В Санкт-петербургском университете прошла конференция, посвященная II Ватиканскому Собору

Итак, на Историческом факультете Санкт-Петербургского государственного университета 16 мая прошла конференция «Второй Ватиканский Собор 1962-1965 гг. в истории, культуре и общественной жизни второй половины XX века». Задумывалась конференция как студенческая, но в итоге в ее программу вошли доклады доцента истфака и трех католических священников — приглашенных гостей.

Несмотря на то, что конференция заняла целый день, с десяти до шести, в аудитории все время было достаточно заинтересованных слушателей для интересного разговора, после каждого доклада задавались вопросы. Наверное, только студенты способны с одним кофе-брейком в день сохранять задор мысли и внимание. Может, это и делает студенческие конференции такими свежими?

     

Доклады были самые разные. Первым выступил к.ф.н. отец Иакинф Дестивель ОР на тему «Отец Ив Конгар и русское богословие: диалог истины накануне, во время и после Второго Ватиканского Собора». Уже перечисление имен парижских друзей и собеседников Конгара дало собравшимся представление о вершинах русской богословской мысли XX века, послуживших одному из отцов Собора источником развития собственной концепции христианского единства. Отец Мариано Седано Сиерра CMF, говоривший о том, как мыслила себя Церковь от Тридентского до Второго Ватиканского Собора, привнес в аудиторию значительное оживление, невероятно ярко описывая экклезиологические споры и тонкости. Священники-историки задали тон дискуссии, а последовавшие за ними доклады старшекурсников в целом держали этот уровень. Доклады были самые разные: о политических аспектах послесоборных взаимоотношений Церкви с государством на примерах социалистической Венгрии и тоталитарной Испании; о Папах Римских — современниках Тридентского и Второго Ватиканского Соборов; о воздействии Собора на международные отношения и социальные движения. Разумеется, говорили и об отдельных документах Собора, таких как догматические конституции Gaudium et Spes и Lumen Gentium. Причем докладывались не только студенты-новисты, специализирующиеся на истории прошлого столетия, но и медиевисты, и даже гости с факультета Международных отношений. Такой широкий спектр поднятых вопросов показал истинный масштаб Второго Ватиканского Собора, который и спустя пятьдесят лет невозможно переоценить. Наследие Собора нуждается в осмыслении, его деяния требуют исследования, его отцы и герои достойны жизнеописаний.

     

Помимо эвристической ценности, у всякого собрания коллег есть еще одна — ценность общения понимающих друг друга людей. Пришедшие священники в одинаковых костюмах сидели рядом и немного поодаль от остальных присутствующих. Но очень быстро студенты, поначалу смущенные, начали шутить сами и смеяться над шутками отца Мариано, а в перерывах подходили с вопросами, перераставшими в развернутые беседы. Католический священник — ученый? Если рассуждать теоретически, это вполне естественно. Но в реальности увидеть такое в российском светском университете — редкость. На историческом факультете состоялась встреча, и это была встреча разных подходов и разных методов исследования, встреча мнений, встреча историков с историками, встреча равных. Было интересно всем. Довольны, как кажется, были тоже все. Снаружи, на Менделеевской линии, светило летнее солнце, обещая и учащим, и учащимся каникулы и новые встречи.

А 17 мая конференция завершается показом и обсуждением «Евангелия от Матфея» Пазолини.

     

Екатерина Дубровская
Фотографии Анны Пестовой

Оставьте комментарий