Таинство крещения

И этим всё сказано! Крещение действительно дверь, открывающая дорогу к другим таинствам. Поэтому мы и говорим о Крещении в начале, хотя это и не главное таинство, главное — это Евхаристия. Но без Крещения мы не можем ни причащаться, ни исповедоваться. На прошлой неделе мы сказали о том, что таинства — это знаки, дающие нам благодать. И, в отличие от других знаков, они осуществляют то, что означают.

Есть дорожный знак — например, «крутой поворот», но он только обозначает этот поворот. Если мы сейчас нарисуем такой знак, это не значит, что здесь, в храме, будет крутой поворот. Но если мы сейчас в храме погрузим младенца в воду и скажем: «Я тебя крещу во имя Отца и Сына и Святого Духа», он будет очищен водой — и произойдёт очищение от греха. Таинство делает то, что обозначает.

Св. Григорий Назианзский называет Крещение самым прекрасным, великолепным из даров Божиих. «Мы называем его даром, благодатью, помазанием, просвещением, одеянием нетления, омовением возрождения, печатью, — и всем, что есть драгоценного». Дальше св. Григорий говорит: «Крещение — потому что грех погребён в воде». И здесь надо пояснить, что греческое слово «крестить» — «баптизеин» — означает «погрузить в воду». Погружение символизирует погребение крещаемого в смерть Христа: мы в Крещении умираем. Но поднимаясь из воды, воскресаем вместе со Христом. Крещение — это смерть для всего того, что было раньше, и воскресение для новой жизни.

Крещение — это дар, который даётся даром. Оно даётся тем, кто ничего не приносит, и особенно это видно в Крещении детей. Они ничего не могут принести, ни одного хорошего поступка — только первородный грех, самый страшный… И Господь даёт Свою благодать.

Однажды в Польше я крестил взрослого человека. Это было так необычно, что мы с детьми в школе обсуждали это. И я сказал, что преподал этому человеку сразу три Таинства — Крещение, Миропомазание и Евхаристию. Тогда один мальчик спросил: «А исповедь?» Дети знали, что чтобы принять Причастие, надо исповедоваться. Но Крещение уничтожает все грехи! И Причастие — это не награда, которую нужно заслужить; это дар.

Вопрос, который всегда вызывает много сомнений — когда можно крестить человека? Вот недавно по каналу ОТВ обсуждали, можно ли вообще крестить детей, оправданно это или нет. Я вернусь к тому, что это знак, установленный Христом — не Церковь устанавливает Крещение. Сам Христос сказал: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». И прообразы этого знака есть уже в Ветхом Завете — там, где вода. Это потоп, Красное море и Иордан. Во время потопа вода уничтожила весь мир, который противился Богу — и вода Крещения уничтожает всё, что противится Богу, и освобождает того, кто поверит Богу. Пройдя через Красное море, народ Израильский освободился из египетского рабства — и мы в Крещении освобождаемся от рабства греха и сатаны. Через воды Иордана народ Израильский входит в Обетованную землю — и мы через Крещение входим в Божье царство.

И ещё раз появляется Иордан, когда Иоанн крестит народ. Первый шаг — мы заходим в воду, исповедуя свои грехи, и вода нас очищает. И Иисус заходит в ту же воду, но не для того, чтобы очиститься, а чтобы принять на себя эту грязь. И обременённый этой грязью грехов всего мира, Он выходит из воды — и идёт на Голгофу. И там, распятый, вместе со всеми человеческими грехами, уничтожает их Своею кровью. Эти два аспекта — наше искреннее исповедание своих грехов и смерть Христа на кресте — уничтожают всё зло в нас и дают нам новую свободную жизнь.

Кто может крестить? Обычно это епископ или священник, а в латинской Церкви — и дьякон. В случае необходимости — любой человек (даже некрещёный!), имеющий требуемое намерение: делать то, что в таких случаях делает Церковь. И в России как раз много таких случаев: приходит человек и говорит, что его бабушка крестила. Бабушка знала, что делала: у неё было полное право совершить Крещение. Но эта бабушка — или медсестра в больнице — знают, что они должны сделать всё, что необходимо для Крещения. А что необходимо? Когда я спросил об этом детей, они сказали, что необходима свеча и белая одежда. а самом деле, это только дополнительные обряды, объясняющие таинство. А необходима вода, потому что это знак, который и осуществляет то, что обозначает. Сразу возникает вопрос — если нет воды, вообще нет, но есть бульон или кока-кола — можно ли крестить бульоном или кока-колой? Нет. Почему нет? Мы с детьми долго обсуждали это… Но попробуйте вымыть руки бульоном или кока-колой. Не получится! Так и знак должен отражать то, что он осуществляет. Вода означает очищение и новую жизнь. Итак, необходима вода. А второе, что необходимо — человек. Даже два человека: крещаемый и тот, кто крестит. Кто может креститься? Есть ли препятствие? Есть одно, неизгладимое: само Крещение. Нельзя крестить того, кто уже крещён. Других препятствий нет. Иногда приходит человек и хочет «перекреститься». Но если Крещение действительно совершено, повторить его нельзя. Это значит, что человек, крещённый в другой церкви, крещён тем же Крещением, что и я! Это основа нашего единства.

Что требуется от человека? Вера и подготовка. И снова о Крещении детей. Здесь тоже нужна вера. Но как Бог даёт жизнь ребёнка матери и отцу — и они ответственны, чтобы эта жизнь развивалась, так он даёт ребёнку сверхъестественную жизнь — и они тоже ответственны за её развитие. Верующие родители, зная, что Бог в Крещении даёт благодать, не могут отказать ребёнку в этой благодати. Иногда, в протестантских общинах, бывают сомнения на этот счёт: пусть человек вырастет и сам выберет, нужно ему это или нет. Но мы же не отказываем ребёнку в пище, чтобы он, когда вырастет, сам выбрал, хочет он молока или нет: он тогда просто не доживёт до этого. И если я знаю, что есть не только телесная жизнь — я дам ему эту благодать, которая тоже необходима для жизни. Но бывают ситуации, когда ребёнка как раз лучше не крестить. Всё зависит от того, насколько глубока вера родителей. Один раз я отказался крестить ребёнка. У его родителей не было таинства Венчания: не потому, что были какие-то препятствия, а просто они почему-то не захотели… Если они не позаботились о Божьей благодати в своей жизни, какая гарантия, что позаботятся о своём ребёнке? Но была и другая ситуация, когда я крестил ребёнка вообще неверующих родителей. Зато пришла их соседка и сказала, что она будет крёстной — а я хорошо знал её, это была глубоко верующая женщина.

Что требуется для Крещения взрослого человека? Уже в апостольские времена стать христианином означало пройти несколько этапов — быстро или медленно: благовестие Слова, принятие Евангелия, ведущее к обращению, исповедание веры, Крещение, излияние Святого Духа, доступ к Евхаристии. Обратите внимание, что Крещению предшествуют ещё несколько этапов, а после него — доступ к Евхаристии, потому что нет смысла принимать таинства, если мы не стремимся к Евхаристии. Если человек говорит «Я хочу креститься», надо задать ему другой вопрос: «Ты хочешь креститься или стать христианином?» То есть участвовать в жизни Иисуса Христа и жить по Евангелию. Крещение — это начало христианской жизни.

Вернёмся сейчас к тому, что крестить может любой человек. А что, если священник отказал в Крещении? Может быть, можно попросить соседку полить меня водой и сказать всё, что нужно? Нет, потому что в этом случае мы поступаем не в согласии, а против воли Церкви. Нормальный путь — прийти для Крещения в Церковь, и если там мне отказали, нельзя войти в Церковь с чёрного хода! Крещение необходимо для спасения. Я это подчёркиваю: таково догматическое учение Церкви. И наверно, сразу сомнения: сколько людей вокруг некрещёных! Они что, все в ад попадут? Нет. Но Крещение всё равно необходимо для спасения.

Во-первых, есть Крещение кровью и Крещение желанием. Первое — это смерть за веру: она приносит плоды Крещения, не будучи таинством. То же — с желанием Крещения: если человек умер, не дождавшись Крещения, но хотел его, он получает спасение. Но есть люди, которые не погибли за веру и не желали Крещения. Может быть, они никогда не слышали о Христе и о Крещении. Что с ними Бог сделает? Если можно крестить ребёнка, который ещё не может желать Крещения — то мы, Церковь, можем желать Крещения для тех, кто его не желает! Мы можем молиться за тех, кто ещё не крещён, и желать их спасения.

Что будет с детьми, которые умерли некрещёными? Они могут принять плоды Крещения через желание родителей… Таково учение — но я лично это понял, когда однажды крестил мальчика, одного из двух близнецов; второй умер во время родов. И все, кто там был, поняли: здесь должно быть двое. Мы все желали этого. Значит, он участвует в плодах Крещения. И даже если и мы не желаем, если все забудут об этом ребёнке — помните, что Иисус сказал на кресте? «Жажду». Чего — уксуса? Он жаждет спасения всех людей. И значит, каждый человек может участвовать в плодах Крещения. Но другого пути нет, кроме погребения в смерть Христа и воскресения вместе с Ним. И раз мы знаем, как к этому приобщиться, мы будем совершать Крещение.

Каковы плоды Крещения? Прощение всех грехов, начало новой жизни, приобщение к Телу Христову — Церкви, и неизгладимая печать Христа. Печать — знак принадлежности Христу, и отсюда следуют наши обязанности. Мы должны сохранять и развивать веру, которую получили, и свидетельствовать о том, кому мы принадлежим. Хотим мы или нет, эта печать на нас уже есть. И это большая ответственность. Крещение включает нас в Церковь. И если действительно Крещение и у православных, и у католиков, и у протестантов, то мы все включены в Церковь. Получается, мы все — одна Церковь! И это и ответственность для нас: уничтожить всё, что нас разделяет. А разделяет нас грех, поэтому мы должны бороться прежде всего против греха.

о. Мачей Русецкий ОР
Расшифровка и обработка текста: Юлия Иванова

Оставьте комментарий