Забыть о себе, забыть себя

Зах 12,10-11; Гал 3,26-29; Лк 9,18-24

«За кого почитает Меня народ?» – этот вопрос Евангелия обращен вновь и вновь к каждому из нас лично: «Для тебя – кто Я?». Кто Иисус для нас? Мы можем повторить ответ апостола Петра: «Ты – помазанник Божий». Но недостаточно сказать ни то, что Иисус есть Христос, ни даже то, что Он – Бог; надо еще понять, что же это значит. Именно поэтому Христос спрашивает учеников. Его не интересуют «общественное мнение» и «рейтинг», Он хочет объяснить апостолам смысл и цель того, что они видят, что чувствуют, чему они становятся свидетелями рядом с Ним.

Ученики в евангельском рассказе исповедуют Иисуса Христом, и они правы. Почему же Он запрещает им проповедовать это людям? Потому, что ученики, как и все прочие, наделяли эти понятия слишком человеческим смыслом. Они ожидали земного Мессию-Царя, который бы освободил родину от захватчиков, принял бы земную власть и, может быть, наделил бы властью своих близких. Но Христос открывает им совсем другое предназначение Мессии: не силой, не мирской властью Он будет спасать народ Израиля, но пришел преобразить весь мир через Свои страсти и смерть. Господь объясняет ученикам то, что уже было сказано, что давно присутствовало в Откровении Божием Израилю: Спаситель будет страдать за грехи людские. Как мы слышали сегодня в первом, ветхозаветном чтении, Он – Тот, Кого увидят мучимым, о Ком будут плакать.

Страдание, побеждающее грех, рабство и жестокость мира: даже после пророчеств Ветхого Завета это было очень трудно вместить и понять апостолам – искренним иудеям, чаявшим избавителя Израилю. Вот что так трудно понять и нам сегодня.

Открыв смысл и тайну Своего служения ученикам, ближним, тем, кого Он мог назвать друзьями, Христос обращается к остальным, не так хорошо Его понимающим людям, может быть – к тем, кто слышит Его впервые. Им Он говорит не о Себе, не о том, как обращаться к Нему, или как Его называть. Нет, Господь учит их следовать за Ним. По сути, Он повторяет то, что говорил о Себе-Мессии, для тех, кто хочет быть Его учениками. И это очень важно. Нам потому трудно исповедать нашу веру в Страждущего Избавителя – что это означает принять последствия. Сегодняшнее чтение из апостола Павла называет нас всех, «единых во Христе Иисусе», «наследниками». Господь в Евангелии уподобляет наш путь пути Своему, зовя нас последовать за Собой.

Мы часто боимся принять волю Божию, ответить на Его призыв, потому что знаем, что встретимся со страданием. «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною», – о чём Он говорит? Отвергнуться себя самого – значит отказаться ставить себя в центр своих интересов; отказаться быть хозяином положения; отказаться быть всегда правым. Взять свой крест – значит принять свои страдания и нести их как жертву. Следовать за Христом – значит потерять свою жизнь, то есть действовать согласно парадоксальной формуле, которой нас сегодня учит Господь: «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережёт её».

Следовать за Христом – значит радикально изменить наше мировоззрение, наши ценности. Мы ищем счастья в убежище благополучия, в успехах, радуемся, когда нас любят и хвалят. Но если мы следуем за Христом, то истинное счастье – забыть о себе ради спасения ближнего, забыть себя ради Бога. Попробуем, братья и сестры, всерьез отнестись к словам, в это тихое летнее утро сказанным нам Христом. В сегодняшнем Евангелии Господь говорит трудные, страшные вещи. Трудно любому из нас смириться со страданием, перестать жалеть себя. Страшно нам выйти из себя и встретить злобу мира. Но нам легче, чем апостолам. Нам легче, чем тем остальным, слушавшим Христа. Ведь мы знаем, чем все кончилось. Тогда Господь еще не открыл им всего – но мы знаем, какое нам обещано наследство. Если мы последуем за Христом в отречении и смирении, то обретем небесную славу и Его любовь в вечности. Если Иисус – воистину Мессия, мы должны не просто говорить это, но следовать за Ним и радостно отдавать свои жизни друг за друга. Он Сам сказал нам, что претерпевший до конца спасется. Аминь.

 

Иакинф Дестивель ОР

Оставьте комментарий