Похвала старости

Сегодня, когда мы вспоминаем, как Богомладенца принесли в иерусалимский Храм, Евангелие звучит похвалой старости. Два старика сподобились встретить Спасителя и пророчествовали о Нем. Это были праведник Симеон и пророчица Анна, возраст которой мы даже точно знаем: ей 84 года.

Современное общество к старости относится неоднозначно. С одной стороны, мы приучены ее уважать, как советовал премудрый Сирах: «Сын! прими отца твоего в старости его… Хотя бы он и оскудел разумом, имей снисхождение и не пренебрегай им при полноте силы твоей… В день скорби твоей воспомянется о тебе» (Сирах 3, 12-15). Однако все массовые ценности, реклама и технологии превозносят молодость, а старости боятся, ее презирают и не замечают. Зрелость для многих приходит с опозданием, они по сути не взрослеют до тридцати или даже до сорока лет. На Западе таких людей называют «вечными подростками».

Что же хочет сегодня сказать нам Господь, избравший для встречи в Храме этих двух дивных стариков? Евангелие не отрицает тяжесть старости, оно лишь показывает, что старость имеет смысл. В том ли смысл, что старики дают пример мудрости, терпения и добродетелей? Нет. Мы все знаем, что это так далеко не всегда. На самом деле можно увидеть в евангельском идеале старости троякий смысл.

Во-первых, в Библии, как и для древних философов, старость – это не закат жизни, а, наоборот, ее расцвет и вознаграждение. Это тот момент, когда становишься тем, кем действительно являешься. Старикам нет нужды надевать маски, играть роли. Пожилой человек терпелив оттого, что знает, что поспешность – только суета. Но он и не откладывает свои дела на завтра, ибо знает, что завтра может не наступить. Старики уже знают истинную цену времени. Итак, состариться – это просто стать самим собой. Пророчице Анне 84 года: это символ совершенства (7 раз по12). Вот почему древние считали старость венцом жизни, а не ее упадком. Они стремились к старости и готовились к ней. Можно сказать, что они жили в перспективе стать старцами.

Во-вторых, старость – это не возраст, а зрелое отношение к миру. Если старость для древних была так желанна, как можно подготовиться к ней? Как подготовиться к счастливой старости? Надо каждый день жить так, как если бы наша жизнь уже заканчивалась. Надо, чтобы в каждый момент, даже если мы еще молоды и полны сил, мы думали и поступали с такой же мудрой отрешенностью от внешних успехов, как если бы мы уже достигли старости и исполнения всей жизни. Вот почему в христианской агиографии часто говорят о «puer senex» – «детях-стариках». Хочу повторить: старость – это не возраст, а отношение к миру.

В-третьих, старость – это встреча. Если мы научимся отвергать преходящее, то обретем опыт Симеона и Анны – мы встретим Христа. Старость – это не биологическая или физическая фаза нашей жизни, а время, когда Христос выходит нам навстречу; время, когда мы понимаем смысл нашего бытия и можем сказать, как Симеон: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое». Именно в этот момент можно считать, что наша жизнь совершилась, независимо от числа наших лет. Ибо это «ныне» – это не только час нашей старости или смерти, это час, когда Христос приходит, освещая нашу жизнь. Да, старость – это не конец жизни, а встреча с Богом, Который может появиться в любой момент, если мы живем вечностью. «Вот, – говорит книга Малахии, – внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф» (Мал 3, 1).

Иакинф Дестивель ОР

Оставьте комментарий