Как всегда хочу вспомнить, что отвечают дети на такой вопрос. Когда их спросишь, что такое грех, они ответят: «Грех, это когда я говорю плохие слова или не слушаю маму». Когда спрашиваю, что такое любовь, они говорят: «Это когда у меня вот тут, в сердце, становится тепло». Дети не могут думать абстрактно, они думают конкретно, и если я спрошу, что такое машина, они будут отвечать, что это Мерседес, Опель и другие. Нет, это такое устройство, которое двигается с помощью мотора и т.д. Значит, сначала нужно определить все, найти правильное слово, которое определяет Таинства. Но все-таки, чтобы всем было понятно, о чем мы говорим, Таинства — это Крещение, Миропомазание, Евхаристия, Елеопомазание, Покаяние, Брак и Священство.
Что такое Таинства на самом деле? Это знаки. С этого нужно начать, и это нужно помнить. Таинства Нового Завета — это знаки, установленные Христом и переданные Церкви как действия Христа и Церкви. Через них выражается и укрепляется вера, и через них прославляется Бог и совершается спасение и освящение человека. Это определение Таинства.
Начнём с того, что самое главное в этом определении — знак. Знаки бывают разные. Например, дорожные знаки: белый кирпич на красном фоне. Он говорит мне: туда нельзя! Значит, знак указывает на что-то другое, не на себя самого. Знак указывает на что-то другое, чем он сам. Можно сказать, что это пророческий знак: он говорит, что будет, если ты не послушаешь, не поверишь в ту реальность, о которой он говорит.
Во-вторых, подумаем, например, о таком знаке, как крест. Это знак, и когда я смотрю на крест, я думаю о другой реальности — не о том, что есть кусок дерева один горизонтальный, другой вертикальный… Тем более, когда человек смотрит на икону с изображением Христа, или Матери Божией, или святых, или смотрит на фотографию близкого человека, — он не восхищается и не общается с доской или фотографией, но они отсылают его к другой реальности. Можно вспоминать о Христе, о встрече с людьми, которых я вижу на фотографии, на все это указывает знак.
И такое значение у Таинств. Знак — то, что при Крещении мы поливаем воду на голову, указывает мне на что-то другое. Когда супруги берутся за руки и говорят, что они будут верны друг другу во все дни своей жизни, этот знак указывает на другую реальность. Неважно, что их руки вместе, важно, что они соединены Богом. Значит, этот внешний знак, символ указывает нам на другую, незримую реальность.
Это первое. Таинство — это зримый знак незримой благодати.
Но ещё мы сказали, что это знаки, установленные Христом. Только Христос может установить те знаки, о которых мы говорим, потому что эти знаки с помощью материи осуществляют духовную реальность. И только Воплощённое Слово может сделать так, чтобы материя приносила сверхъестественные плоды. Если вода попадёт на мою голову, она не сможет ничего сделать: она может только смыть грязь. Но она не очистит моих грехов. Христос может сделать так, что эта материя — вода — очистит также и мою душу. Потому что Он — и Бог, и Человек, Воплощённое Слово.
Знак установлен Христом. В Священном Писании можно найти почти все слова, которыми Христос указывает апостолам, что нужно делать, чтобы спасение человека совершилось, чтобы совершилось освящение человека. После Воскресения Он говорит апостолам: «Итак идите, научите все народы, крестя их во Имя Отца и Сына и Святого Духа». Апостолу Петру и другим апостолам Он говорит: «Прощайте грехи! Всё, что простите на земле, будет прощено на небесах». Сам Христос говорит, что нужно делать.
Значит, мы уже сразу переходим к третьей вещи — знак установлен Христом и дан Церкви. Нет Таинств вне Церкви. Мы не можем придумать какие-нибудь знаки и верить, что они будут действовать так, как Таинства. Таинства существуют только внутри Церкви. Но сразу хочу сказать, что нужно правильно понимать Церковь. Потому что если мы думаем, что Церковь — это только епископ и священник, то не поверим в то, что крестить человека может любой христианин. Значит, Таинство может произойти вне храма, даже вне веры человека, но не вне Церкви.
Знак установлен Христом, дан Христом Церкви как одновременное действие Христа и Церкви.
А сейчас немножко философии. Потому что всё, что мы говорим о Таинствах, основано на учении св. Фомы Аквинского, а для него, в свою очередь, самым большим авторитетом был Аристотель. И если мы хотим ответить на вопрос — что нужно, чтобы совершилось Таинство, нам нужно ответить на вопрос — что нужно, чтобы совершилось бытие, чтобы что-то существовало? И Аристотель говорит: нужно, чтобы произошло соединение материи и формы. Одна форма — это не бытие. Одна материя — это не бытие. Нужно соединение.
Так и с Таинствами. Таинство — это действие Христа и Церкви. Это действия, в которых есть и материя, и форма. Жест, знак и слово. Должно быть и то, и другое, чтобы совершилось Таинство. Итак, например, человек хочет креститься. Форма — это действие человека от имени Церкви, который должен быть посланным Церковью и говорить обязательные слова: «Я тебя крещу во имя Отца и Сына и Святого Духа». Это форма. Материя — это вода и верующий человек. Чтобы совершилось Таинство, нужно единство, соединение знака, жеста и слова от имени Церкви.
Действенность Таинства не зависит от — по-латыни — ex opera operantis, не зависит от эффективности действия человека. Действенность Таинства Евхаристии не зависит от того, как я это буду совершать — набожно или не набожно. Даже не зависит от того, верю ли я, священник, в это Таинство, или не верю. Действие этого Таинства зависит только от Христа, который установил этот знак. Что нужно? Чтобы была материя — хлеб и вино как плоды нашего труда, и чтобы всё было совершено так, как положено в Церкви — чтобы я был на самом деле священником, и чтобы я сказал всё, что повелел нам делать Иисус.
Вы можете сейчас сказать, что это всё формальность. Где здесь место для веры? Потому что мы можем просто прийти, никто из вас не верит, я тоже не верю, мы положим здесь настоящий хлеб, я простру руки, скажу всё, что надо — и совершится Таинство. Действительно, совершится. Иисус Христос будет присутствовать. И это правда. И мы можем говорить, что это формальность, но с другой стороны, можем сказать: какое благо. Потому что Таинство — это не «что-то», а личная встреча с Богом. И она происходит всегда. Христос присутствует в знаках, которые установил.
И две тысячи лет тому назад были люди, которые встретились с Иисусом Христом — но Он их не исцелил. И в этом смысле действенность Таинств зависит от человека. Если человек пришёл на исповедь, а священник сказал «Я отпускаю тебе грехи» — Христос пришёл, Таинство совершилось. Но плоды этого Таинства зависят от моей веры, и от искренности того, как я исповедовал свои грехи. Но Христос пришёл! Вот в этом заключается чудо Таинства — это присутствие Бога, реальное присутствие в этих знаках. И мы можем быть уверены, что всегда, когда мы придём на Евхаристию, мы встретим Христа, всегда, когда придём на исповедь, мы встретим Христа, когда принимаем Таинство Елеопомазания больных — Иисус Христос пришел. Буду ли я исцелён — это другой вопрос. Но встреча с Ним совершится. Потому что Таинство — это встреча воскресшего Христа с человеком на его жизненном пути. Как два ученика, которые шли в деревню Эммаус и встретили странника. Он им обо всем рассказывал, Он преломлял с ними хлеб, совершилась встреча. Но плоды зависят от нас.
Иисус всегда выходит навстречу человеку, навстречу всему человеческому естеству. Если вернуться к тому, какие Таинства есть в Церкви и посчитать их — их семь. И сразу вопрос — почему семь, а не больше или меньше? Это символическое число. Самые популярные числа в Ветхом и Новом Завете — сорок и семь. Сорок лет Израиль шел в Землю Обетованную, сорок дней Иисус был в пустыне, сорок дней пророк Илия шел на гору, где встретил Бога. Сорок — это ожидание, очищение. А семь — это на библейском языке полнота. И если есть семь Таинств, семь моментов, когда Бог приходит к человеку, — то это полнота жизни человека.
Посмотрим, к чему можно отнести все Таинства? К каким моментам жизни человека? Когда человек рождается, когда становится зрелым, когда чувствует голод, когда совершает зло, когда болеет и страдает, когда он одинок и хочет любить других — во все эти моменты приходит Иисус. Значит, Таинства — это ответ Бога на потребности человеческой природы. Когда человек начинает жизнь, Бог дает ему благодать. Я дам тебе новую жизнь, свободную от первородного греха, и я приму тебя в свою семью, Церковь. В момент, когда человек рождается, Бог, воскресший Иисус, выходит ему навстречу. Когда человек становится более взрослым, нуждается в силе, чтобы выйти из дома, чтобы встретиться с друзьями и столкнуться с обществом, Бог выходит ему навстречу и дает все дары Святого Духа в Таинстве Миропомазания. Опять — ответ Бога. Когда человек чувствует голод, Бог отвечает ему и питает самим Собой потому что не одним хлебом живет человек. Когда человек согрешит и осознает зло, и не может больше в нем жить, Бог выходит ему навстречу с прощением. Когда болеет и страдает, Бог выходит навстречу с Таинством Елеопомазания, чтобы исцелить или укрепить, чтобы человек переносил страдание вместе с Иисусом. Когда человек хочет, чтобы его любили, Бог дает ему другого человека, чтобы они любили друг друга, и чтобы их любовь приносила плоды. Природа человека жаждет Бога, всегда, и не может Его найти. И Бог выходит ему навстречу. И чтобы быть близко, Бог избирает человека, который будет посредником Таинства. Таинство Священства — это для вас. А для нас это то, что Христос делает меня самим Собой. Конечно, это не зависит от моего совершенства, просто Он так хочет. Все знаки, которые установил Христос, внешние, но они являются настоящим ответом на все потребности и нужды нашей жизни. И в первую очередь мы должны Бога просто благодарить за то, что Он дал нам семь даров, полноту всего, что нам нужно для жизни. Ничего другого мы не можем придумать: все, что нам нужно для жизни, найдем в Таинствах. Когда в Церкви совершаем Таинства, сам Христос присутствут.
Такова Тайна Таинства. Источник всех этих Таинств — это, как говорит святой Августин, момент, о котором мы можем прочитать в Евангелии от Иоанна, когда из бока распятого Христа истекает кровь и вода. Это источник всех даров, о которых мы сказали. Начало Таинств — это Пасхальная Тайна Иисуса Христа, Его смерть и Воскресение. А Его смерть и Воскресение мы делаем присутствующими на Евхаристии. Значит, начало всех Таинств, источник всех Таинств — это Евхаристия. Конечно, человек входит в Церковь через Крещение, но и Крещение берет свое начао в Евхаристии. Человек крестится, чтобы участвовать в Евхаристии. Человек просит прощения грехов, чтобы полностью участвовать в Евхаристии. Это источник и вершина всех Таинств. Когда мы приступаем к любому Таинству, надо думать о Евхаристии. На самом деле я к этому стремлюсь. Бывает, что человек, не зная, говорит: «А покрестите меня». И все. Хочет покреститься, чтобы душа успокоилась, чтобы получить прощение всех грехов. И правильно. Но если потом он уйдет, то потеряет самое главное, потому что это начало жизни с Богом. А вершина — в Евхаристии, и все Таинства стремятся к ней.
Есть некоторые таинства, которых никогда нельзя повторить — мы принимаем их раз в жизни. Если мы эту благодать уже приняли, невозможно вернуться назад и принять ещё раз — сознательно, с верой — Таинство Крещения, или Таинство Миропомазания. Но мы, осознавая это, можем благодарить Бога — благодарить во время Евхаристии, потому что Евхаристия — это благодарение. И мы не повторяем, но снова участвуем в этом событии. Невозобновляемые Таинства — это Крещение, Миропомазание и Священство, и в каком-то смысле — Таинство Брака. И поэтому я хочу, чтобы мы, размышляя подробно над каждым из Таинств, благодарили Бога. Перед встречей на Евхаристии я призываю вас благодарить Бога за то Таинство, о котором будем размышлять. И та молитва, которая после встречи будет проходить в часовне, пусть тоже будет благодарением.
Мы сейчас будем молиться перед Святыми Дарами. Это знак: можно сказать, кусок хлеба — но это Таинство. Значит, независимо от наших чувств, независимо от нашей веры, Иисус присутствует в этом Таинстве. Конечно, эффективность нашей молитвы зависит и от того, насколько мы слушаем Его и насколько мы любим Его — но Он присутствует. Таково чудо Таинств, которые установил Христос для освящения человека, для его спасения. Аминь.
о. Мачей Русецкий ОР
встреча «Размышления об основах веры»
Расшифровка и обработка текста: Юлия Иванова