«Возведен был Духом в пустыню»

«Возведен был Духом в пустыню»
Проповедь о. Войчеха Сурувки OP
I воскресенье Великого Поста


Каждый год в начале Великого поста мы читаем евангельский рассказ об искушении Иисуса в пустыне. Этот текст приглашает и нас пойти тем же самым путем – путем духовной борьбы. Кто-то может испугаться, потому что это приглашение требует слишком многого, что он не справится, что слишком слаб. И правда: мы слабы, но Бог Своим Словом дает нам не только утешение, но дает силу и свет, необходимые, чтобы выиграть это сражение.


Уже в самом начале повествования об искушении Иисуса теплится надежда. «Возведен был Духом в пустыню». В пустыню Иисуса ведет тот самый Дух, Который явился в момент Его крещения. Инициатива принадлежит Духу: от Него исходит приглашение, это Он выводит нас и приготовляет к духовной борьбе. Тот самый Дух, что освятил нас в крещении, ведет в пустыню. А если так, то пустыня становится не только лишь местом одиночества, оставленности и отчужденности, но местом Его присутствия. Пустыня – это особое место, где Бог являет человеку Свои чудеса. Именно к такому переживанию Великого поста призывает нас Церковь. Она приглашает нас отправиться в пустыню, чтобы там стать свидетелями могущества Божиего и Его чудес.


Мне хотелось бы обратить внимание еще на одну деталь. Безумно интересно постараться понять, что же на самом деле является предметом искушений. На первый взгляд – это материальные блага, власть и мирская слава. Но здесь снова следует соотнести рассказ об искушениях с рассказом о крещении в Иордане. Суть сцены крещения – явление Иисуса как Сына Божия. В момент крещения небеса отверзаются и слышен глас Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный». Искушение в пустыне – попытка поставить этот факт под сомнение. Все три искушения, хотя и  связаны с земной жизнью, на самом деле направлены против Бога, против Его отцовства. Диавол каждое искушение начинает словами «если Ты Сын Божий…». Все три искушения, по сути, можно свести к одному, которое ставит под сомнение веру в доброту Бога Отца. Посмотрим, например, на первое искушение. Его можно выразить так: «Если Ты – Сын Божий, то сделай что-нибудь со страданиями на земле, дай хлеб голодным, ведь Твой Отец не сумел решить эти проблемы». Цель не в том, чтобы заставить Иисуса сделать чудо или проявить непослушание; цель – заронить сомнения  в доброте Бога. Период Великого поста – время, когда необходимо особенно внимательно смотреть на Бога Отца, Который нас избрал и возлюбил.


Самое важное – что наш Господь, Иисус, с нами. Испытания мы проходим вместе с Ним. Чему мы можем научиться, пребывая с Ним? Во-первых, умению бороться со злом. Как отвечает Иисус диаволу? Он не начинает с ним разговор, не входит в диалог, каждый раз отвечая цитатами из Библии. Он не старается побороть искусителя силой Своих аргументов; Он побеждает сатану силой явленной правды, силой слов самого Бога. Христос – новый Адам – неизменно пребывал в слушании и слышании Отца. Пусть это вслушивание поможет и нам в пути, ведущем через пустыню.