Мытари и блудницы

«Истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф 21,31). Из всех изречений Христа это является наиболее скандальным и вызывающим. Что хочет сказать нам Христос этими словами?

Во-первых, что мытари и блудницы не обязательно более грешны, чем мы. Нам трудно осознать, в чем именно заключается наш грех. Даже святой царь Давид не чувствовал никакого сожаления о своем прелюбодеянии с Вирсавией до тех пор, пока пророк Натан не открыл ему глаза. Мы, как и он, часто слепы в отношении своих грехов. Мы часто придаем большое значение незначительным поступкам и остаемся слепыми в отношении серьезных согрешений. Как говорит священник в известном романе Грэма  Грина «Сила и слава»: «Почему ты не исповедуешься по-настоящему? Мне не интересно знать, есть ли у тебя рыба и как тебя тянет ко сну по вечерам. Вспомни свои настоящие грехи… Скажи, кого-нибудь ты любишь, кроме себя?». Да, трудно осознать свои грехи, тем более трудно осознать, в чем  заключается грех другого человека. К тому же все святые отцы и Фома Аквинский утверждают, что духовные грехи, особенно гордость, гораздо тяжелее грехов телесных. Может быть, эти мытари или сегодняшние воры и блудницы, будучи жертвами своей среды, выглядят лучше нас в глазах Божиих. Мы не лучше святого апостола Павла, жалующегося: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим 7,19).

Во-вторых, даже если бы блудница была более грешной, чем мы, разница между ней и нами перед безграничным милосердием Бога незначительна. Любовь Бога настолько огромна, что  по сравнению с ней разница между самым злым разбойником и самым святым монахом не больше, чем разница между муравьем и комаром по сравнению с горой. Однако нельзя впадать в релятивизм. По словам Христа «мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» не потому, что они грешники, а потому что они первыми обратились. Это выражение нужно понимать только в рамках притчи, которую мы сегодня слышали. Первый сын отказался пойти в виноградник, но вскоре одумался и пошел. А второй согласился, но не пошел. Т.е. люди, которые соблюдают все церковные обряды, но не обращаются по-настоящему в своем сердце, подобны тому сыну, который согласился идти в виноградник, но не пошел. Тогда как человек, который ведет греховный образ жизни, может искренне раскаяться и таким образом более совершенно исполнить волю Отца небесного. Как мы слышали сегодня в первом чтении, пророк Иезекииль говорит: «Беззаконник, если обращается от беззакония своего, какое делал, и творит суд и правду, – к жизни возвратит душу свою. Ибо он увидел и обратился от всех преступлений своих, какие делал; он будет жив, не умрёт» (Иез 18, 27-28).

В-третьих, цель этого высказывания Христа – научить нас смирению. Понять смысл сегодняшнего евангельского отрывка помогает нам также второе чтение из послания апостола Павла Филиппийцам, согласно которому ключ к христианскому обращению следующий: «по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя» (Флп 2, 3).

Да, братья и сестры, если мытари и блудницы действительно занимают в Царстве Божием лучшие места, тогда давайте брать пример с мытарей и блудниц, почитая других выше себя. Аминь.

Иакинф Дестивель ОР

 

Оставьте комментарий