Притча о десяти минах

Притча о десяти минах
Полесские размышления на 16 ноября 2016 года.


ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ
Откр 4, 1-11


Чтение книги Откровения святого Апостола Иоанна.


Я, Иоанн, взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего. И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий. И Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная изумруду. И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы. И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих; и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лицо, как человек, и четвёртое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырёх животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днём, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет. И когда животные воздают славу и честь и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков, тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои перед престолом, говоря: достоин Ты, Господи, принять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил всё, и всё по Твоей воле существует и сотворено.


ЕВАНГЕЛИЕ
Лк 19, 11-28


+ Чтение святого Евангелия от Луки.


В то время: Иисус сказал притчу: ибо Он был близ Иерусалима, и окружающие думали, что скоро должно открыться Царствие Божие. Итак сказал: некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться. Призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: «употребляйте их в оборот, пока я возвращусь». Но граждане ненавидели его, и отправили вслед за ним посольство, сказав: «не хотим, чтобы он царствовал над нами». И когда возвратился, получив царство, велел призвать к себе рабов тех, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрёл. Пришёл первый и сказал: «господин! мина твоя принесла десять мин». И сказал ему: «хорошо, добрый раб! за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов». Пришёл второй и сказал: «господин! мина твоя принесла пять мин». Сказал и этому: «и ты будь над пятью городами». Пришёл третий и сказал: «господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок. Ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берёшь, чего не клал, и жнёшь, чего не сеял». Господин сказал ему: «твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! ты знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял; для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью?» И сказал предстоящим: «возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин». И сказали ему: «господин! у него есть десять мин». «Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет; а у неимеющего отнимется и то, что имеет. Врагов же моих, тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною». Сказав это, Он пошёл далее, восходя в Иерусалим.


Последние слова этой притчи могут поразить своей жестокостью. Но стоит вспомнить о том, что Господь, обращаясь к иудеям, использует знакомые им образы, дабы смысл притчи был им понятен. Иисус рассказывает её в доме Закхея, начальника мытарей, которого все «набожные» иудеи считали большим грешником. Услышав, что «пришло спасение дому сему», присутствующие поняли это как возвещение приближающегося Царства Мессии, которого все ожидали. Но это Царство они понимали как внешнее, политическое господство Израиля над всеми народами, поэтому Господь рассказывает им притчу о том, что в Царствие Божие войдут только те, кто использовал данные ему дары во славу Божию и приумножал их. «Избейте предо мною» — образ, обозначающий осуждение врагов Христа на вечную смерть. Ведь те, кто противится Христу, не войдут в Его Царство Жизни. На небесах же меня ожидает полнота жизни в постоянном присутствии Бога и Его прославлении, как говорит сегодняшнее первое чтение. Стремлюсь ли я к этой жизни вечной, к Царствию Божию более, чем к хорошей жизни здесь, на земле? Стараюсь ли использовать свои таланты и способности, чтобы служить Богу и прославлять Его? Какой из дарованных мне талантов я, быть может, закопал и в страхе храню нетронутым?


Сестры Урсулинки