Духовная беседа об исповеди. о. Якуб Кручек ОР. ч.2

Цель нашего пути — соединение с Богом, а в Боге — соединение со всеми людьми. Поэтому, например, Катехизис говорит о том, что вечность мы можем испытать здесь, на земле, в двух моментах: когда приступаем к Святому Причастию и когда решаемся на какой-то поступок из бескорыстной любви к другим людям. Тогда мы чувствуем небо. Я убежден (это не догмат, а частное богословское мнение), что на небе мы будем в той же самой команде, в которой мы были на земле. И что так будет навеки. Конечно, все помехи и трудности, которые есть в наших отношениях, исчезнут, и тогда будет действительно чистая любовь, и мы будем навеки соединены с Богом. Может, придет к нам на минутку святой Августин, но мы будем вместе навеки.

То, что происходит в нашей религиозной и духовной жизни здесь, на земле, это только средства. Молитва — это не цель христианской жизни. Ее цель — соединение с Богом. Розарий, бревиарий, адорация — это пути, которые ведут нас к соединению с Богом. Эти пути иногда могут утомлять нас, раздражать, но цель — не они. Таинства также — это средства. Исповедь — не цель нашей жизни. Даже Евхаристия — не цель нашей жизни, потому что цель нашей жизни в полном соединении с Богом, а все остальное — средства, которые позволяют нам строить это единство уже здесь и сейчас.

Путь к полному соединению с Богом начинается с Таинства Святого Крещения. Крещение — абсолютная основа нашей жизни, без Крещения нас бы не было как христиан. Крещение — это определяющее для нашей духовной жизни Таинство. Наша проблема в том, что его мы пережили в детстве, что никто нас не спросил, хотим ли мы быть христианами. Нас принесли в храм родители; к сожалению, зачастую из-за суеверий и как дань традиции.

Призываю вас к тому, чтобы вы сами сознательно переживали Крещение ваших детей, и чтобы помогали детям в понимании того, что значит быть крещеным. Что это огромная привилегия и благодать, что мы крещены, потому что этим Таинством мы были привиты ко Христу. Крещение — это начало пути, который ведет нас к соединению с Богом.

В Таинстве Святого Крещения Бог дал нам все, что хотел нам дать. Божия жизнь — как горчичное зернышко, посеянное в нашем сердце. Она уже есть в нас. Мы несем в себе Царство Божие, которое должно непрестанно дозревать, развиваться и возрастать.

Надо осознавать, что все Таинства, которые мы примем позднее, вырастают из Святого Крещения и помогают, чтобы духовная реальность новой жизни развивалась и возрастала в нас.

Прекрасным евангельским образом, который надо держать в памяти, является образ Христа как виноградной лозы и нас как ветвей, привитых к лозе. Мы навсегда привиты ко Христу, но можем или развиваться, или умирать; требуется наше усилие.

Путь возрастания и дозревания

Путь христианской жизни — это путь возрастания и дозревания. В связи с этим так важно терпение. Надо быть терпеливым и по отношению к самим себе, и к другим. Потому что у каждого из нас своя динамика развития и роста. Кто-то развивается быстро, кто-то медленно. Это очень важно в браке. Потому что супруги иногда не с одинаковой скоростью развиваются и возрастают духовно. Иногда муж быстрее развивается, иногда жена, и необходимо огромное терпение.

Иногда одному из супругов надо подождать, пока другой дозреет. Иногда кто-то растет очень быстро. Терпение к себе и другим крайне необходимо, надо понимать, что мы ученики Иисуса, и наше задание и обязанность — неустанно Бога познавать. Надо осознавать то, что мое знание о Боге, опыт общения с Ним, который у меня был до сих пор, уже неактуальны. Бог всегда впереди нас. Слава Богу, что у нас есть этот опыт, но Бога не замкнуть в понятиях и опыте, известном нам сейчас. То, что я знаю сейчас, через момент уже будет неактуальным. В духовной жизни не бывает передышек, нет момента, когда можно остановиться и сказать: “Я уже знаю все”. Если знаешь все, значит, ты умер. Бог всегда перед нами, и познание Бога — это задание, которое всегда впереди, оно выполняется через молитву, участие в жизни Церкви, Таинствах, в Слове Божием. Бог всегда перед нами и всегда больше нас.

С другой стороны, быть учеником — значит учиться любви. Очень интересно говорят св. Фома и св. Тереза Авильская о том, что мы ограничены в познании Бога (человек никогда не познает Бога таким, какой Он есть), но у нас нет ограничения в любви. Человеческий разум ограничен, мы можем познать действительность, сотворенную Богом, только в той мере, в какой позволяет наш ум, но человеческое сердце не ограничено в своей способности любить. Человек все время может любить еще больше. Человек может любить сильнее и сильнее, и наше сердце естественным образом расширяется по мере того, как мы любим. Христианская жизнь основана на том, чтобы используя имеющиеся средства — исповедь, Евхаристия, Слово Божие, молитва, мы учились любить и возрастали в любви, любили больше и больше.

Думаю, что вы, как супруги, понимаете это, и что ваша любовь друг к другу все время возрастает, что на каждом этапе жизни она иная: одна любовь у жениха с невестой, другая — у молодой пары, третья у зрелых супругов, четвертая — когда вырастут дети, и супруги останутся вдвоем: им будет по пятьдесят, и впереди еще лет тридцать. Наконец они останутся вдвоем.

Это процесс. Мы в каком-то смысле являемся людьми в зародыше, и все еще не знаем до конца, что значит быть человеком. Мы увидим и узнаем это, когда увидим Бога лицом к лицу. Отсюда вытекает потребность терпения. В Ордене часто говорится, что монахи делятся на три категории: первые — это новиции, они похожи на святых, но сами не святые. Они действительно очень набожны, иногда нарочито. Другая категория — это клерики, молодые отцы, они и не похожи на святых, и на самом деле не святы. А третья категория монахов — это пожилые отцы, которые на святых не похожи, но святы. Могу засвидетельствовать, что имею счастье жить в общине, в которой очень много святых. Я видел это, работая в Кракове, в Ярославе. Мы все еще находимся на том этапе, когда мы не святы, но дозреваем до святости, и нам нужно огромное терпение.

Возрастание в святости — плод сотрудничества человека с Божьей благодатью, с той благодатью, которую Бог даровал нам в Крещении, которую неустанно дает нам в Святом Причастии, возвращает нам в Таинстве Исповеди, которую даровал вам в Таинстве Брака, нам — в Таинстве Священства.

Пелагианство и квиетизм

В христианской традиции среди прочих было два течения духовности. Одно называлось пелагианством, другое квиетизмом. Они противоположны друг другу. Пелагиане говорили, что им не нужна Божия благодать, что человек, опираясь на свою сильную волю, в состоянии работать над собой и совершенствоваться, что человек сам может дойти до такого совершенства, что будет безгрешным. Пелагий вместе со своими братьями решил, что в молитве Господней они уже не будут говорить “Прости нам грехи наши”, потому что грехов у них уже нет.

Квиетисты же говорят, что нет смысла напрягаться и работать над собой, что все — плод Божией благодати, что человек может жить, как хочет, а Бог все равно нас любит, сам придет и спасет нас.

Ни тот, ни другой подход не являются католическими. Учение Церкви говорит о том, что необходимо как усилие человека, так и действие благодати, что нужно сотрудничество человека с Богом. Святой Августин напишет очень красивые слова: “Боже, Ты сотворил нас без нас, но не спасешь нас без нас”. Бог сотворил нас без нашего участия, но спасение требует нашего участия, а благодать Божия даруется свободному и разумному существу. Каждый из нас призван сотрудничать с Божьей благодатью в неустанном дозревании и возрастании.

Тут и возникает необходимость Таинства Покаяния. Таинство Покаяния вписывается в работу человека над собой и в сотрудничество с благодатью. Через Таинство Покаяния Бог непрестанно дает мне Свою благодать и одновременно обязательна моя работа над собой, решения исправиться. Обязательна регулярная исповедь.

Если я пользуюсь этим средством, то буду видеть плоды моего сотрудничества с Божьей благодатью.

Плоды жизни с Богом

Каковы эти плоды? Как увидеть, что человек сотрудничает с Богом? Есть прекрасный антифон из Литургии Часов Великого Поста: “С помощью благодати Божьей будем работать над собой в великом терпении”. Предлагаю вам запомнить эти слова, потому что в них заключается невероятная мудрость.

Христиан, учеников Христа, можно узнать прежде всего по их отношению к другим людям. То есть о нашем духовном развитии можно судить по любви к другому человеку. Наша встреча с Богом истинна, когда это видно по моим отношениям с другим человеком. Критерий духовности — не в том, сколько времени я провожу на молитве, не в том, сколько часов сижу в часовне, а в том, каковы мои отношения с людьми.

Критерием духовности в супружеской жизни будет не то, бегает ли жена ежедневно на мессу, а то, любит ли своего мужа и детей, и то, что плодом этой любви будет то, что она, например, гладит рубашки или готовит. А для супруга критерием духовности будет не то, сколько он сидит в часовне, а то, выносит ли он мусор и моет ли посуду. Это критерий духовного развития.

Нашу духовность проверяет повседневность. Есть нечто, от чего Церковь всегда предостерегает. Это связано с квиетизмом, с квиетистической набожностью: зачастую люди убегают от реальной жизни в набожность. Часто нам кажется, что реальная жизнь имеет меньшее значение, что важнее пойти в церковь, прочитать очередную новену, снова прийти на мессу, поехать на очередные реколлекции. Нельзя ездить с одних реколлекций на другие, ходить с одной конференции на другую, бегать из одного храма в другой. Тут такая конференция, там такая, а дома беспорядок…

Помню ситуацию, когда семья распалась из-за Меджугорья. Я знаю много хороших плодов, которые породило Меджугорье, но знаю и отрицательные. Люби среднего возраста поехали в Меджугорье и там радикально обратились. Вернулись, и муж занялся продвижением Меджугорья, начал проводить паломничества. Он так сильно занялся этими паломничествами и встречами после них, что забросил семью, жену, детей. Кончилось разводом. Семья распалась. Муж ушел в такую духовность и набожность, что совершенно забыл о реальном мире. Это не христианский подход. В этом нет никакого Святого Духа, только какая-то духовная амбиция.

Критерием духовности и возрастания всегда будет любовь к ближнему, наше конкретное отношение к супругу, к людям, с которыми встречаемся и работаем. Духовность проверяется не в часовне, а вне часовни, в повседневной жизни.

Поэтому, когда речь идет об исповеди, важно поразмышлять не о том, что мы переживаем, потому что мои чувства, душевное состояние на самом деле не так уж существенно. Если тебе явился Господь Иисус — ну ладно, явился, так явился, но для духовной жизни это неважно; важно, как это повлияет на твою повседневную жизнь.

Важно, каковы твои отношения с людьми, какова твоя супружеская жизнь. Насколько добросовестно ты выполняешь работу, например. Духовность должна отражаться в твоей повседневной жизни.

Иоанн Павел II пишет, что если во время Поклонения Святым Дарам мы в кусочке хлеба узнаем Христа, то также должны узнавать Лик Христа в человеке, которого встретим тогда, когда выйдем с Поклонения. Если на Адорации я узнаю Христа, то тот же самый Христос присутствует в каждом из вас. Если я преклоняю колени перед Святыми Дарами и поклоняюсь в них Христу, то я не могу, встречаясь с вами, не уважать вашего достоинства, связанного с тем, что каждый из вас несет в себе Христа. Человек, которого я встречаю на жизненном пути, открывает мне Христа.

Верить во Христа — значит уважать человека. Исповедание веры во Христа, Бога, ставшего человеком, связано с уважением к каждому человеку. Нет других плодов, которые могли бы быть критерием нашей духовности, нашего роста, нашего сотрудничества с Божьей благодатью, кроме как любовь к ближнему.

Таинство Покаяния — момент истины

Таинство Покаяния невероятно помогает нам в сотрудничестве с благодатью, во внутреннем развитии. Оно — как некое зеркало. Мы можем посмотреть на себя в зеркало Божьего Слова.

Молитесь за священников, к которым идете на исповедь. Если исповедник хочет нам помочь, то он становится зеркалом. Он помогает нам присмотреться к себе в свете Слова Божьего, помогает увидеть, что на самом деле является нашей проблемой: то, что не сосредоточиться на молитве или, может быть, то, что я закрыт от супруга. А может, я деспотичен с собственными детьми? А может, это просто эгоизм и нарциссизм?

Постоянный исповедник

Исповедь заключается не только в том, что мы исповедуем свои грехи и получим отпущение. Это момент истины, который покажет, сотрудничаю ли я с благодатью Божьей. Поэтому имеет смысл, чтобы исповедь была нашей постоянной практикой. Огромное значение имеет то, чтобы исповедоваться у одного и того же священника, особенно в какие-то ключевые моменты нашей жизни или тогда, когда переживаем нравственный или духовный кризис. Например, в супружеской жизни может случиться неверность, и если я второй раз пойду к своему исповеднику и должен буду исповедать тот же самый грех, мне элементарно будет стыдно. Этот стыд будет мобилизовать меня, чтобы чего-то не делать. Постоянный духовник поможет мне увидеть, осуществляю ли я свое призвание, верен ли я своему призванию, потому что путь призвания, которое Господь нам дал — это путь возрастания в святости. Это путь созревания.

Верность призванию

Томас Мертон когда-то написал, что призвание — это кратчайший путь к святости. Если Бог даровал нам призвание к браку, то кратчайший путь к святости — брак. Исповедь может помочь нам увидеть, верны ли мы своему призванию, не убегаем ли от него. В супружеской жизни духовность немного другая, чем в священстве. Например, бегством от призвания в браке может быть набожность. Обязанностью каждой присутствующей здесь супруги и волей Божией для нее является то, чтобы она любила своего мужа и детей. Обязанность каждого супруга, присутствующего здесь, является то, чтобы он любил свою жену и детей. Вы творите Божью волю, когда любите друг друга. Вы исполняете волю Божью, например, когда помогаете друг другу в воспитании детей или в уборке дома. Например, покраска стен — это не религиозное действие. Но это исполнение Божией воли для вас. Например, если в субботу надо покрасить стены, то можно вместо этого убежать к доминиканцам на конвентуальную Мессу. А еще перед этим прочитать Розарий, а потом остаться на Адорацию. “Уйду в девять, приду в три”. Человек может быть при этом доволен собой. Если спросите меня, чего хочет Бог: есть комната, которую надо покрасить и Месса со Святым Причастием — Бог хочет, чтобы ты покрасил комнату, никаких сомнений. А в воскресенье Бог, конечно, хочет, чтобы мы были на Евхаристии.

Исповедь помогает увидеть, на своем ли я месте, помогает увидеть, хорошо ли исполняю свое призвание.

У доминиканцев существует такой рассказ, он передается из поколенья в поколенье о том, как некий новиций был очень набожен и проводил много времени в часовне. Он шел в часовню и тогда, когда его братья делали что-то другое, например, учились, читали, стараясь познать Бога и мир; шел он в часовню и тогда, когда они делали что-то еще более прозаичное — убирали монастырь. Магистр спросил этого новиция: “Слушай, почему ты так часто идешь в часовню, когда твои братья учатся или убирают монастырь?” “Там мне является Матерь Божия, Она меня притягивает, и я должен там быть”. Магистр ему на это: “Матерь Божья тебе является? Так вот, как еще раз Она тебе явится, то плюнь ей в лицо!” “Как так, плюнуть Матери Божьей в лицо?” — “Если это и вправду Матерь Божья, то Она очень смиренна, и никак не среагирует на то, что ты плюнешь ей в лицо”. Новиций сделал, как сказал магистр — плюнул ей в лицо, и только почувствовал запах серы, потому что оказалось, что ему являлся злой дух, чтобы отвлечь его от того, что являлось его заданием и обязанностью”.

Я об этом рассказываю, чтобы вы понимали, что духовность, христианская жизнь — это что-то очень реальное и реалистичное. Мы не убегаем ни в какую фальшивую мистику, это всегда что-то очень реальное. Бог стал человеком, это очень конкретно. Христос присутствует в Церкви в Таинствах.

Иногда бывает другое искушение — уйти с Евхаристии. Молодежь часто говорит: “В Церкви так скучно, проповеди никакие, о политике, месса занудная, органист играет кое-как, а если пойду в парк, так там мне так хорошо молиться! Там у меня духовные переживания”. Может так и есть, только сущность христианской жизни не в духовных переживаниях, а в конкретной и реальной встрече с Богом. Не знаю, Господь ли Иисус приходит к тебе в парке, когда ты молишься. Может быть и так, потому что Бог вездесущ и приглашает нас молиться везде, но в Евхаристии Он есть абсолютно точно. В Таинстве Покаяния — тоже, в каждом Таинстве Бог присутствует точно, и мы можем быть уверены, что встретим Его. А в парке — может быть.

Исповедь как воспитание зрелой веры

Зрелость веры основана на том, что мы не строим наши отношения на том, что чувствуем, а на том, во что верим. На Слове Божием, которое было сказано раз навсегда и которому мы поверили.

Исповедь помогает в том, чтобы наша вера становилась зрелой. Учители духовной жизни делят христианскую жизнь на три периода. Они не наступают один за другим, а часто пересекаются. Первый этап духовной жизни, это очищение. Второй — освящение. Третий — соединение. Первый этап — это борьба со грехом. Речь идет о том, чтобы соблюдать Божие заповеди.

Второй этап — освящение, когда мы начинаем видеть ценности и видеть, что стоит ими жить. Мы видим добро как ценность, и осознаем, что хорошо быть хорошим. Что хорошо жить с Богом не потому, что такова заповедь, а потому что добро ценно само в себе.

Например, я часто говорю тем, кто готовится к браку, что целомудрие — это ценность. Что стоит жить в целомудрии и воздержании до брака не потому, что таково предписание или заповедь, а потому, что это ценность. Что уважение — это ценность, что мы стараемся не красть и не обманывать не потому, что такова заповедь, и что если ее нарушу, надо будет пойти на исповедь, а потому, что стоит уважать, потому, что это ценность. Когда мы начинаем жить ценностями, заповеди отходят на второй план. Нам не придет в голову, чтобы кого-то оболгать, потому что истина и уважение — ценность для нас.

Третий этап — соединение с Богом, который есть Добро и Красота, Бог, который есть Любовь и счастье. Соединение с Богом — это источник всех ценностей. Нам дается испытать каждый из этих трех этапов духовной жизни: мы постоянно боремся с грехом, но временами испытываем озарения: что стоит быть добрым, например. Мы испытываем иногда так же глубокое единение с Богом, например, в Святом Причастии, но не только, потому что Бог приходит к нам множеством разных способов.

Думаю, что важно в контексте этих разных этапов духовной жизни присматриваться к своей жизни, чтобы понять, что в ней происходит. Таинство Исповеди существует не только для того, чтобы исповедовать грехи, но и чтобы присмотреться к тому, что Бог делает в моей жизни, как идет мое с Ним сотрудничество: действительно ли я дозреваю и возрастаю, преображает ли и освящает меня Божия благодать. Потому что если преображает и освящает, то передо мной все время будут открываться новые горизонты.

Помню, как готовил пару к браку. Они говорили: “Ну почему Церковь не разрешает жить вместе до брака?” Я старался им объяснить. Мы стали говорить о том, что можно попробовать вести себя иначе и стали искать, как по-другому можно выразить любовь. Они сами пришли к тому, что держа другого за руку, уже можно выразить любовь. Вдруг оказывается, что можно выразить любовь, даря другому какую-то мелочь, что-то переживая вместе.

Призвание христианина — счастье

Созревание, возрастание в благодати помогает нам открыть, что призвание христианина — это счастье. Могу дать вам свидетельство того, что я сам счастлив. Я счастлив оттого, что я доминиканец. Это такой невероятный опыт, что понять его можно только изнутри. А во-вторых, я счастлив оттого, что я священник. Пару месяцев назад мы ехали на машине с о. Яном Гурой и о. Войчехом Прусом, как раз когда были все истории, связанные с уходом священника Томаша Венцлавского. Вдобавок мы тогда переживали из-за ухода двух наших братьев. Мы говорили об этой проблеме, и Войчех Прус говорит о. Яну: “Может быть, вы что-нибудь напишете о священниках, которые уходят?” А тот отвечает: “Я не могу написать о тех, кто уходит, я могу написать о своей радости быть священником, потому что я все время радуюсь тому, что я священник”.

Так и есть, с самого детства, когда мы делаем усилие и стараемся сотрудничать с Божьей благодатью, когда учимся жить в единстве со Христом, приступаем к Таинствам, умножаем свои дары и таланты, познаем Бога, учимся любить все больше, тогда возрастаем и становимся все более счастливыми.

Думаю, что вы все счастливы в браке, что ваши дети — это плоды вашего взаимного счастья, и только хочу сказать вам, что этого счастья будет все больше. Источник нашего страдания на самом деле только стагнация. Когда мы останавливаемся на пути духовного развития, тогда появляется стагнация и горечь, горечь от жизни, от того, что что-то не удалось.

Я люблю разговаривать с пожилыми людьми. Мне кажется, они делятся на две категории. Есть те, кто к концу жизни состоялись, и тех, кто полон горечи — все время вспоминают неудачи и убеждены, что все напрасно, обо всем жалеют. Состоявшиеся же люди — это те, кто доверился Богу и любви, кто не боялся любить и постоянно дозревал в своей любви.

Бескорыстная любовь

В постановлениях Второго Ватиканского Собора написано: “Человек становится собой только через бескорыстный дар себя самого”. Иоанн Павел II любил часто повторять эти слова. Господь Иисус говорит в Евангелии: “Кто хочет жизнь свою сохранить, потеряет ее, а кто потеряет ее ради Меня, тот обретет ее”. Это любовь. Любовь основана на том, что мы не замыкаемся в себе, а сотрудничаем с благодатью и дарим себя другим. На этом и основано возрастание — в нас все больше любви, наше сердце все шире открывается Богу и людям. Если мы живем благодатью своего призвания, если возрастаем в священстве, в браке, дарим себя тем, кого Бог ставит на нашем пути, то будем счастливы. Брат Роже из Тэзе написал, что счастье в том, чтобы дарить себя. Это глубокая мудрость. Мы приглашены к тому, чтобы быть учениками Христа, чтобы так, как Он, любить Отца и любить людей. а Христос дает себя, Он отдал Себя ради нашего спасения, и непрестанно дает себя Отцу. К этому мы призваны и приглашены, а Таинство Покаяния постоянно нас возвращает на этот путь. По сути, в испытании совести надо задать себе один-единственный вопрос: “Как я люблю?” — Какова моя любовь к Богу и людям? Развиваюсь ли и возрастаю в этом искусстве любви?

— Часть I

— Ответы на вопросы
  ———————————-

Публикуется с разрешения автора, перевод и подготовка текста: Юлия Иванова

Оставьте комментарий