Притча о работниках в винограднике

Каждый год в пасхальной литургии мы читаем «Огласительное слово» св. Иоанна Златоуста на Пасху, которое меня всегда очень трогает и утешает. В этой проповеди св. Иоанн Златоуст, опираясь на притчу о работниках в винограднике, приглашает всех наслаждаться пасхальной радостью: и тех, кто работал с первого часа, и тех, кто работал с шестого часа и девятого часа, а также тех, кто пришел только к одиннадцатому часу. «Не страшись своего промедления, – говорит он, – ибо домовладыка ублажает пришедшего в одиннадцатый час так же, как и трудившегося с первого часа». Не знаю, как вы, но я каждый раз чувствую себя этим работником, который пришел только к одиннадцатому часу. 

Сегодняшняя притча о работниках в винограднике обобщает всю логику Евангелия. Она кажется нам очень несправедливой, потому что те, которые работают дольше, не получают больше. Надо вспомнить, что в этой притче Христос не преподает социальное учение, но хочет показать нам, что такое Царство Божие. В этом Царстве все ценности видятся как бы в обратной перспективе.

Чтобы правильно понять эту притчу, надо читать ее внимательно. «Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру». Бог сравнивается с хозяином, который выходит, чтобы искать работников. Это напоминает нам эпизод книги Бытия, когда в райском саду Бог выходит на поиски человека и зовет его: «Адам, где ты?» (Быт 3, 9). Но Адам скрывается, ибо, как говорит Христос в сегодняшней притче: «Или глаз твой завистлив оттого, что я добр?». Адам был уже не способен видеть доброту Бога. Мы часто думаем, что это мы ищем Бога. Мы даже считаем своей заслугой то, что мы пришли к Богу. На самом деле, совсем наоборот, это Бог ищет нас, когда мы находимся без работы, без цели. Ищет и находит.

Во втором предложении этой притчи мы видим, что хозяин договаривается с работниками первого часа о плате, тогда как другие работники не спрашивают, сколько он им заплатит. Это большая разница, здесь мы находим объяснение, почему эти последние стали первыми. В нашей духовной жизни мы обычно, подобно работникам первого часа, договариваемся с Богом. Мы также часто торгуемся с Богом или ведем себя как дети, которые ожидают награды или хотя бы похвалы за выполненную работу. Если рассматривать все религии, они чаще всего именно так видят отношения между человеком и Богом: надо пожертвовать что-то, чтобы получить от Бога желаемое. А если мы честно рассмотрим наши отношения с Богом, то увидим, что и мы тоже так поступаем. Мы думаем, что чем больше мы сделали, тем большего заслуживаем. Это, может быть, религиозный подход, но не христианский. Новизна христианства состоит в том, что всё является благодатью, незаслуженным даром. Мы не заслужили те дары, которые получили от Бога.

У работников первого часа есть и другой недостаток: они сравнивают себя с другими, они завидуют тем, которые работали меньше и получили такую же плату. С самого начала Библии видим, что зависть является основной чертой человеческих отношений. Каин завидует Авелю, жертва которого была принята Богом. Иона завидует ниневитянам, которых Бог простил, хотя они и были грешники. Старший брат завидует блудному сыну, для которого отец велел заколоть теленка. И мы также часто сравниваем себя с другими, завидуем тем дарам, которыми одарил их Бог. Или, наоборот, гордимся талантами, которые имеем.  Но в Царствии Божием, братья и сестры, нет сравнительной степени, есть только превосходная. На самом деле нам всем надо считать себя работниками одиннадцатого часа, даже тем, кто трудился для Бога всю свою жизнь. Ибо разница между трудами работников первого и одиннадцатого часа совсем ничтожна по сравнению с тем даром, который мы получим в награду: жизнью вечной в Царствии небесном.

Итак, притча о работниках в винограднике говорит о том, что нам надо менять не только наши отношения с Богом, но и отношения с нашими братьями. Сегодняшнее Евангелие является иллюстрацией первого чтения из пророка Исайи: «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но, как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис 55, 8-9). Логика Бога не совпадает с нашей логикой.

Но, может быть, важнее всего – помнить, что Бог призывает в любом часу, что никогда не поздно к Нему прийти. Самый лучший пример этой истины – раскаявшийся на кресте  разбойник. Он был последним среди людей и стал первым канонизированным самим Христом святым: «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк 23, 43). Возрадуемся, братья и сестры, ибо наш Господь настолько щедр, что награждает всех: и первых, и последних. Давайте же помолимся молитвой раскаявшегося разбойника, которой для него было достаточно, чтобы обрести спасение: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» (Лк 23, 42) Аминь.

Иакинф Дестивель ОР

 

Оставьте комментарий