Путь катехумена

Каждое воскресенье христиане торжественно исповедуют свою веру: в латинской литургии – после проповеди, в византийской – перед началом евхаристического канона. Это исповедание называется «Символом веры», в нем сосредоточена вся догматическая сущность христианства. На латыни Символ веры называют «Credo» по первому слову, означающему «верую».

Греческое слово «symbolon» обозначало разделенный надвое предмет (например, печать или монету). Две половинки использовались как опознавательный знак: при встрече складывали две части, и если они совпадали, это служило знаком, что это именно тот человек, с которым нужно было встретиться. Так и Символ веры для верующих – знак узнавания и общности. Но это слово означает также и собрание, «коллекцию». Символ веры – собрание всех основных истины веры, поэтому он служит отправной точкой и фундаментом для любой катехизации.

Исторически существуют два рода Символов веры. До начала IV века Символы или краткие формулировки сути христианской веры были связаны, прежде всего, с практической надобностью подготовки взрослых к крещению. Вариантов такого краткого и емкого исповедания было довольно много, и они разнились между собой, в зависимости от практики каждой поместной Церкви. Формулы исповедания веры, которые крещаемые должны были произносить при своем крещении, во II веке назывались «правилом» или «каноном» веры. Например, Апостольский Символ веры был древним крещальным Символом Римской Церкви.

Новый тип Символа, возникший из-за необходимости ясно изложить правоверное учение, противопоставив его еретическим течениям, появляется в IV веке. Эти соборные Символы теперь были связаны уже не только с практикой крещения, но занимали гораздо более значительное место в Церкви. Так было с Никео-Константинопольским Символом веры, значимость и авторитетность которого объясняется тем, что он был установлен на двух первых Вселенских Соборах – Никейском (325 г.) и Константинопольском (381 г.). До сегодняшнего дня он остается общим текстом исповедания веры для большинства Церквей Востока и Запада.

Символ веры разделен на три части, соответствующие исповеданию Трех Лиц Пресвятой Троицы. Эти три части отличны между собой, хоть и неразрывно связаны. По древней традиции насчитывают также двенадцать истин Символа веры, символически означающих число апостолов.

Священный текст начинается словом «сredo», «верую». Это слово придает общему исповеданию веры христианского народа индивидуальный характер: каждый член Церкви вместе со всеми с полной ответственностью говорит: «верую», «ожидаю».

Однако слепая верность авторитету Символа веры недостаточна для того, чтобы «иметь веру». Нам следует разумом и всем сердцем принять те истины, которые мы произносим, ведь Символ веры является молитвой.

1. Верую во единого Бога, Отца Всемогущего, Творца неба и земли, видимого всего и невидимого

Первая истина – исповедание веры в единого Бога – связана с Богом-Отцом, Первым Лицом Пресвятой Троицы. Бог христианского откровения – не безликий Абсолют, безразличный к человеческим судьбам. Это не Бог философов, но Отец, творящий жизнь, Источник единой Божественной сущности (или природы), общей для всех трех Лиц Пресвятой Троицы.

Нужно заметить, что слово «всемогущий», хотя оно и правильное, все же не передает всего смысла греческого слова Pantokrator, означающего «Господина всего сущего» или «Владыку всего сущего». Это значит, что Бог не только создал мир, но и хранит его в каждое мгновение его бытия.

«Небо и земля» – это выражение из Священного Писания (Быт 1, 1) означает все мироздание в целом, все, сотворенное Богом. Бог – Создатель всего духовного и телесного; невидимого мира «небесных» духов и видимого мира, в котором мы живем, с которым тесно связаны своим земным телесным состоянием.

2. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия единородного, от Отца рожденного прежде всех веков, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, через Которого все сотворено

Между первой истиной веры, связанной с Первым Лицом Троицы, и шестью последующими, в которых речь идет о Втором Лице, есть значительное различие. Это естественно: вера во Всемогущего Бога, Творца вселенной, присуща как христианству, так и иудаизму. Иное дело – Личность и деяния Господа Иисуса Христа.

Исповедуя, что Сын рожден от Отца «прежде всех веков», мы утверждаем не то, что Его рождение предшествовало сотворению мира, но что оно – вне времени, поскольку время и само – тварно. Вот почему в Евангелии мы читаем: «Прежде, нежели был Авраам, Я есмь» (Ин 8, 58), а не «Я был», что означало бы предшествие во времени.

Сын есть «Свет от Света, Бог истинный от Бога истинного», потому что (не вдаваясь в свойства каждого из Лиц Троицы, благодаря которым мы Их различаем) все Три Божественных Лица являют Собой одну и ту же Божественную сущность. Пытаясь выразить словами это совершенное подобие Сына Отцу апостол Павел называет Христа «образом Бога невидимого» (2 Кор 4, 4). Отцы Никейского Вселенского Собора провозгласили Сына «единосущным» Отцу.

Чтобы еще точнее определить то, о чем говорится в начале этой части Символа, Церковь, в противовес ереси Ария и его сторонников, добавляет утверждение, что Сын «рожден, не сотворен», так как вечное рождение Сына Отцом, как и исхождение Святого Духа, есть внутренняя Божественная жизнь Пресвятой Троицы, не имеющая ничего общего с жизнью творения.

Заканчивается вторая статья Символа веры словами, что через Сына «все сотворено». Это отзвук новозаветного учения (см. Ин 1, 3; Кол 1, 16). Весь тварный мир – общее деяние всех трех Божественных Лиц, хотя Они по-разному являются причиной и началом бытия.

3. Ради нас, людей, и ради нашего спасения сошедшего с небес, и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком

Тогда как вторая истина говорила о Сыне в Его вечном отношении к Отцу, третья истина Символа веры связана с Боговоплощением. Она вторит евангельским словам: «Слово стало плотью и обитало с нами» (Ин 1, 14). Воплощение Сына – главное событие истории спасения, коренным образом ее изменившее, поскольку благодаря ему отношения между Богом и человеком были совершенно преображены.

О причине Воплощения говорится так: «Ради нас, людей, и ради нашего спасения». Это выражение связано не только с третьей истиной веры, но и с последующими, в которых говорится об осуществлении Божественного замысла о спасении человечества, совершаемого Иисусом Христом – воплощенным Словом.

Слова «сошедшего с небес» имеют не столько материальный смысл, сколько говорят о «нисхождении» Бога, согласившегося «уничижить Себя», чтобы спасти человека и все творение.

Церковь исповедует, что Господь наш «воплотился от Духа Святого и Марии Девы», ибо так сказано в Евангелии (Мф 1, 18-20; Лк 1, 26-38). Упоминание о Деве Марии подчеркивает истинность человеческой природы Спасителя, Мессии из рода Давидова, о котором возвещали пророки в Ветхом Завете. Воплощение совершилось не только волей Пресвятой Троицы, но и благодаря согласию Пречистой Девы (Лк 1, 38).

Статья заканчивается выражением «стал человеком». Чтобы передать точный смысл греческого слова, лучше сказать «вочеловечился», потому что Христос стал подобен нам во всем, кроме греха.

4. …распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного

Дело спасения, совершаемое Иисусом Христом, есть единое нераздельное целое: Воплощение, искупительная Смерть, Воскресение являются этапами единого процесса искупления.

Статья Символа веры о Страстях Господних упоминает, что они происходили «при Понтии Пилате», тем самым подчеркивая историчность этих событий. Деяния языческих богов воспринимались всегда как происходившие в каком-то отдаленном и мифическом прошлом, тогда как смерть и Воскресение Христа имели место в конкретный момент истории в определенном месте и среде.

Мы видим, что здесь повторяются слова «ради нас», которые мы уже встречали в статье о Воплощении: искупительная смерть Иисуса Христа стала источником прощения и примирения не только для всего человечества, но для каждого верующего.

После Своей смерти Господь был погребен, и Тело Его до третьего дня оставалось во гробе. В дни Своего земного служения Господь предсказал эти  события. Иудеям, требовавшим знамения, Он отвечает: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф 12, 39-40); и еще: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Ин 2, 19).

5. … воскресшего в третий день по Писаниям

Вера в Воскресение Христа – сердце подлинного христианства. Поэтому Павел пишет в Послании к Коринфянам: «Если  Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша» (1 Кор 15, 14).

Символ веры говорит, что Господь воскрес в третий день «по Писаниям». Здесь идет речь о Ветхом завете. Вот как воскресший Христос разъясняет Писания ученикам на пути в Эммаус: «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» (Лк 24, 25-27).

6. …восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца

Исповедуя веру в спасение, принесенное Иисусом Христом, Символ веры после слов о Воскресении «в третий день» говорит о Вознесении и пребывании «одесную Отца». Так завершается ряд истин, связанных с земным служением Христа. Вознесение венчает жертву Христа. В Послании к Евреям мы читаем: «Он же, принесши одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога» (Евр 10, 12).

7. …вновь грядущего со славою судить живых и мертвых, и Царству Его не будет конца

Вера во второе пришествие Христа чрезвычайно важна для христианского учения. Между двумя пришествиями существует огромная разница: тогда как первое совершилось в уничижении, второе явит всю славу Божию.

Статья заканчивается утверждением: «И Царству Его не будет конца». Эти слова были добавлены Константинопольским Собором, чтобы опровергнуть ошибочное мнение о том, что царство Христа закончится с концом времен.

8. И в Духа Святого, Господа животворящего, от Отца и Сына исходящего; Которому вместе с Отцом и Сыном подобает поклонение и слава, Который вещал через пророков

После исповедания веры в Личность и деяния Господа Иисуса Христа Церковь провозглашает свою веру в Третье Лицо Троицы – Духа Святого. Ветхий Завет знал действие Духа Божия и, согласно пророкам, конец времен как раз должен стать излиянием этого Духа (см. Ис 44, 3; Иоил 2, 28). Однако только в Новом Завете Слово и Дух открываются как Лица Пресвятой Троицы.

В Пресвятой Троице источником Божества является Отец, от которого Сын имеет свою Божественную сущность посредством рождения, а Дух – посредством исхождения. Потому, согласно учению самого Спасителя (Ин 15, 26), Соборы в Никее и Константинополе утверждают, что Дух исходит от Отца. На Западе, чтобы отстоять истину о Божественной природе Сына (против ереси арианства) и подчеркнуть отношение между Отцом и Сыном, говорится также, что Дух исходит «и от Сына» (filioque).

Мы исповедуем, что Дух есть Господь Животворящий, потому что благодать, которую Он дает, подлинно делает нас причастниками Божественного естества (2 Петр 1, 4).

9. И во единую, святую, вселенскую и апостольскую Церковь

Статья о Церкви следует сразу за той, которая говорит о Святом Духе. Пятидесятница (сошествие Святого Духа на апостолов) была моментом рождения Церкви. Некоторые древние Символы веры говорили даже: «Верую в Духа Святого во святой Церкви».

Делая Церковь объектом веры, Символ напоминает, что она – не просто собрание верующих, она играет центральную роль в истории спасения. Более подробно мы разъясняли эту статью Символа веры в теме 14 (о Церкви).

10. Исповедую единое крещение во отпущение грехов

В Символе веры слова о крещении следуют сразу за изложением истин о Церкви. Такая последовательность естественна, поскольку нет другого способа приобщиться сообществу верных, основанному Христом, кроме крещения.

Эта истина напоминает о крещальном происхождении исповедания веры. Утверждать, что крещение совершается во отпущение грехов, значит признавать, что воссоединиться со Христом в Церкви – единственный надежный путь спасения.

Мы говорим о «едином крещении». Апостол Павел провозглашает в послании Эфесянам: «Один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф 4, 5-6). Именно поэтому Церковь не крестит второй раз и принимает без повторного крещения даже еретиков, которые в свое время были должным образом крещены во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

11 и 12. Ожидаю воскресения мертвых и жизни будущего века

Воскресение к жизни вечной подразумевает преображение, переход от тленного состояния к нетленному (см. 1 Кор 15, 51-54). Апостол Павел ясно говорит, что «сеется тело душевное, восстает тело духовное» (1 Кор 15, 44).

Символ веры начинается торжественным утверждением веры в Бога. Однако вера не является актом только интеллектуального порядка, он требует полной самоотдачи. Во Христе, силой Святого Духа, жизнь верующего преображается, ибо христианин, даже живя в этом мире, уже не от мира сего. Его взор обращен  к Царству света. Поэтому Символ веры заканчивается радостным исповеданием наших чаяний воскресения и жизни будущего века, где не будет «ни скорби, ни печали, ни воздыхания».

Иакинф Дестивель ОР

Библейские тексты для обсуждения

Деян 2, 22-39
Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его. Ибо Давид говорит о Нем: видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался. Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании, ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления. Ты дал мне познать путь жизни, Ты исполнишь меня радостью пред лицем Твоим. Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня. Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его, Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления. Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели. Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите. Ибо Давид не восшел на небеса; но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли. Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш.

Деян 13, 16-39
Павел, встав и дав знак рукою, сказал: мужи Израильтяне и боящиеся Бога! послушайте. Бог народа сего избрал отцов наших и возвысил сей народ во время пребывания в земле Египетской, и мышцею вознесенною вывел их из нее, и около сорока лет времени питал их в пустыне. И, истребив семь народов в земле Ханаанской, разделил им в наследие землю их. И после сего, около четырехсот пятидесяти лет, давал им судей до пророка Самуила. Потом просили они царя, и Бог дал им Саула, сына Кисова, мужа из колена Вениаминова. Так прошло лет сорок. Отринув его, поставил им царем Давида, о котором и сказал, свидетельствуя: нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения Мои. Из его-то потомства Бог по обетованию воздвиг Израилю Спасителя Иисуса. Перед самым явлением Его Иоанн проповедывал крещение покаяния всему народу Израильскому. При окончании же поприща своего, Иоанн говорил: за кого почитаете вы меня? я не тот; но вот, идет за мною, у Которого я недостоин развязать обувь на ногах. Мужи братия, дети рода Авраамова, и боящиеся Бога между вами! вам послано слово спасения сего. Ибо жители Иерусалима и начальники их, не узнав Его и осудив, исполнили слова пророческие, читаемые каждую субботу, и, не найдя в Нем никакой вины, достойной смерти, просили Пилата убить Его. Когда же исполнили всё написанное о Нем, то, сняв с древа, положили Его во гроб. Но Бог воскресил Его из мертвых. Он в продолжение многих дней являлся тем, которые вышли с Ним из Галилеи в Иерусалим и которые ныне суть свидетели Его перед народом. И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса, как и во втором псалме написано: Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя. А что воскресил Его из мертвых, так что Он уже не обратится в тление, о сем сказал так: Я дам вам милости, обещанные Давиду, верно. Посему и в другом месте говорит: не дашь Святому Твоему увидеть тление. Давид, в свое время послужив изволению Божию, почил и приложился к отцам своим, и увидел тление; а Тот, Которого Бог воскресил, не увидел тления. Итак, да будет известно вам, мужи братия, что ради Него возвещается вам прощение грехов; и во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий.

Молитва: Пс 146 (145)
Хвали, душа моя, Господа.

Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.

Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.

Выходит дух его, и он возвращается в землю свою:
в тот день исчезают все помышления его.

Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,

сотворившего небо и землю, море и все, что в них,
вечно хранящего верность,

творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников,

Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.

Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову,
а путь нечестивых извращает.

Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия

Текст для самостоятельного размышления

Выучить наизусть текст Символа веры.

Вопрос для размышления: Что я не понимаю и что мне трудно принять в Символе веры?

Традиция Церкви о Символе веры

Апостольский Символ веры
Верую в Бога, Отца Всемогущего, Творца неба и земли.
И в Иисуса Христа, Единственного Его Сына, Господа нашего, Который был зачат Святым Духом, рожден Девой Марией, страдал при Понтии Пилате, был распят, умер и был погребен, сошел во ад, в третий день воскрес из мертвых, восшел на небеса и восседает одесную Бога Отца Всемогущего и оттуда придет судить живых и мертвых.
Верую в Святого Духа, Святую Вселенскую Церковь, общение святых, прощение грехов, воскресение тела, жизнь вечную.
Аминь.

Оставьте комментарий