Проповедь Святейшего Отца Франциска в Ассизи

4 октября 2013 года

Проповедь Святейшего Отца Франциска

«Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» (Мф 11,25)

Мир и добро всем вам! Этим францисканским приветствием я выражаю свою благодарность за то, что вы пришли сюда, на эту площадь, столь богатую историей и верой, чтобы помолиться всем вместе.

Сегодня и я, как множество паломников, пришел воздать хвалу Отцу всего сущего за то, что Он благоволил открыть одному из «младенцев», city-assisФранциску, сыну богатого купца из Ассизи все то, о чем говорит Евангелие. Встреча с Иисусом подтолкнула его отказаться от суетной и бездумной жизни и сочетаться с «Госпожой Бедностью» чтобы жить жизнью истинного сына Отца Небесного. Этот выбор, сделанный Франциском, является радикальным способом следования за Христом, облечения в Того, кто, будучи богатым, стал нищим, дабы обогатить нас Своей нищетой (ср. 2 Кор 8,9). Во всей жизни Франциска любовь к бедным и подражание нищему Христу являются двумя неотъемлемыми и неделимыми элементами, двумя сторонами одной медали.

О чем же свидетельствует Франциск нам сегодня?

    1. Первое основное свидетельство в том, что быть христианами — значит иметь живую связь с Личностью Христа, облечься в Него, стать подобным Ему. Откуда лежит путь Франциска ко Христу? От взгляда Иисуса, обращенного с Креста. Позволить Ему посмотреть на нас в тот момент, когда Он предает Себя ради нас и влечет нас к Себе. Франциск особым образом испытал это в церквушке Сан Дамиано, когда молился перед распятием, поклониться которому можно и сегодня. На этом распятии Иисус изображен не умершим, а живым! Кровь истекает из ран на Его руках, ногах и груди, но эта кровь олицетворяет жизнь. Очи Иисуса не сомкнуты, а открыты, широко отворены: Его взгляд разговаривает с сердцем. Распятый говорит не о поражении, не о падении; парадоксально, но Он говорит о смерти, которая является жизнью, которая рождает жизнь, поскольку говорит о любви, потому что воплощенная Любовь Бога не умирает, но сама сокрушает зло и смерть. Тот, кто позволяет Иисусу распятому взглянуть на него, становится сотворенным заново, «новым творением». Это исток всего: опыт преображающей Благодати, того, что мы незаслуженно любимы несмотря на то, что грешники. Поэтому Франциск и может сказать, вторя святому Павлу: «Не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» (Гал 6,14). Обращаемся к тебе, Франциск, и просим тебя: научи нас пребывать перед Распятым, позволить Ему посмотреть на нас и сотворить нас заново Своей любовью.

    2. В Евангелии мы слышим такие слова: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф 11, 28-29). franciscansЭто второй аспект, о котором свидетельствует Франциск: тот, кто следует за Христом, обретает истинный мир, такой, какой только Он, а не мир, может даровать. Святой Франциск для многих отождествляется с миром, и это справедливо, но мало кто смотрит вглубь. Каков мир, который Франциск, приняв и пережив, хочет передать нам? Мир Христов, обретенный благодаря Его великой любви, благодаря Кресту. Это мир, который Воскресший Иисус даровал ученикам, когда предстал пред ними и сказал: «Мир вам!» и показал пронзенные руки и бок (ср. Ин 20, 19.20). Францисканский мир – это не сладенькое чувство. Пожалуйста, такого Франциска не существует! А его мир – не пантеистическая гармония с космическими энергиями… Это не францисканская мысль, а идея, которую придумал кто-то другой! Мир Франциска, это мир Христов, и обретает его тот, кто берет на себя Его «иго», то есть Его заповедь: Любите друг друга, как Я возлюбил вас (ср. Ин 13,34; 15,12). Это иго нельзя нести с заносчивостью, надменностью, гордыней, но только с кротостью и смирением сердца. Обращаемся к тебе, Франциск, и просим тебя: научи нас быть «орудием мира», мира, который даровать может только Христос.

    3. «Всевышний, всемогущий, всеблагой Господь!.. Вся хвала да будет Тебе, мой Господь, от всего Твоего творения» (FF, 1820). Так начинается гимн святого Франциска. С любви ко всему творению, к его гармонии. Святой из Ассизи свидетельствует об уважении и любви ко всему, что сотворил Бог, и что человек призван хранить и защищать, но особенно он свидетельствует об уважении и любви к каждому человеческому существу. Бог сотворил мир, чтобы он был местом для возрастания в гармонии и мире. Гармония и мир! Франциск стал человеком гармонии и мира. Из этого Града Мира повторяю с силой и нежностью любви: будем уважать творение, мы – не орудия разрушения! Будем уважать каждого человека: да прекратятся вооруженные конфликты, которые заливают землю кровью, да замолчат орудия, и да уступит ненависть место любви, оскорбление – прощению, а разделение – единству. Прислушаемся к голосам плачущих, страдающих, умирающих от насилия, терроризма и войны, в Святой Земле, столь любимой святым Франциском, в Сирии, на Ближнем Востоке и во всем мире. Обращаемся к тебе, Франциск, и просим тебя: испроси для нас у Бога дар, чтобы наш мир был миром гармонии и покоя!
Наконец, не могу забыть, что сегодня Италия празднует святого Франциска как своего покровителя. Это выражается среди прочего и в традиции приношения масла для вотивной лампады, и эта честь в этом году выпала как раз региону Умбрии. Помолимся за итальянский народ, чтобы каждый трудился ради общего блага, больше смотря на то, что объединяет, чем на то, что разделает.

В заключение помолюсь словами святого Франциска Ассизского за Италию и за весь мир: «Молю Тебя, Господи Иисусе, Отче Милосердия, не смотри на нашу неблагодарность, но вспомни о беспредельной милости, которую Ты явил [в этом городе], чтобы он всегда был пристанищем для тех, кто воистину знает Тебя и восхваляет Твое Имя, благословенное и преславное во веки веков. Аминь».

Перевод: Ю. Иванова

Фото: М. Фатеев

Оставьте комментарий