9 ноября — праздник освящения Латеранской Базилики

После Миланского эдикта, которым в 313 году император Константин даровал свободу вероисповедания представителям различных религий, христиане стали строить в Риме дома для молитвы и собраний — базилики. Изначально базиликами назывались профанные здания, места встреч и торговли, площадки для проведения политических собраний и места принятия важных решений в общественной жизни. По форме базилики были прямоугольными, с двумя рядами колонн и плоским потолком, прямыми стенами и большими световыми окнами. Христиане переняли этот тип постройки и стали возводить подобные здания для своих собраний.


Место, на котором стоит базилика Пресвятого Спасителя, называется Латеран, поскольку когда-то там находился особняк римских патрициев по фамилии Латерани. Базилика была построена в царствование императора Константина и освящена в 324 году Папой Сильвестром I. До 1309 года, то есть до Авиньонского пленения, резиденция Римских Пап находилась по соседству. Базилика подверглась сильным разрушениям во время набегов на Рим в 410 и 455 годах. В 896 году ее разрушило землетрясение. В X веке Латеранская базилика была восстановлена, но сильный пожар снова разрушил ее в 1308 году. Она была воздвигнута заново, но в XIV веке пострадала еще от двух землетрясений. Папа Урбан V поручил ее восстановление архитектору Джованни Стефании. Здание, которое мы видим сегодня, относится к XVII веку; автором интерьера является Франческо Борромини, а фасад был выполнен в XVII веке архитектором Алессандро Галилеи.

В Латеранской базилике и прилегающем Латеранском дворце прошло пять соборов Вселенской Церкви: Первый Латеранский (1123), Второй Латеранский (1139), Третий Латеранский (1179), Четвертый Латеранский (1215), Пятый Латеранский (1512).

Бронзовые врата храма — памятник Античности, это врата Римского Сената. Внутри храма, под готическим балдахином, находятся реликварии с черепами святых апостолов Петра и Павла. Под балдахином служить святую Мессу может только Римский Папа.


Абсида базилики украшена прекрасной мозаикой IV века, которая была значительно переделана в XIII веке. Лик Христа расположен над крестом, из которого проистекают крещальные воды. Поток разделяется на четыре реки и олицетворяет четыре Евангелия, орошающие землю водами Благой Вести. По бокам от креста стоят Мария и Иоанн.


Баптистерий Латеранской базилики — отдельное здание восьмиугольной формы. Он был построен в IV веке при императоре Константине и в течение нескольких веков был единственным баптистерием Рима. Много поколений язычников и обращенных иудеев приняли здесь святое Крещение. Внутри баптистерия восемь колонн из порфира поддерживают антаблемент с восeмью колоннами из белого мрамора. В куполе изображено сражение Константина с Максенцием, в ходе которого по легенде Константин увидел небесное знамение — крест с надписью “In hoc signo vinces” — (”этим знаком ты победишь”). После победы Константин прекратил преследования христиан, стал благосклонно относиться к ним и дал право свободно исповедовать христианство. В 334 году Константин приказал построить баптистерий на том месте, где Папа Сильвестр I крестил его самого.

С другой стороны, рядом с Латеранским дворцом, находится здание со Святой Лестницей. Ее из Иерусалима привезла святая Елена, мать императора Константина. Эта лестница, по преданию, была частью дворца Понтия Пилата, и по ней прошел Христос непосредственно перед своей крестной смертью. Паломники поднимаются по Святой Лестнице на коленях. Лестница ведет в бывшую папскую часовню, которая называется  “Sancta Sanctorum” (Святая Святых); там находится нерукотворный образ Христа.


В своем письме сестре, Марии Терезе, святая Урсула Ледуховская в трудные для себя времена (1911 год), писала: “Я приняла решение, что если Бог избавит нас от этих преследований, то осенью, во время моего пребывания в Риме, каждый день я буду подниматься по Святой Лестнице (если не будет серьезного препятствия, о чем ты решишь сама). Я доверяю своей дорогой Святой Лестнице”.

***

Базилика прекрасна, но отнюдь не эстетический аспект стал причиной ее почитания во всей Церкви. Какое же отношение имеет к нам, в Петербурге, годовщина освящения одного из храмов в далеком Риме?

На фронтоне Латеранской базилики написано: “De omnium urbis et orbis ecclesiarum mater et caput” — “Мать и глава всех церквей Города и мира”. Эти слова и являются ключом к пониманию праздника, который Вселенская Церковь отмечает 9 ноября.

Собор святого Петра еще не существовал, а Латеранская базилика уже принимала тысячи новообращенных, становясь для них матерью и домом. И сейчас, несмотря на внушительные размеры и величественный вид, собор святого Петра не является кафедральным собором Рима. В нем Папа лишь принимает многочисленных паломников и гостей. Кафедральным же собором епископа Рима — Римского Папы — является именно Латеранская базилика. Она — знамение единства христиан.

Праздник освящения Латеранской базилики отмечался поначалу только в Риме, но с 1565 стал общим для всех католических храмов латинского обряда. Почитая священное здание, мы выражаем любовь и сыновнее почтение всей Римской Церкви, которая, как говорил святой Игнатий Антиохийский, “предстоит в любви” всем остальным церквям.

Литургия в день празднования освящения Латеранской базилики предлагает нам взглянуть на три измерения слова “храм”:

—  В первом чтении (Иез 47)  речь идет о Иерусалимском храме, который был центром духовной жизни Израиля и знаком присутствия Божия среди Своего народа. Жертвы.
— Евангелие говорит нам о том, как Иисус изгоняет торгующих из храма, а самим храмом называет Свое Тело. С момента воплощения Сына Божия истинным храмом, местом присутствия Господа стало Его Тело: “В Нем обитает вся полнота Божества телесно” (Кол 2,9). Совершенная жертва, бледным прообразом которой были жертвоприношения животных в Иерусалимском храме — это жертва, которую приносит Христос, сам Жрец и Жертва.
— Иисус усыновляет нас Отцу, дает нам Святого Духа, и все мы, Его ученики, становимся храмом Бога. Об этом говорит апостол Павел в другом чтении, выбранном Церковью на этот день (1 Кор 3). Церковь как община призванных (ecclesia), была поручена Христом Петру, который и является символом ее единства и вселенского измерения. На святой Мессе мы все исповедуем единую веру и причащаемся одного Тела Христа. В огромной Вселенской Церкви мы участвуем в единой Жертве Христа, а в Евхаристической молитве вспоминаем Папу, епископов, всех верных, живущих и почивших, свидетельствуя о том, что все мы — живые камни единого Храма Божия.

В заключение приведем слова из первой проповеди Бенедикта XVI в Латеранской базилике: “Дорогие Римляне, теперь я ваш епископ. […] Но, как католики, некоторым образом все мы — Римляне. В 87 псалме — гимне в честь Сиона, Матери всех народов —  Израиль поет, поёт Церковь: “О Сионе же будут говорить: такой-то и такой-то муж родился в нем, и Сам Всевышний укрепил его. Мы могли бы также сказать: как католики мы все в каком-то смысле родились в Риме. Поэтому я от всего сердца буду стараться быть вашим епископом, епископом Рима. Все мы стараемся все более становиться католиками, все более становиться братьями и сестрами в большой Божией семье — семье, где нет чужих.

Оставьте комментарий