Персоналии

БУДКЕВИЧ, Константин

БУЛЛА,Карл

ВАСИЛЕВСКИЙ,Ян

ГРУБЕР,Габриел

 

ЗЕРЧАНИНОВ,Алексей

ЙОДЗЕВИЧ,Дамиан ОР

 

КЛЮЧЕВСКИ,Эразм

ЛЕДУХОВСКАЯ, Урсула

ЛЕЩИНСКИЙ,Станислав

 

ЛУКАШЕВИЧ,Доминик

МОНФЕРРАН,Огюст

МОРО,Жан Виктор

ПШЕНИЦКИЙ,Андрей

РАДЗИВИЛЛ, Стефани

РУТКОВСКИЙ,Франциск

СЛОСКАНС, Болеслав

СЦИСЛАВСКИ,Ян

СОКУЛЬСКИ,Юстин ОР

ТАРАНЕНКО,Антонина Ивановна

ТОДЭ,Эрнст

ФЕЛИНСКИЙ,Зигмунт

ФЛОРАН, Мишель

ХОДНЕВИЧ,Павел

ШКИЛОНДЗЬ, Иаков


БУЛЛА, Карл Карлович, петербургский фотограф немецкого происхождения, одним из первых в России осознал преимущества живой документальной фотографии. С 1897 года его снимки начали появляться в популярнейшем российском журнале “Нива”, издаваемом генералом в издательской армии (по словам современника) А.Ф.Марксом. Именно иллюстрационная фотография с ее многотысячными тиражами принесла фотографической фирме К.К. Булла подлинную известность. Являясь официальным фотографом Министерства Императорского Двора, Императорской Публичной библиотеки, управления С.-Петербургского градоначальства, Российского общества Красного Креста, Императорского Российского Пожарного общества и многих других учреждений столицы, К.К. Булла создал колоссальную фототеку светской, культурной и деловой жизни Петербурга. Множество сохранившихся дореволюционных фотографий нашего храма исполнены именно мастерской Карла Буллы.


ВАСИЛЕВСКИЙ Ян Александрович, священник храма св. Екатерины
Родился 15 июня 1885 года в Мудрилове Двинского уезда Витебской губ., в мещанской семье.
Гимназию окончил в Вильно, потом с отличием Духовную Семинарию в Петербурге и 12 марта 1909
был рукоположен. Окончил Духовную Академию, потом больше года учился в Лувенском университете
  (в Бельгии), где стал магистром богословия. До октября 1909 — викарий прихода Св. Казимира
  в Могилеве, 20 июня временно был направлен в приход Двинска, с 29 августа как капеллан сопровождал
  еп.Стефана Денисевича по Могилевской епархии. С октября 1909 — преподавал в Семинарии в
  Санкт-Петербурге, с августа 1910 — законоучитель в школах Петербурга, с мая 1912 — в мужской гимназии при соборе Св. Екатерины.
  О. Ян занимался также организацией отдыха для детей, вывозил их на далекие экскурсии, в частности,
  на Урал и в Сибирь. Во время Первой Мировой Войны он был ответственным за летний детский лагерь.
 

После Октябрьской революции неоднократно публично осуждал большевистский террор.
  1 мая 1919 — после занятия Вильно польскими войсками арестован как заложник,
  но 20 июля освобожден и вернулся в свой приход. Когда стало невозможным преподавать Закон Божий в гимназии,
  Василевский стал учить детей на квартирах.
  В марте 1920 — был послан архиепископом Яном Цепляком на пасхальное
  время служить в приходе Архангельска, после чего ЧК был объявлен в розыск,
  поэтому скрывался несколько месяцев. В 1920 основал общину Третьего ордена Св. Франциска, которую до 1922 постоянно опекал.
Зимой 1921 принимал участие в публичных диспутах в Петрограде на тему существования Бога.
В апреле 1921 после закрытия польских гимназий создал Общество католических родителей и
воспитателей, уведомил об этом советские власти и просил разрешения на открытие частной польской гимназии. Покровителем Общества стал о. Будкевич. Советские власти отказали в организации гимназии. В конце 1921 года общество распалось, так как Василевскому пришлось скрываться.
  В марте 1922 направлен в Минск для помощи прихожанам в связи с их протестами против изъятия церковных ценностей. Арестован там вместе с двумя священниками и группой мирян. 1 июня 1922 — приговорен к 3 годам тюремного заключения. Отправлен в Москву и заключен в Бутырскую тюрьму, но благодаря вмешательству правительства Латвии через год был освобожден. 22 сентября 1923 выехал в Латвию. С 1923 служил викарием прихода в Аглоне, позднее — в Риге. После создания новой Пинской епархии еп. Сигизмунд Лозинский пригласил его в Польшу и доверил ему пост ректора новой Семинарии, где он также и преподавал как профессор. Написал книгу “W szponach antychrysta”. С 1928 — каноник кафедрального капитула, одновременно синодальный экзаменатор, председатель литургической комиссии и опекун других епархиальных обществ. Исповедник еп. Сигизмунда Лозинского. С 1933 — директор епископской гимназии в Дрогичине, с 1937 — вновь профессор Пинской Духовной Семинарии, преподавал философию и нравственное богословие. Кроме книги “W szponach antychrysta”, вышедшей в Кракове в 1924 году, о.Ян написал также историческую работу “Arcybiskupi i adminislratorzy archidiecezji mohylewskiej”, а также оставил рукопись биографии еп. Сигизмунда Лозинского. Во время советской и немецкой оккупации был настоятелем Пинского кафедрального собора, помогал евреям в гетто. С 1944, после занятия Пинска Красной Армией и установления советской власти остался на своем посту как генеральный викарий той части Пинской епархии, которая отошла к СССР. Постоянно подвергался шантажу со стороны органов НКВД, которые хотели втянуть его в сотрудничество и требовали, чтобы он опроверг написанное в книге “W szponach antychrysta”, но о.Ян не пожелал отказаться от своих слов. 22 августа 1945 — арестован и заключен в Минскую тюрьму. Прихожане собирали подписи, требуя его освобождения, но ничего не добились. В 1947 — после двухлетнего следствия, не сломившего его, приговорен к 10 годам ссылки. Отправлен в с.Казачинское Красноярского края, где, находясь в тяжелейших условиях, 9 марта 1948 скончался. Благодаря усилиям о.Михаила Бадовского из Польши, тело о.Яна Василевского было эксгумировано и перевезено в Дрогичин, где 6 октября 1990 — оно было захоронено в подвале кафедрального собора.


ГРУБЕР, Габриел SJ (+1805).

Приехал в Полоцк в 1774 году, где находилась главная резиденция иезуитов. Имел обширные связи и пользовался уважением Павла I. Александр I к нему также относился благосклонно. В 1800 году храм св. Екатерины был передан иезуитам. В 1802 году Александр I разрешил иезуитам избирать генерала ордена и назначил на этом посту о.Габриела Грубера, который вел в приходе св. Екатерины важную педагогическую деятельность. В 1801-1803 гг. для школы иезуитами было построено здание на углу Итальянской улицы и Екатерининского канала (ныне канала Грибоедова). О. Грубер погиб в собственной комнате во время пожара в доме иезуитов.


ЗЕРЧАНИНОВ, Алексей Евграфович (1848 — 1933).

Родился 9 марта 1848 года в Большом Мурашкине Нижегородской губернии. Его отец был настоятелем православного храма.
По окончании семинарии Алексей был рукоположен в священники 15.10.1871.
Отказался поступать в Академию, чтобы скорее приступить к пастырской работе.
Служил в нескольких приходах своей епархии, был благочинным села Борисова Арзамасского уезда. Изучение богословской литературы подтолкнуло его к принятию католичества 9.01.1896. Поскольку о. Алексей не скрывал своего перехода, то оказался заключенным “для покаяния”  в Суздальском монастыре, служившем тюрьмой для преступников против религии (1898-1901). В то время его бросила жена. После указа 30.04.1905 о веротерпимости был освобожден и стал служить как католический священник. В 1907 уехал за границу: был принят в Риме Папой Пием X, посетил Лурд. Затем вернулся в Россию и обосновался в Петербурге. С 1912 жил при храме св. Екатерины. Служил в часовне восточного обряда на ул. Полозовой. Вводил в восточный обряд элементы латинского, был уважаем духовенстовим латинского обряда. 30 апреля 1919 был арестован на три месяца как заложник. В 1921 отметил 50-летие священства. В январе 1923 арестован, но через месяц был отпущен. В 1924 году арестован снова и сослан на три года в Екатеринбург. О. Алексею было уже 75 лет. По окончании срока сослан в Тобольск. Весной 1932 был освобожден и приехал к сыну в Горький (другой его сын жил в Польше), где и умер 23.09.1933 в возрасте 86 лет.


ЙОДЗЕВИЧ, Дамиан, ОР — второй приор доминиканцев в Петербурге (с 1825 г.), занимал пост до смерти в 1846 году. Отличался большим усердием на благо паствы. Вел основательные ремонтные работы в храме.


КЛЮЧЕВСКИ, Эразм — священник храма св. Екатерины. Родился в 1831 году в Каменец-Подольске. Окончил Духовную Академию в Петербурге.
По обвинению в хранении революционных листовок и за участие в восстании 1863 г.
приговорен к десяти годам каторжных работ в Сибири.  В 1890 году прибыл в Петербург.
  В 1893 году стал настоятелем храма св. Екатерины.
Он много сил отдал школам при приходе, его стараниями также был осуществлен ремонт храма.
На посту настоятеля оставался до 1901 года, когда его назначили каноником Могилевского капитула и асессором митрополитальной консистории.


ЛЕЩИНСКИЙ, Станислав — Станислав I Лещинский, король Польский, р. 20 октября 1677, умер 23 февраля 1766.
Ставленник шведского короля Карла XII, царствовал в 1704-1709 годах: после Полтавы Польшу соединили с Саксонией, а Лещинский бежал во Францию.
Его дочь, Мария Лещинская, вышла замуж за Людовика XV, разбив тем самым мечты Петра I и Елизаветы. Изгнанник умер в 1766 году во Франции и был похоронен в Нанси.
Гробницу его разграбили в годы Французской революции, найденные останки собрали и вновь захоронили, а в 1814 году передали полякам.
После польского восстания 1830 года маленький гробик наряду с другими трофеями вывезли из Варшавы россияне, до 1857 года он пылился
в Публичной библиотеке, а затем был передан в склеп Станислава Августа Понятовского. Когда в 1921 году по условиям Рижского мирного
договора полякам возвращали исторические и художественные ценности, отдали также прах Лещинского, который после скитаний по разным ведомствам лишь в1928 году наконец был предан земле в капелле Сигизмунда III в Вавельском замке в Кракове.

 


ЛУКАШЕВИЧ, Доминик, приор доминиканцев. Прибыл в Петербург в 1823 году, когда ему было всего 23 года. Сначала работал учителем в школе для мальчиков.
Стал ходатайствовать об устройстве католического кладбища. Поскольку собранных средств не было достаточно, то было решено потратить их на открытие школы для девочек из бедных семей и сирот (1839).
В 1856 г. католики все-таки получили территорию для кладбища на Выборгской стороне. Великий Князь Максимилиан,
исповедником которго был Лукашевич, помог в этом.
Отец Лукашевич стал администратором часовни на кладбище, одновременно являясь настоятелем храма св.Екатерины. Был похоронен на Выборгском кладбище.


МОНФЕРРАН, Огюст — архитектор. В 1858 г. в соборе св. Екатерины состоялось его отпевание. Гроб с телом архитектора некоторое время находился в крипте храма, а затем был отправлен во Францию, на родину строителя Исаакиевского собора и многих других зданий, до сего дня украшающих улицы Петербурга.


МОРО Жан-Виктор, один из наиболее талантливых полководцев Французской республики и непримиримый враг Наполеона Бонапарта. После захвата власти Наполеоном Моро был вынужден бежать из Франции; в 1813 г. он участвовал в войне с ним на стороне антифранцузской коалиции и после кончины М. И. Кутузова даже был назначен главнокомандующим союзными армиями.
Смертельно раненый в августе 1813 г.
французский  полководец  был  привезен в Санкт- Петербург и торжественно захоронен в соборе св. Екатерины.
При погребении ему были оказаны фельдмаршальские почести. Его шпага и ордена хранились в соборе.
  На плите из белого мрамора, вмурованной в пол справа от входа в храм,
  была выбита французская надпись: ” Моreau (Jean-Victor), ne a Morlaix le 11 aout 1763, mort a Laun le 2 septembre 1813”.


ПШЕНИЦКИЙ, Андрей Петрович (Andrzej Pszenicki) (1869 — 1941)
Инженер, мостостроитель. Учился в Петербурге, на физико-математическом отделении Института Инженерных Коммуникаций. В 1898 — 1919
работал в мостовой службе Петербурга. Принимал участие в строительстве Троицкого моста (1903). В 1908 г.
Выиграл международный конкурс на строительство разводного Николаевского (Дворцового) моста.
Был автором проектов по всей России. В Петербурге заведовал тремя кафедрами: в Женском Политехническом Институте,
Институте Инженерных Коммуникаций, в Институте Гражданских Инженеров. Принимал активное участие в жизни прихода св. Екатерины. ( января 1905 года вместе с адвокатом Я. Неводничанским был избран синдиком прихода на общем собрании прихожан.
  В 1908 году они были переизбраны на второй трехлетний срок, поскольку работали очень эффективно.
  Собрания синдиков и их помощников проходили каждую неделю. 

См. также: Воспоминания А. Пшеницкого об о. Константине Будкевиче


РУТКОВСКИЙ,Франциск (1885-1944) — священник, осужденный вместе с о. Константином Будкевичем на процессе в марте 1923 г. Был приговорен к трем годам лишения свободы.
(В 1922 во время закрытия храма Успения вместе с прихожанами оказал пассивное сопротивление властям, продолжая молитву на коленях,
пока милиция силой не вывела их из храма).
После освобождения, переехал в Польшу и написал биографии Арх. Яна Цепляка и Арх. Антония Малецкого.
В 1937 году он написал также биографию о. Константина Будкевича, но она не сохранилась.
Служил в Варшаве секретарем Нунциатуры, а затем — Епископата Польши. См. также
http://www.catherine.spb.ru/page.phtml?query=rut


СОКУЛЬСКИ Юстин, первый приор доминиканцев в Петерубрге (1816-1825.)


СЦИСЛАВСКИ Ян, почетный каноник, настоятель храма с 1901 по 1905 г.
Эрудированный, общительный, с прекрасным чувством юмора человек.
Пользовался расположением властей, связи использовал во благо прихода. В 1903 попросил назначить ему в помощники о.Константина Будкевича.


ТАРАНЕНКО Антонина Ивановна (1907-1990), архитектор-реставратор. Окончила Ленинградский инженерно-строительный институт в 1949 г.
Занималась реставрацией храма св.
Екатерины до пожара 1984 года. Реставрировала фасад Публичной библиотеки, Смольный институт, дворец Кочубея в Царском Селе.


ТОДЕ, Эрнст — мастер, изготовивший витражи для храма св. Екатерины. Эрнст Фридрих Тоде родился 28 мая 1858 года в Парголово под Петербургом. После учёбы в Германии он в 1895 году открыл в Риге витражную мастерскую. В 1900 г. на Международной выставке керамических изделий в Петербурге он получает “Grand Prix” за “живопись по стеклу и эскизы”. Ещё одним крупным успехом Э. Тоде стала Большая Золотая медаль на международной строительно-художественной выставке в Петербурге в 1908 г. Среди его работ для российской столицы — окно алтаря католической церкви Св. Екатерины, окно для реформатской церкви, алтарное окно церкви Св. Захария и Елисаветы (церкви Кавалергардского Императрицы Марии Фёдоровны полка). Сохранились почти в первозданном виде и стоят на своих местах витражи Тоде в особняках Е. И. Набоковой и А. Ф. Кельха.
Алтарные витражи в храме св. Екатерины “Добрый пастырь” и “Иоанн Предтеча” выполнены рижской мастерской Э. Ф. Тоде не позднее 1902 года в технике стекольной живописи. В статье Т. М. Шульгиной, со ссылкой на опись ГИОП, составленную в 1940 году В. Д. Болдыревой-Семёновой-Тянь-Шанской, эти витражи описаны следующим образом: “В окне слева от алтаря находилось изображение Иоанна Предтечи фигура которого была задрапирована в зелёный плащ, справа-Доброго Пастыря в красном одеянии с ягнёнком на руке. Основная часть стеклянных поверхностей вокруг фигур была заполнена живописным стилизованным орнаментом в виде листьев аканта, лилий и раковин. В нижней части окон располагались фигурки херувимов. Каждое окно имело латинскую надпись: левое-“Paraterium domini E. Tode. Riga” (”Собор украшен Э. Тоде. Рига”), правое-“Ego sum paster bonus” (”Добрый пастырь”) “. В ЦГАКФФД имеются датированные 1910 годом фотографии алтарной части храма, на них видны витражи. И тот и другой утрачены в годы последней войны. В послевоенные годы, по данным Т. М. Шульгиной, в трансепте костёла сохранялись “две фрамуги окон работы Тоде с расписными стёклами в технике гризайль, на которых были изображены картуши в обрамлении цветочных гирлянд, но они были уничтожены пожаром в 1984 году”.


ФЕЛИНСКИ, Зигмунт Щенсны родился в 1822 году на Волыни. Он был воспитан в духем веры и любви к отчизне, и с юных лет особо почитал Матерь Божию. Юноша учился в Москве и Париже, затем поступил в духовную семинарию в Санкт-Петербурге, а по окончании обучения в Духовной Академии сам стал духовным отцом семинаристов. В Санкт-Петербурге Фелински был викарным священником нашего прихода. 

В 1857 году он основал конгрегацию Сестер Францисканок Семьи Марии, харизмой которой стала опека детей, больных и пожилых людей. В 1862 году Папа Пий XII назначил его архиепископом Варшавским. Зигмунт Щенсны Фелински  реформировал семинарию и Духовную Академию польской столицы, открыл приют для детей и повсеместно распространил майские богослужения во хвалу Богородицы.

В 1864 году, через полтора года после назначения архиепископом, Фелински был сослан царскими властями в Ярославль. Оттуда архиепископ написал царю Александру II письмо в защиту Церкви и народа. В Ярославле он оставался примером веры и верности. Он был освобожден только через двадцать лет, но вернуться в Варшаву ему было запрещено.

Зигмунт Щенсны Фелински скончался в Кракове 17 сентября 1895 года. Сбор информации перед процессом причисления архиепископа к лику блаженных начат кардиналом Стефаном Вышинским еще в 1965 году. Сама беатификация произошла 18 августа 2002 года в Кракове. Ее совершил Папа Иоанн Павел II.

Во время торжественной мессы Святой Отец сказал: “Благословенный Зигмунт Щенсны Фелински, архиепископ Варшавский, в трудный период порабощения нашего народа, с упорством взывал к жертвенности для бедных, к открытию воспитательных учреждений и домов милосердия. Он сам открыл приют для сирот и основал конгрегацию, для которой основным делом стало милосердие. После поражения январского восстания, движимый милосердием по отношению к братьям, он открыто выступал в защиту гонимых. Ценой его верности стала ссылка вглубь России на двадцать лет. И там он помнил о бедных и потерянных, проявляя к ним любовь, терпение и понимание. Во время изгнания, во всесторонней нужде, в своей молитве бедняка он стоял у подножия Креста и вверял себя милосердию Божию”.

Тело благословенного покоится в кафедральном соборе святого Иоанна Крестителя в Варшаве. См. также: http://www.catherine.spb.ru/page.phtml?query=felinski


ХОДНЕВИЧ, Павел (1881 — 1949) — священник Могилевской архиепархии.
Учился в Духовной Академии в Санкт-Петербурге, закончил в 1905 г. со степенью магистра
богословия. В конце 1908 года был назначен законоучителем мужской гимназии при храме св. Екатерины.
Одновременно преподавал в Духовной Академии. С 1917 года был викарным священником в приходе св. Екатерины
  и инспектором Семинарии. Окормлял католиков русского происхождения и православных, интересующихся Католической Церковью.
  Каждую неделю в храме св. Екатерины проводил конференции для интеллигенции на русском языке. Эти занятия пользовались
  большой популярностью. На встречи он иногда приглашал и православное духовенство. О. Павел
  занимался и хором восточного обряда прихода св. Екатерины. Основал русскоязычную католическую библиотеку,
  проводил “майские” и “июньские” богослужения для русских католиков, а также молитву Розария.
  Когда стало невозможным преподавать Закон Божий в гимназии, вместе с Я. Василевским стал учить детей на квартирах.
Когда 24 июня 1922 года большевики пришли в храм св. Екатерины, чтобы изъять все ценности,
Ходневич отказался открыть для досмотра Дарохранительницу, и призвал прихожан защищать храм:
  “Прихожане, идите молиться и защищать, пусть пройдут по нашим трупам!” (Сf. Чаплицкий Б., “О.
  Константин Будкевич, жизнь и деятельность”, стр. 182.) 
 
  Был арестован 10.03.1923 в Москве вместе в 13 священниками из Петербурга и приговорен к 10
  годам строгой изоляции за контрреволюционную деятельность. Благодаря обмену политзаключенными
оказался в Польше 1.02.1925 года. Жил в Варшаве, в 1927-1931 — в США. Затем был назначен ректором
Института Миссий, основанного митрополитом Роппом в Люблине. В 1937 поехал в Китай и служил настоятелем польского прихода в Харбине. Умер в 1949 году.

 


ШКИЛОНДЗЬ Иаков (Якуб), родился в 1829, умер 9 февраля 1894, супериор доминиканцев и декан.
Родился в 1810 г. в Литве, ум. 9 (21) февраля 1894 г. в Петербурге, приор доминиканского конвента
и настоятель прихода св. Екатерины в Петербурге.
В Петербург прибыл в 1839 г. и был связан с городом почти 40 лет.
  В должности приора состоял после Доминика Стацевича (1864 г.).
  Был известен своей неутомимой и горячей просветительской деятельностью. При
  нем женская школа при церкви св. Екатерины была преобразована в 7-летнюю
  (не считая подготовительных классов), обучение в ней происходило по программе российских женских прогимназий.
  Исполнял должность до 1874 г. Спустя четыре года, правительство сочло его деятельность среди петербургской
  польской колонии вредной, вследствие чего священник был сослан в г. Аглону Динабургского (Двинского) у.
  В июле 1883 г. возвратился в Петербург, где был избран пожизненным приором. Умер спустя несколько месяцев.

Оставьте комментарий