Путь катехумена

Путь катехумена

Тема 25. Пасхальная тайна – столп христианской веры

«Если Христос не воскрес – тщетна наша вера» – утверждает апостол Павел. Быть христианином – это, прежде всего, исповедовать веру в Воскресение Господа нашего Иисуса Христа из мертвых («Ибо я первоначально преподал вам, что и принял, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию», 1Кор 15, 3-4). Церковь празднует в литургии эту тайну каждое воскресенье – «первый день недели, когда Иисус Христос воскрес». Но воскресенье является продолжением единого события Пасхи – торжества торжеств и праздника праздников. В Пасхе мы переживаем смерть и Воскресение Христа. Это событие становится для всего человечества переходом из смерти к жизни, как и еврейская Пасха была переходом народа Божия через Красное море. Так что пасхальная тайна – это переход из одного состояния в другое – от смерти к жизни, из рабства к свободе, из ветхого мира к новому. Этот переход мы переживаем по преимуществу в нашем крещении. Но мы обновляем его каждый год на Пасху и каждое воскресенье – на каждой Евхаристии. Тайна Пасхи простирается на три дня, которые обычно называют Тридуум (Триденствие), который начинается с вечера Великого Четверга и завершается Пасхальным Воскресеньем. Церковь в Священном Триденствии торжественно празднует величайшую Тайну нашего искупления, совершая в отдельных богослужениях память нашего Господа, распятого, погребенного и воскресшего.

В Великий Четверг совершается воспоминание Тайной Вечери. Во время вечернего богослужения мы вновь переживаем последнюю трапезу Христа с учениками накануне Его страданий. В эту ночь Христос устанавливает таинство Евхаристии. Он совершает на этой трапезе обряд Пасхи, повторявшийся евреями каждый год в память об освобождении из египетского рабства, согласно предписанию, данному Богом Моисею (Исх 12, 1-8). Иисус на Тайной Вечере придает этому обряду новый смысл. Он говорит, что хлеб и вино являются Его Телом и Кровью («Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию смерть Господню возвещаете, доколе Он придет», 1Кор 11, 23-26). Во время этой трапезы Христос также омывает ноги Своим ученикам и поэтому в Великий Четверг всегда читается отрывок из Евангелия от Иоанна (13, 1-15), напоминающий нам о Божией заповеди братской любви. На самом деле Евхаристия и омовение ног означают одно и то же – отдание своей жизни другим ради Христа («Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу», Ин 13,14). Подобно Тайной Вечере, после проповеди на Мессе Великого Четверга предстоятель омывает ноги прихожанам. После Мессы совершается обряд перенесения Святых Даров с алтаря в особое место храма, в воспоминание заключения Христа в темницу накануне Страстей. Верные остаются пребывать перед Святыми Дарами в ночной молитве.

В Страстную Пятницу и следующий день Церковь не совершает Таинств (за исключением покаяния), не празднует Евхаристию. Около трех часов дня, или вечером, совершается богослужение воспоминания Страстей Господних, состоящее из трех частей – Литургии Слова, поклонения Кресту и Святого Причащения. Во время Литургии Слова читается пророчество Исаии о страждущем отроке («Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится и вознесется, и возвеличится», Ис 52, 13- 53) и отрывок из Послания к Евреям («Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха», Евр 4, 14-16; 5, 7-9). Эти чтения готовят нас к слышанию Евангелия от Иоанна, повествующего о Страстях Господа (Глава 18, 19). Литургия Слова завершается Всеобщей Молитвой – одной из древнейших молитв Римской Церкви, которая включает в себя девять прошений: о Святой Церкви; о Папе; обо всех чинах и ступенях верующих; о катехуменах; о единстве христиан; об иудеях; о тех, кто не верует во Христа; о тех, кто не верует в Бога; о правящих государствами. Вторая часть богослужения Страстной Пятницы – торжественное поклонение Святому Кресту. Распятие выносят в процессии, закрытое фиолетовым (траурным) покровом, с возвещением: «Вот древо креста» – «Придите, поклонимся». Затем постепенно снимается покров и открывается образ Распятого Господа. Все верные приступают к кресту для поклонения, с пением стихов из Книги пророка Иеремии, вместе с песнопением «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас», которое поется на трех языках (латыни, греческом и русском). В конце процессии поется гимн Кресту («Крест Святой, благое древо, ты блаженней всех творений»), ставшему для нас древом спасения. Третья часть богослужения – причащение верных Дарами, освященными накануне. После причащения все, совершив коленопреклонение перед крестом, уходят в молчании.

Великая Суббота – единственный день в году без Литургии. В дарохранительнице больше нет Святых Даров, ее дверцы открыты. Алтарь пуст, с него сняты свечи и покровы. Как будто Бог ушел. Все свечи и вообще весь свет в храме погашен.

В Великую и Святую Субботу Церковь пребывает у Гроба Господня, размышляя над Его страстями и смертью, а также сошествием во ад, в молитве и посте ожидая Его воскресения.

Обнажив святой стол, Церковь воздерживается от приношения Жертвы Мессы до тех пор, пока после торжественного Навечерия или ночного ожидания воскресения не войдет в пасхальную радость, полнота которой продолжается пятьдесят дней.

Навечерие Пасхи, Святая ночь – ночь бдения во славу Господа. Верные, послушные словам Евангелия («Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи», Лк 12, 35), держа в руках горящие свечи, должны уподобляться людям, ожидающим своего Господа, чтобы Он, возвратившись, нашел их бодрствующими и соделал участниками Своей трапезы. Навечерие Пасхи – самое торжественное празднество литургического года. Богослужение устроено таким образом, что после Светильничных молитв и Провозглашения Пасхи (1-я часть) Святая Церковь вспоминает события истории спасения, слушая слова и обетования Божии (2-я часть – Литургия Слова), затем совершается крещение катехуменов (3-я часть) и Евхаристия (4-я часть).

Первая часть Богослужения – Литургия Света. Она начинается вне храма, где разжигается костер, огонь которого благословляет священник. От этого огня зажигается специально приготовленная большая свеча – пасхал – символ Христа, ставшего Светом миру. Пять кусочков ладана, вонзенные в эту свечу, символизируют крестные раны Христовы. Торжественная процессия с пасхалом входит в храм, где все огни и свечи в руках молящихся потушены. Трижды на пути процессии пасхал, вносимый в храм, останавливается для возвещения «Свет Христов!». Народ отвечает «Благодарение Богу!» и зажигает свечи от пасхала. Свет пасхала во мраке – победа Христа над мраком греха и смерти. Когда процессия с пасхалом достигает алтаря, поется Провозглашение Пасхи – один из самых древних и красивых гимнов Римской Церкви. Это песнопение о радости избавления всей твари в Воскресении Христа, о том, что отныне счастлива наша вина, заслужившая искупление кровью Христовой, о свете Воскресения – Утреннем Свете незакатного Солнца – Христа, Сына Божия.

Вторая часть – Литургия Слова, где читается 7 чтений (из них одно обязательное – из Книги Исход) из Ветхого и 2 из Нового Завета. Они обобщают всю историю спасения человечества. Каждое чтение сопровождается особым псалмом и молитвой. Первое из чтений – начало Книги Бытия, сотворение мира. Молитва после этого чтения возвещает равночестность Воскресения творению вселенной, равное величие спасения замыслу Божию. Второе чтение говорит о жертвоприношении Авраама (Быт 22), и в молитве после него Церковь возвещает исполнение во Христе завета с Авраамом. Христос – новый Адам, обновляющий творение, Христос – жертвенный агнец, заместивший Исаака. Третье чтение из Книги Исход – рассказ о переходе Израильского народа через Красное море. Море – образ священных вод крещения и народ, избавленный от рабства, стал прообразом христианского народа. Четвертое чтение, из Книги пророка Исаии, говорит о завете любви между Богом и Израилем, подобном обручению («Твой Творец есть супруг Твой; Господь Саваоф – имя Его; и Искупитель твой – Святой Израилев: Богом всей земли назовется Он», Ис 54, 5-14). Церковь стала новым Иерусалимом, с которым Христос обновляет древнее обручение. Пятое чтение из Книги пророка Исаии («Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко», Ис 55,1-11) показывает нам источник живой воды во Христе, умершем и воскресшем ради всех людей и народов, призванных ко спасению. Шестое чтение из Книги пророка Варуха («Слушай, Израиль, заповеди жизни, внимайте, чтобы уразуметь мудрость», Вар 3, 9-15. 32-4,4) говорит о премудрости Божией, возвещенной пророками и воплощенной во Христе. Седьмое чтение из Книги пророка Иезекииля («И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам», Иез 36, 16-17а. 18-28) провозвещает новые сердце и дух, даруемые ученикам Христовым в крещении. После чтений из Ветхого завета зажигаются свечи на алтаре и священник начинает гимн «Слава в вышних Богу», сопровождаемый колокольным звоном. Затем следует чтение из Послания святого апостола Павла к Римлянам («Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились. Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» Рим 6, 3-11). Первый раз после Великого поста священник возглашает троекратное «Аллилуйа» и народ отвечает священнику. Затем следует чтение Евангелия о Воскресении Христа.

Часть третья – крещение катехуменов. За проповедью следует Литургия Воды – крещение. Она начинается с Литании всем святым, затем благословляются крещальные воды, в которые погружается пасхал, как символ Святого Духа, носившегося над водой в начале мира. Священник призывает избранных и их восприемников отречься от зла и вопрошает каждого из приступающих к крещению о вере. Затем совершаются таинства крещения и миропомазания.

Четвертая часть Пасхального богослужения – Евхаристическая литургия. Это – вершина всего богослужения и источник всех Евхаристий, которые будут совершены в течение литургического года. За этой литургией новокрещенные первый раз причащаются и все верные призваны причащаться в эту ночь.

Завершается богослужение Навечерия Пасхи процессией. Крестный ход возвещает всему миру Воскресение Христа, пришедшее спасение.

о. Иакинф Дестивель ОР