Этот текст говорит очень много. Апостолы пошли к тем, кто был крещён, но ещё не принял Святого Духа. Но разве Крещение не даёт Святого Духа? Даёт. Поэтому в древности Крещение всегда происходило вместе с Миропомазанием и Евхаристией. Эти таинства называются таинствами христианского посвящения, и человек становится христианином полностью только через эти три таинства. Их нельзя разделить по сути, но это не значит, что нельзя разделить по времени.
Таинсто Миропомазания называется также Конфирмацией, таинством Святого Духа и таинством христианской зрелости. Все эти названия подчёркивают разные аспекты. Миропомазание, как и все таинства — это ответ Бога на нужды человека. Но это “забытое” таинство. Большинство из нас миропомазаны — но кто из нас помнит своё Миропомазание? Кто может сказать, что оно ему дало? Миропомазание часто остаётся незамеченным, особенно если оно совершается вместе с Крещением. Однако надо помнить, что это два разных таинства.
Человек нуждается в защите. Когда человек — например, подросток — выходит из дома, он подвергается многим опасностям. И Бог в Миропомазании отвечает ему и даёт Свою благодать.
Слово “Миропомазание” уже указывает на зримый знак этого таинства: помазание миром. Зримый знак незримой благодати. Миро — это благовонное масло, освящённое епископом в определённый день — Великий четверг. Что это за знак? Давным-давно маслом натирали атлетов, так как оно придаёт гибкость телу. Миро — это также знак выздоровления, так как смягчает ушибы и раны; оно придаёт блеск красоты, здоровья и силы. И всё это — знак того, что происходит во время этого таинства: мы становимся сильными, крепкими, здоровыми, красивыми.
Но знак этого таинства — не только миро. Епископ также возлагает руки на миропомазанного, потому что уже с апостольских времён возложение рук знаменует дар Святого Духа. И при этом епископ говорит: “Прими знамение дара Святого Духа”.
Теперь перейдём к другому названию — таинство Святого Духа. Есть такая интерпретация, согласно которой три таинства христианского посвящения можно отнести к трём Лицам Пресвятой Троицы: Крещение — к Отцу, так как мы становимся детьми Божьими, Евхаристию — к Сыну, так как Он Сам в ней жертвует Себя Отцу и нам, и Миропомазание — к Духу Святому. Что оно нам даёт? Таинство Духа Святого даёт нам особую его силу, чтобы словом и делом распространять и защищать веру, смело исповедовать имя Христово и никогда не стыдиться Креста.
Следующее название — Конфирмация, то есть укрепление. Укрепление тех даров и той благодати, которые получены при Крещении, потому что мы уже в Крещении получаем Святого Духа. Можно привести такой пример: если дерево, скажем, яблоня, весной зацветает — мы любуемся тем, какой красивой Бог её сотворил… Но потом приходит солнце, приходит дождь, и эти цветы становятся плодами. И снова можно восхищаться этим деревом. Но плоды созданы не для того, чтобы ими любоваться, а чтобы другие могли питаться ими. И таково значение дара Святого Духа, который укрепляет полученную благодать, чтобы красота, которую мы получили, не была только нашей. Мы получаем обязанность делиться нашими плодами с другими.
Ещё одно название — таинство христианской зрелости. Здесь возникает много вопросов. Кого считать зрелым человеком? Кому можно преподать таинство Миропомазания? Точнее будет спросить — есть ли такой человек, которому нельзя принять это таинство? Есть, и это человек, который уже принял Миропомазание. Это таинство нельзя получить второй раз. Но человек, ещё не принявший миропомазания, может и должен получить его — чтобы быть ответственным в своей жизни. Поэтому, например, перед венчанием священник всегда спрашивает: а был ли ты миропомазан? Это не для того, чтобы проверить все бумаги, а чтобы дать возможность получить все дары…
Чтобы правильно ответить на вопрос о зрелости, мы рассмотрим две традиции. Когда преподавать таинство Миропомазания? Вы знаете, что в Православной Церкви детей одновременно крестят, миропомазуют и причащают. На Западе придерживаются другой традиции — Миропомазание преподаётся, как говорит церковное право, в сознательном возрасте. Обычно это 7-9 лет, но Конференция епископов может решить иначе: например, в Польше это делают в 14 лет, в Испании — в 9 лет. В превые века христианства Крещение и Миропомазание — это, как правило, единый обряд, составляющий, по выражению св.Киприана Карфагенского, “двойное таинство”. (И это как раз важно, что уже в начале так говорят — “двойное”, но не “одно”. Потому что сейчас некоторые протестантские общины говорят, что вообще нет такого отдельного таинства, хотя они тоже помазывают маслом при Крещении). В те времена епископ совершал и Крещение, и Миропомазание. Позже, из-за увеличения количества крещений, расширения епархий и других причин стало невозможным присутствие епископа на всех крещениях. И тогда на Западе, желая сохранить привилегию совершения Миропомазания за епископом, установили разделение двух таинств по времени, а на Востоке сохранилось их единство: Миропомазание совершает священник, который крестит, используя освящённое епископом миро, чтобы подчеркнуть связь христианина с его епископом. Разделение двух таинств на Западе произошло именно по этой причине: ведь Миропомазание обязывает нас участвовать в апостольской миссии. А апостол, ответственный за благовестие — это епископ. И нам нельзя забывать, что мы проповедуем в единстве, в связи друг с другом.
Один обычай Римской церкви облегчил развитие западной практики. При Крещении было два помазания миром. Одно из них совершал священник по выходе крещаемого из купели. Второе помазание совершал епископ, и это было Миропомазание. Первое помазание миром сохранилось в западном обряде Крещения. И в Православной Церкви, и в Католической это одно и то же таинство. Обе традиции подчёркивают единство: на Западе — единство с епископом, на Востоке — единство двух таинств.
В нашей Церкви Миропомазание совершает епископ, и это происходит, когда он приезжает. И поэтому хорошо видно, как возникла эта традиция. Мы всегда совершаем Миропомазание в Вербное воскресенье, потому что именно в этот день у нас бывает епископ. Можно было бы совершать таинство Миропомазания как положено, в день Сошествия Святого Духа — попросить епископа разрешить, чтобы таинство совершал священник, это возможно. Тоже было бы очень красиво. Всё зависит от того, на какой аспект мы обращаем внимание. И мы сохраняем ту традицию, чтобы подчеркнуть, что мы совершаем апостольскую миссию в единстве со всей Церковью.
Мы имеем возможность избрать такой момент и такой возраст, который будет соответствовать тому, что означает это таинство. Человек должен быть ответственным и готовым принять ответственность за Церковь — зрелым человеком.
В Польше я четыре года занимался подготовкой подростков к Миропомазанию и так подчёркивал эту зрелость, что двух мальчиков так и не допустил к этому таинству. Я сейчас жалею об этом, хотя они были совсем, совсем незрелыми. Мы собрались на конференцию, чтобы решить — какой возраст считать подходящим для этого таинства? Обычно у нас это 14-15 лет, но, может быть, лучше в более взрослом возрасте — 18-21 год, или в 7-9 лет: будет не очень сознательно, но достойно. Но нельзя путать возраст зрелости веры и естественной человеческой зрелости. Ведь Миропомазание не предполагает зрелости: оно даёт возможность стать зрелым, если человек готов принять дары Святого Духа, которые защищают от опасностей этого мира и дают силы изменять этот мир. Через это таинство связь крещёных с Церковью совершенствуется, им даётся особая сила Святого Духа, и поэтому они более строго обязаны распространять и защищать веру словом и делом. И именно в возрасте 14-15 лет подростки выходят в мир. В нём много искушений, много опасностей, и надо им дать дары, которые защитят их. Но другая сторона этого таинства — чтобы они изменили этот мир.
Какие дары даёт Святой Дух? Премудрости, Разума, Совета, Крепости, Ведения, Благочестия и Страха Господня. Семь даров означают полноту. И если мы приняли Миропомазание — они в нас есть. Если этих даров не видно, значит, они спят. Но мы должны ими пользоваться. Правда, дары Разума и Премудрости — не для того, чтобы пойти на экзамен, не подготовившись, и с помощью Святого Духа сдать его на пятёрку. Дар Премудрости позволяет не потеряться в хаосе мира, соотнося всё с Богом. Дар Разума помогает различать истину и ложь, хорошее и дурное. Дар Совета помогает принимать правильные решения. Дар Ведения — это дар познания Бога. Дар Крепости наделяет особой силой для исполнения воли Божьей. Дар Благочестия даёт дух истинного почитания Бога. И есть ещё один дар: Страх Господень. Что это такое? Ведь евангелист Иоанн говорит: “В любви нет никакого страха”. Надо ли Бога бояться? И да и нет. Если я боюсь своего отца, я буду выполнять всё, что он скажет, чтобы он не наказал меня: здесь нет любви. Но если я люблю его — то боюсь огорчить, боюсь поступить неправильно, чтобы не причинить ему боль; это — Страх Господень. И Бог даёт нам этот прекрасный дар — бояться греха не из страха перед наказанием, но чтобы не огорчить того, Кто нас любит. Это скорее дар любви.
Все эти дары Бог вложил в наше сердце в этом прекрасном таинстве. Повторить мы его не можем — но можем, молясь Святому Духу, сделать эти дары живыми. И когда мы размышляем об этом таинстве, например, в праздник Сошествия Святого Духа, мы должны просить, чтобы Он очистил наши сердца от всей той грязи, которая не позволяет нам увидеть свет. Потому что мы — как призма, на которую падают лучи света. Если она запачкана, свет не сможет пройти через неё, но если чистая и правильно сделана — с другой стороны мы увидим семь цветов радуги. Это дары Святого Духа, и они в нас есть. Свет падает всё время, но от нас зависит, увидят ли люди разноцветные лучи или нет. Мы можем всё время очищать свои сердца, чтобы мир увидел красоту Святого Духа.
о. Мачей Русецкий ОР
Встреча из цикла “Размышления об основах веры”