Блаженны плачущие

16. Июнь 2013

Духовная жизнь, Проповеди. Автор: о. Иакинф Дестивель ОР

Блаженны плачущие


Проповедь о. Иакинфа Дестивеля ОР
в Одиннадцатое рядовое воскресенье,
16 июня 2013 года.



Лк 7,36-8,3

«...И, плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей...» - Несколько раз Евангелия упоминают о том, как люди плачут. Евангелие от Матфея практически начинается с цитаты из пророка Иеремии о плаче Рахили, когда рассказывает о невинно убиенных младенцах Вифлеема. - Христос плачет о своем друге Лазаре и об Иерусалиме. - Петр горько плачет о своем предательстве. - Плачут, провожая Христа на смерть, жены Иерусалимские, плачет об умершем Господе Магдалина у гроба, и рыдают апостолы в горнице. - Плачут об умерших детях в доме Иаира и в Наине. - Люди вокруг Христа часто плачут.

Обычно из Евангельского повествования мы знаем, почему все они плачут. Но сегодня в доме фарисея Симона у ног Христа плачет женщина, и мы не знаем, почему.

Может быть, она плакала от стыда, оттого что была грешницей. Как блудный сын, она вдруг понимает и оплакивает то, кем стала. Она чувствует себя просто телом. Она оказывается лицом к лицу перед пустотой и нищетой своего существования. Ей стыдно не столько других, сколько самой себя. Но это объяснение недостаточно - ведь блудница, презираемая всеми, не стесняется появиться в приличном доме фарисея, перед пирующими уважаемыми мужчинами.

На самом деле видно, что ее интересует только один из присутствующих – Иисус, Которому она о чем-то плачет. И можно думать, что второе объяснение ее слезам – раскаяние. Ее прозревшее сердце вдруг разбилось. Ее сокрушенное сердце, как в пятидесятом псалме, плачет к Богу. Она вдруг понимает, что, хотя она ничего не сказала, Христос ее уже простил.

И тогда можно найти еще и другое объяснение этому плачу – радость. Эта женщина, чьим ремеслом было удовольствие, которая знала, чего стоят так называемые «радости жизни», вдруг обретает радость подлинную, неразменную. Она видит, что Тот, Кому она целует ноги, любит ее, что она любима. Он не гонит ее прочь, Он видит в ней образ Божий. Слезы сокрушенного сердца через раскаяние приводят к радости. Она радуется тому, что принята и прощена. Для фарисея получение прощения было вознаграждением за изменение в поступках. Христос переворачивает это правило. На самом деле, само прощение дает нам силу менять поступки, изменение нашего поведения является последствием прощения. Наше раскаяние может рождать благо гораздо большее, чем зло нашего греха. И открывает нам двери вечной радости.

На этой трапезе, в присутствии Божием, мы знаем двоих: фарисея Симона и женщину. Они предстают как два способа узнать Христа. Мы видим, как ни странно, что грешница понимает, узнает Христа гораздо глубже, а фарисей не может постигнуть этого. Он не может открыться Богу, потому что считает, что не нуждается в прощении. Она поклоняется открывшейся тайне Воплощенной Любви, а он хочет послушать Бога за обедом, как интересного знакомого. Вот почему Христос рассказывает Симону притчу о должниках. Прощение – дверь, которой можно войти из простого знакомства в близость настоящей дружбы. Проблема Симона не в том, что он не узнает в Иисусе Мессию-Христа, а в том, что он думает, что ему не нужно прощение. Думая так, он не может узнать Господа по-настоящему. Мы часто держимся на некотором расстоянии от Бога, боимся близости, которая обнажит нашу реальную бездну. Если мы хотим стать близки к Богу, стать друзьями Христу, войти в истинные отношения с Ним, поклониться Ему – мы должны получить Его прощение. Для этого не нужно быть каким-то исключительным грешником: мы все нуждаемся в прощении хотя бы за то, что не делаем всего, что можем. Если эта женщина анонимна, то потому, что она – образ всех, спасаемых Христом. Она носит имя каждого из нас.

Сегодняшнее Евангелие говорит нам о трапезе. Есть гости, хозяин, речь идет об омовении ног, и можно видеть в этой сцене пророчество. Мы совершаем Евхаристию в память Тайной Вечери. Но сегодня давайте помнить и о трапезе в доме фарисея. На нашей трапезе Сам Господь омывает нам ноги и дает Себя Самого нам в пищу. Каждому из нас выбирать, как смотреть на Христа. Хотим ли мы просто знать о Нем, или хотим знать Его по-настоящему? Хотим ли мы просто послушать Его и «записать в приятели», или хотим примириться и стать Ему друзьями?

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.


Иакинф Дестивель ОР