Путь катехумена

Можно сказать, что Евхаристия – источник и вершина христианской жизни. Она стоит в центре всех таинств, всей литургии. Святой Ириней Лионский говорил, что в Евхаристии – суть нашей веры. Евхаристическое приобщение завершает христианское посвящение взрослых.

О богатстве смысла этого Таинства свидетельствует множество его именований. Оно называется Евхаристией от греческого слова «благодарность», потому что означает наше благодарение Богу. Оно называется также Трапезой Господней, поскольку в нем воспоминается Тайная Вечеря Иисуса Христа с учениками накануне Его Страстей. Евангелисты называют его Преломлением Хлеба, потому что Сам Христос использовал этот еврейский обряд. Именно в преломлении хлеба ученики узнают Господа после Его воскресения. Это таинство называется также Евхаристическим собранием (synaxis), так как совершается в собрании верных. Его называют Божественной Литургией, потому что центр всякой литургии – в его совершении. Евхаристия – воспоминание Страстей и Воскресения Господа; Святая Жертва, потому что возобновляет жертву Христа; Причастие, потому что приобщает нас Христу, чтобы мы стали единым телом. Наконец, особенно в латинской традиции, Евхаристию называют Святой Мессой, потому что совершение его заканчивается отправлением верных на миссию (слова «месса» и «миссия» происходят от одного латинского слова «mittere»), чтобы они воплощали Евхаристию в своей повседневной жизни.

Евхаристия в Священном Писании

Прообразы Евхаристии
Особое значение хлеба и вина, которое является прообразом тайны Евхаристии, можно найти уже в Ветхом Завете. Во-первых, таинственный первосвященник Мельхиседек совершает приношение хлеба и вина (Быт 14, 17-20). Во-вторых, каждый год на Пасху Израильский народ вкушает опресноки в воспоминание об исходе из Египта. В-третьих, это манна небесная, дарованная в пустыне избранному народу, призванная напоминать ему, что «не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа» (Втор 8, 3). Наконец, это чаша благословения, которая предлагалась в конце еврейской пасхальной трапезы (1 Кор 10, 16), она символизировала мессианские ожидания восстановления Иерусалима.

Многие тексты в Евангелиях являются прообразом Евхаристии: умножение хлебов означает избыток дара Христова; вода, обращенная в вино в Кане Галилейской, символизирует Евхаристию и брачный пир в Царстве Божием, где верующие будут вкушать новое вино.

Установление Евхаристии
Накануне своих Страданий Христос учреждает Евхаристию как воспоминание о своих Страстях и Воскресении. Три синоптических Евангелия (от Матфея, от Марка, от Луки) и апостол Павел рассказывают об этом событии. Святой Иоанн в своем Евангелии не говорит об этом прямо, но мы находим у него тексты о хлебе жизни (Ин 6, 30-35) и об омовении ног (Ин 13, 1-17), которые раскрывают смысл Евхаристии.

Христос заповедал совершать это воспоминание Его Страстей и Воскресения вплоть до Его пришествия во славе. Деяния Апостолов свидетельствуют, что Церковь была верна этой заповеди. Например, в Деяниях Апостолов говорится, что «верующие пребывали в преломлении хлеба» (Деян 2, 42), что они «преломляли хлеб по домам» (Деян 2, 46). Эти тайны совершали в воскресенье – первый день недели, день Воскресения Христова (Деян 20, 7).

Литургия Евхаристии

Известная нам сегодня литургия Евхаристии с начала II века постепенно обретала форму и развивалась на основании двух главных моментов, составлявших ее единство: Литургии Слова и Евхаристической Литургии.

Литургия Слова
Литургия Слова включает чтения из Ветхого и Нового Завета, особенно Евангелие, которое является центром этой части богослужения. После чтений произносится проповедь, которая разъясняет слово Божие и помогает понять, как воплощать его в жизнь. Затем следует молитва верных – молитва заступничества за всех людей.

Евхаристическая Литургия
Евхаристическая Литургия также состоит из трех частей. Первая – приношение Даров (офферторий), во время которого на алтарь приносятся хлеб и вино. Тогда же совершается сбор пожертвований. С самого начала христиане вместе с хлебом и вином приносили средства и вещи для нуждающихся членов общины. Каждый христианин, участвуя в Евхаристии, должен принести с собой всю свою жизнь, чтобы она преобразилась, соединяясь со Христом.

Затем следует вторая часть – Анафора или Евхаристическая молитва. Она начинается с Префации, в которой Церковь благодарит Отца за все Его благодеяния. Затем следует эпиклесис – призывание Святого Духа на хлеб и вино, а также на народ Божий. Затем – слова об учреждении Евхаристии, священник произносит эти слова Христа от Его лица. Затем совершается анамнесис (воспоминание): Церковь воспоминает Страсти и Воскресение Христа и выражает свое упование на Его пришествие. Затем следует ходатайственная молитва, возвещающая, что Евхаристия совершается в общении Церкви земной и небесной (живые и усопшие), а также в общении с пастырями Церкви (Папой, епископом епархии и его пресвитерами (священниками) и всеми епископами мира).

Третья часть Евхаристической Литургии – Причастие. Оно начинается с молитвы Господней и приветствия мира, которым обмениваются все верные.

Смысл Евхаристии
Смысл Евхаристии нераздельно связан с Пресвятой Троицей.
1. Евхаристия, прежде всего, – благодарение Богу Отцу: Церковь приносит благодарение за все благое, что совершает Бог, за творение и искупление.
2. Во-вторых, Евхаристия – воспоминание Пасхи Христовой. Потому во всех Евхаристических молитвах присутствует анамнесис (воспоминание). Но здесь это слово имеет иной смысл, чем обычно: речь идет не только о воспоминании, но о возобновлении единственной жертвы Христа.
3. Наконец, Евхаристия – это реальное присутствие Христа в таинстве силой Святого Духа. Церковь исповедует, что в Евхаристии действительно пребывают Тело и Кровь Христовы. Именно Святой Дух совершает это пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы.

Плоды приобщения таинству Евхаристии
Евхаристия – это динамичный процесс, через который, участвуя в Смерти и Воскресении Христа, мы сами умираем для греха и воскресаем для новой жизни.

1. Первый плод Евхаристии – в том, что мы становимся Телом Христовым. Цель Евхаристии – не столько пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христа, сколько освящение членов Церкви, чтобы они сами стали Телом Христовым. Поэтому существует эпиклесис (призывание Святого Духа) на народ Божий. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем», – говорит Христос (Ин 6, 56). Поэтому Евхаристия – источник и вершина жизни во Христе.
2. Из этого следует, что второй плод Евхаристии – созидание Церкви. Евхаристия созидает Церковь. Согласно известному выражению, Церковь творит Евхаристию, а Евхаристия творит Церковь. Евхаристия созидает единство Церкви – мистического Тела Христова. Как говорит апостол Павел: «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор 10, 17). Где совершается Евхаристия – там Церковь.
3. Третий плод Евхаристии заключается в том, что Причастие святых тайн отдаляет нас от греха. Евхаристическая молитва гласит, что кровь Христа «за вас и за многих прольется во отпущение грехов». Евхаристия очищает нас от уже совершенных легких грехов и предохраняет от возможных смертных грехов.
4. Наконец, как свидетельствует само слово «месса», Церковь посылает нас миру, чтобы, черпая благодать в этом таинстве, мы были ему светом.

Подводя итог, можно сказать, что цель Евхаристии – в том, чтобы вся наша жизнь стала Евхаристией, то есть даром, угодным Богу. Евхаристия не ограничивается Мессой, это процесс всей нашей жизни. На небесах не будут совершаться Мессы, потому что сама наша жизнь станет Евхаристией. А Царство Божие начинается уже сейчас. Уже сейчас можно отдать свою жизнь Богу, чтобы она в Нем стала Евхаристией.

Иакинф Дестивель ОР

Библейские тексты для обсуждения

Исх 12, 1-14
И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря: месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года. Скажите всему обществу Израилевых: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство; а если семейство так мало, что не съест агнца, то пусть возьмет с соседом своим, ближайшим к дому своему, по числу душ: по той мере, сколько каждый съест, расчислитесь на агнца. Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз, и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером, и пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его; пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его; не ешьте от него недопеченного, или сваренного в воде, но ешьте испеченное на огне, голову с ногами и внутренностями; не оставляйте от него до утра; но оставшееся от него до утра сожгите на огне. Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это — Пасха Господня. А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую. И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во все роды ваши; как установление вечное празднуйте его.

Ин 6, 25-35
И, найдя Его на той стороне моря, сказали Ему: Равви! когда Ты сюда пришел? Иисус сказал им в ответ: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог. Итак сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божии? Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал. На это сказали Ему: какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? что Ты делаешь? Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть. Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру. На это сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб. Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда.

Ин 6, 48-58
Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою? Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек.

Ин 13, 1-20
Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их. И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его, Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною. Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову. Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все. Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты. Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете. Не о всех вас говорю; Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою. Теперь сказываю вам, прежде нежели то сбылось, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я. Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня.

Молитва: Псалом 84(83)
Как вожделенны жилища Твои,
Господи сил!

Истомилась душа моя,
желая во дворы Господни;

сердце мое и плоть моя
восторгаются к Богу живому.

И птичка находит себе жилье,
и ласточка гнездо себе, где положить птенцов своих,

у алтарей Твоих, Господи сил,
Царь мой и Бог мой!

Блаженны живущие в доме Твоем:
они непрестанно будут восхвалять Тебя.

Блажен человек, которого сила в Тебе
и у которого в сердце стези направлены к Тебе.

Проходя долиною плача, они открывают в ней источники,
и дождь покрывает ее благословением;

приходят от силы в силу,
являются пред Богом на Сионе.

Господи, Боже сил! Услышь молитву мою,
внемли, Боже Иаковлев!

Боже, защитник наш!
Приникни и призри на лице помазанника Твоего.

Ибо один день во дворах Твоих лучше тысячи.
Желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия.

Ибо Господь Бог есть солнце и щит,
Господь дает благодать и славу;
ходящих в непорочности Он не лишает благ.
Господи сил! Блажен человек, уповающий на Тебя!

Библейский текст для самостоятельного размышления

Лк 22, 7-20
Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца, и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху. Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить? Он сказал им: вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он, и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте. Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху. И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним, и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием. И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается.

Вопрос для размышления: В молитве “Отче наш” мы ежедневно просим о хлебе насущном. О каком хлебе мы просим?

Традиция Церкви о Евхаристии

Дидахе (Учение Двенадцати апостолов), гл. 9, 10.
Что же касается Евхаристии, совершайте ее так. Сперва о чаше: Благодарим Тебя, Отче наш, за святой виноград Давида, отрока Твоего, который Ты открыл нам чрез Иисуса, Отрока Твоего. Тебе слава во веки!
О хлебе же ломимом: Благодарим Тебя, Отче наш, за жизнь и ведение, которые Ты открыл нам через Иисуса, Отрока Твоего. Тебе слава во веки!
Как сей преломляемый хлеб был расссеян по холмам и собранный вместе стал единым, так и Церковь Твоя от концев земли да соберется в царствие Твое, ибо Твоя есть слава и сила через Иисуса Христа во веки.
И от Евхаристии вашей никто да не вкушает и не пьет, кроме крещенных во имя Господне, ибо и о сем сказал Господь: не давайте святыни псам. По исполнении же (вкушения) так благодарите: Благодарим Тебя, Отче святый, за имя Твое святое, которое Ты вселил в сердцах наших, и за ведение, и веру, и бессмертие, которые Ты открыл нам чрез Иисуса, Отрока Твоего. Тебе слава во веки! Ты, Владыко Вседержитель, сотворил все ради имени Твоего, пищу же и питие дал людям в наслаждение, чтобы они благодарили Тебя, а нам даровал духовную пищу и питие, и жизнь вечную чрез Отрока Твоего. Паче всего благодарим Тебя потому, что Ты всемогущ. Тебе слава во веки! Помяни, Господи, Церковь Твою, да избавишь ее от всякого зла и усовершишь ее в любви Твоей, и от четырех ветров собери ее, освященную в царство Твое, которое Ты уготовал ей, потому что Твоя есть сила и слава во веки. Да приидет благодать и да прейдет мир сей! Осанна Богу Давидову! Если кто свят, да приступает, если кто нет, пусть покается. Маранафа. Аминь.

Оставьте комментарий