важнейшая черта всех откровений: Сам Бог открывается не в землетрясении, не в огне, не в урагане, а в веянии тихого ветра. Так и в нашей жизни Господь обычно открывается незаметно, хотя мы часто ищем Его в чудесных явлениях.

«Я – Бог Авраама, Исаака и Иакова»

Я хотел бы сначала обратиться к тому отрывку из Писания, где Бог открывается Моисею в неопалимой купине. Он называет Своё имя: «Я Бог Авраама, Исаака и Иакова». Этой фразой Господь дает понять, что Он – Бог, воззвавший из горящего куста – не чужой Моисею. Так и в нашей жизни: оглядываясь назад, мы обнаруживаем, что Бог сопровождал нас на протяжении всего нашего пути, хотя мы это и не всегда осознавали. Эти слова также дают нам понять, что Откровение Божие явлено в человеческой истории, оно длится и развивается вместе с человечеством во времени. Это обстоятельство отличает иудаизм и христианство от других религий, имеющих своим началом просвещение одного человека, с чем мы встречаемся в буддизме, а также в исламе. Верить для христианина означает воспринимать Откровение, которое входит в историю жизни конкретных людей, прежде всего израильского народа.

Слова «Я Бог Авраама, Исаака и Иакова» означают, что Бог открывается человеку постепенно. В этом состоит Его педагогика. Кстати, катехуменат также характеризуется этой чертой – последовательностью. То же самое можно сказать и о нашей жизни. Бог открывается нам не одномоментно, но в течение всей жизни. Нужно время, чтобы понять, как Господь действует в нашей жизни. Время нужно также, чтобы увидеть, как Он действует в истории человечества. У нас нет возможности подробно описать все этапы истории Откровения, которая есть в то же самое время история нашего спасения, но можно вспомнить важнейшие из них. По сотворении человека Бог открылся Адаму и Еве, чтобы они вошли в общение с Ним. После грехопадения Господь не оставил человечество, вновь и вновь открывался ему. Человек мог познать Истину о Боге, заключив с Ним завет: завет с Ноем и его семейством, завет с Авраамом и его потомством, завет с Израилем, Его избранным народом, который Он освободил от египетского рабства; завет с Моисеем, через которого Бог дал Своему народу закон. К израильтянам Господь посылал пророков, обещая пришествие Мессии, Спасителя. Все эти этапы были нужны, чтобы народ Божий обрел способность открыть истинный образ Бога.

«Я есмь Сущий»

Этот же отрывок из книги Исхода показывает нам, что Откровение всегда содержит два элемента. Во-первых, оно всегда связано с замыслом Божиим о Своем народе: «Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед» (Исх 3, 7-8). Земля обетованная – для нас, христиан, – символ Царства Небесного. Господь Вседержитель открывает Свою любовь к человеку, сотворенному для жизни вечной. Бог хочет счастья человека, которое возможно лишь в общении с Ним. Замысел Бога о Своем народе заключается в том, чтобы все люди участвовали в Его Божественной жизни. Поэтому Он дает Своему народу заповеди, Он посылает к нему пастырей и пророков. Все откровения Бога конкретным людям сопровождаются наделением их особой миссией: «Итак, пойди: Я пошлю тебя к фараону; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых» (Исх 3, 10). То же самое можно сказать и о нас. Бог приходит в нашу жизнь не только для того, чтобы явить Себя, но чтобы вести нас в Землю обетованную, и для того, чтобы придать нашей жизни конкретный смысл.

Тем не менее, следует признать, что цель Откровения состоит, прежде всего, в том, чтобы мы познали Бога. Это второй элемент Откровения. Моисей хочет узнать явившегося ему Бога: «А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий» (Исх 3, 13-14). На протяжении истории израильского народа Бог не только ведет Свой народ в Землю обетованную, Он показывает ему – словами и делами – Кто Он. Имена Божии на самом деле многообразны: Он – Творец, Царь, Утешитель, Искупитель, Отец, Супруг, наиболее глубоким смыслом наделено Его имя Сущий, т.е. сама Жизнь и источник всякой жизни.

Для нас, христиан, целью священной истории является Откровение истинного образа Бога, т.е. образа Бога невидимого, по словам апостола Павла. Последний этап Откровения Бога человеку совершает Иисус, Воплощенное Слово, посредник и полнота всего Откровения. В Иисусе Христе Бог открыл Себя в полноте и установил окончательный завет с человечеством, так что никогда не будет других Откровений.

Однако даже если Откровение завершено, оно еще не вполне разъяснено. В этом заключается задача христианской веры – постепенно разъяснять и воспринимать все аспекты Откровения.

Как передается Божественное Откровение?

Передача Откровения осуществляется через Предание, основанное на фундаменте апостолов, которые передали учение Христа. Мы называем его Апостольским Преданием.

Как передается Апостольское Предание? Двумя путями: через Традицию, т.е. живую передачу слова Божьего в проповеди, Литургии, канонах, и прежде всего через Священное Писание. Важно помнить, что Священное Писание само является плодом Апостольского Предания. Первые поколения христиан не имели записанного Нового Завета, однако именно они сохранили и передали учение апостолов следующим поколениям.

Отношение между Традицией и Писанием было предметом споров среди христиан. II Ватиканский собор провозгласил, что они происходят из одного источника – Слова Божьего.

Также спорным является вопрос, кому поручено Апостольское Предание, кто имеет право его толковать. С одной стороны, залог (или наследие) веры поручено всей Церкви, всему Народу Божию, который обладает так называемым sensus fidei, т. е. чувством веры. Благодаря этому сверхъестественному чувству Народ Божий не может поколебаться в вере. Но, с другой стороны, в лоне Народа Божия епископы занимают особое место, ибо они являются наследниками апостолов. Это именуется апостольской преемственностью. Среди епископов Папа Римский как наследник апостола Петра также занимает особое место.

Поэтому толкование наследия веры прежде всего поручено Папе и епископам. Живое Учительство Церкви не только истолковывает наследие веры, но и определяет ее догматы. Эти догматы выражают истинное содержание Откровения Божия и помогают христианам на пути веры. Конечно, Учительство не выше Апостольского Предания, но служит ему. Поэтому можно сказать, что в передаче Откровения присутствуют три составляющие: Священное Предание, Священное Писание и Учительство Церкви.

В восприятии Откровения могут помочь так называемые «частные откровения», явленные нам в мистическом опыте святых. Действительно, Откровение завершено, и «частные откровения» не принадлежат к залогу веры. Их роль – не дополнить Откровение, но помочь жить им в конкретных обстоятельствах, на конкретном этапе истории. Опыт «частных откровений» похож на опыт ветхозаветных пророков, помогавших народу Божьему сохранять заповеди. Прозрения о Боге христианских святых и мистиков, вдохновляемых Святым Духом, помогают Церкви разъяснить полноту Откровения.

свящ. Иакинф Дестивель ОР

Библейские тексты для обсуждения

Откровение Бога Моисею: Исх 3,1-15

Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я, [Господи]! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. И сказал [ему]: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога. И сказал Господь [Моисею]: Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей [и ввести его] в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед, в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, [Гергесеев,] Евеев и Иевусеев. И вот, уже вопль сынов Израилевых дошел до Меня, и Я вижу угнетение, каким угнетают их Египтяне. Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону [царю Египетскому]; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых. Моисей сказал Богу: кто я, чтобы мне идти к фараону [царю Египетскому] и вывести из Египта сынов Израилевых? И сказал [Бог]: Я буду с тобою, и вот тебе знамение, что Я послал тебя: когда ты выведешь народ [Мой] из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе. И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам. И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род.

Откровение Бога Илии: 3 кн. Царств 19, 11-15

И сказал: выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, [и там Господь]. Услышав сие, Илия закрыл лице свое милотью своею, и вышел, и стал у входа в пещеру. И был к нему голос и сказал ему: что ты здесь, Илия? Он сказал: возревновал я о Господе, Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили жертвенники Твои и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтоб отнять ее. И сказал ему Господь: пойди обратно своею дорогою чрез пустыню в Дамаск, и когда придешь, то помажь Азаила в царя над Сириею.

Откровение Христа: Посл. к Евреям 1. 1-3

Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте.

Молитва: Псалом 145(144)

Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царь [мой], и благословлять имя Твое во веки и веки.

Всякий день буду благословлять Тебя и восхвалять имя Твое во веки и веки.

Велик Господь и достохвален, и величие Его неисследимо.

Род роду будет восхвалять дела Твои и возвещать о могуществе Твоем.

А я буду размышлять о высокой славе величия Твоего и о дивных делах Твоих.

Будут говорить о могуществе страшных дел Твоих, и я буду возвещать о величии Твоем.

Будут провозглашать память великой благости Твоей и воспевать правду Твою.

Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив.

Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его.

Да славят Тебя, Господи, все дела Твои, и да благословляют Тебя святые Твои;

да проповедуют славу царства Твоего, и да повествуют о могуществе Твоем,

чтобы дать знать сынам человеческим о могуществе Твоем и о славном величии царства Твоего.

Царство Твое — царство всех веков, и владычество Твое во все роды.

[Верен Господь во всех словах Своих и свят во всех делах Своих.]

Господь поддерживает всех падающих и восставляет всех низверженных.

Очи всех уповают на Тебя, и Ты даешь им пищу их в свое время;

открываешь руку Твою и насыщаешь все живущее по благоволению.

Праведен Господь во всех путях Своих и благ во всех делах Своих.

Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине.

Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их.

Хранит Господь всех любящих Его, а всех нечестивых истребит.

Уста мои изрекут хвалу Господню, и да благословляет всякая плоть святое имя Его во веки и веки.

Библейские тексты для самостоятельного размышления:

Деяния 9, 1-19

Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим. Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил. В Дамаске был один ученик, именем Анания; и Господь в видении сказал ему: Анания! Он сказал: я, Господи. Господь же сказал ему: встань и пойди на улицу, так называемую Прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла; он теперь молится, и видел в видении мужа, именем Ананию, пришедшего к нему и возложившего на него руку, чтобы он прозрел. Анания отвечал: Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме; и здесь имеет от первосвященников власть вязать всех, призывающих имя Твое. Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми. И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое. Анания пошел и вошел в дом и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святаго Духа. И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился, и, приняв пищи, укрепился. И был Савл несколько дней с учениками в Дамаске.

Вопрос: Как открывается Бог в истории Вашей жизни?