Подготовка к Таинству Покаяния

Для того, чтобы исповедь была достойной, необходимы пять условий:

1. Испытание совести.
2. Искреннее сокрушение о грехах.
3. Твёрдое намерение больше не грешить.
4. Искренняя исповедь перед священником.
5. Удовлетворение за грехи Богу и ближнему (прежде всего исполнение наложенной епитимьи и посильное возмещение ущерба, причинённого людям).

Исповедь грехов священнику — идея и замысел Христа. В исповеди мы несем свои запятнанные и раненые души ко Христу и получаем полноту Его прощения через отпущение грехов Богом через священника. Христос хочет, чтобы мы знали и чувствовали, как глубоко Он понимает нас, любит нас, готов исцелить и преобразить нас в Своей благодати. Поэтому Он желает, чтобы прощение было переживаемо в Его Церкви. Мы приближаемся к Нему через Его священника, и через священника же получаем Его милосердное прощение. Что же

должны мы, со своей стороны, делать, чтобы заслужить прощение распятого и воскресшего Господа нашего?


Испытание совести

Во-первых, мы должны просить помощи Святого Духа, чтобы увидеть себя такими, какими видит нас Бог. Надо просить Его помочь нам осознать наши слабости и увидеть те сферы нашей жизни, где мы уступаем своим греховным слабостям. Именно Святой Дух изобличает нас в грехе и влечёт к сердцу Христову в Таинстве Покаяния. Именно Он убеждает нас в крайней необходимости поисков исцеления и милосердия Христова. Поиск правды о себе самих — вот что имеется в виду под испытанием совести. К тому есть много путей. Можно обдумать соблюдение нами заповедей. Некоторые находят собственные пути постижения достоинств Иисуса и Пресвятой Девы Марии. В разные периоды жизни можно пользоваться различными методами. Важно, однако, довериться Святому Духу, который укрепит в нас стремление к обращению. Важно всегда сознавать, что Бог дал нам объективный закон, и грех — это самоугодническое, эгоистическое нарушение этого закона любви. Мы всегда должны искать свои нравственные принципы в доктрине и авторитете вероучения Церкви.

 

Сокрушение о грехах

Во-вторых, мы должны стремиться к истинному раскаянию в наших грехах, исходящему от Святого Духа. Полезно в этой связи часто размышлять о страдании распятого Христа и вспоминать о том, что Он на кресте принял на Себя вину за наши грехи. Мы должны осознать, что грехи наши ранили Христа и Его Церковь. Если раскаяние наше истинно, оно должно включать в себя искреннее желание избавиться от грехов и от злых сил, которые ввели нас во грехи.
Церковь учит нас, что такова воля Божия, чтобы мы исповедовались священнику во всех смертных грехах, равно как и в их количестве. Необходимость исповеди смертных грехов указана в Божественном завете (ср. Иоанн 20: 22-23).
Искреннее и бесхитростное самообличение перед Христом в лице Его священника известно как безраздельность Таинства Покаяния.
Разумеется, Бог знает о том, какие мы есть, и все, что мы содеяли, прежде чем мы исповедуемся в наших грехах.
Однако, такова воля Христова, чтобы в смирении мы признали свою вину и искали у Него прощения через священника,
  который в момент исповеди и отпущения грехов действует от имени Самого Христа. Церковь поощряет нас часто ходить к исповеди, даже если мы и неповинны в серьезном грехе. Исповедь в простительных грехах помогает нам жить в смирении и благодати, и.главное, помогает искоренить всякий грех и пристрастие к нему в нашей повседневной жизни. Наконец, чтобы быть причастными

милосердного Христа в Таинстве Покаяния, мы должны испытать искреннее желание возместить Богу за наши грехи путем молитвы, покаяния и благотворительности. Коль скоро мы выразим сожаление о наших грехах, смиренно исповедав их священнику, решимся искупить их, и примем покаяние, которое наложит на нас священник (епитимию), мы испытаем Христову милость и прощение в отпущении грехов. Следует часто размышлять над словами отпущения, которые Сам Господь говорит нам в лице Своего священника:

Бог Отец Милосердия, смертью и воскресением Своего Сына примиривший мир с Собою и ниспославший Святого Духа во
отпущение грехов, посредством Церкви Своей Святой пусть дарует тебе прощение и мир, и я отпускаю тебе грехи твои во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Ниже приведены молитвы, которыми можно воспользоваться при подготовке к Таинству, однако каждый волен обратиться к Богу теми словами, которые подскажет ему сердце. Также приведены варианты испытания совести, которые помогут взрослым и детям более подробно вспомнить совершённые грехи. Следует помнить, что в этих текстах невозможно предусмотреть всего, и они служат лишь помощью при размышлении.


МОЛИТВЫ ПЕРЕД ИСПЫТАНИЕМ СОВЕСТИ

Приди, о Дух Святой, просвети мой разум, чтобы я лучше осознал свои грехи; побуди мою волю к подлинному раскаянию в них, к искренней исповеди и
решительному исправлению своей жизни. О Мария, Матерь Божия, Прибежище грешных, заступись за меня! Святой Ангел Хранитель и святые мои Покровители, испросите для меня у Бога благодать подлинного покаяния!


Отче наш… Радуйся, Мария… Слава Отцу…

Молитва Святому Духу

Вечный источник света, Дух Святой, рассей мрак души моей, да познаю грехи мои. Наполни меня искренним раскаянием, ненавистью ко греху и твёрдым желанием поступать по воле и заповедям Божиим до последнего дня жизни моей. Аминь.


Молитва Богородице

О Пресвятая Богородица, Матерь Милосердия и Прибежище грешных! Ты уже испросила благодать покаяния многим грешникам. Помоги и мне познать все грехи мои, сердечно раскаяться в них и достойно исповедаться, чтобы снискал я милосердие Божие и больше никогда не утратил его, хранимый святым Твоим покровом. Аминь.


ИСПЫТАНИЕ СОВЕСТИ

1.    Я, Господь, Бог твой. Да не будет у тебя других богов перед лицем Моим.
— Уделяю ли я время Богу в ежедневной молитве?
— Стремлюсь ли я любить Его всем сердцем?
— Причастен ли я к суеверным действиям; связан ли я с оккультизмом?

—    Стремлюсь ли я повиноваться Слову Божию по 
    учению Церкви?
— Причащался ли я когда-либо Святых Даров в состоянии смертного греха?
— Сказал ли я когда-либо преднамеренную ложь во время исповеди, или скрыл смертный грех от священника во время исповеди?

2.  Не произноси имени Господа, Бога твоего,  напрасно.
— Произношу ли я имя Господа напрасно: по легкомыслию или по рассеянности?
— Бывал ли я сердит на Бога?
— Желаю ли я кому-либо зла?
— Оскорбил ли я когда-либо особу, облаченную священством, или осквернил священный предмет?

3.    Помни День Господний, чтобы святить его.
— Пропускаю ли я преднамеренно воскресную службу или службу в дни Святых Торжеств?
— Стараюсь ли я соблюдать воскресенье как семейный день отдыха?

— Занимаюсь ли я необязательным трудом в воскресенье?

4.    Почитай отца твоего и мать твою.
— Почитаю ли и слушаюсь ли я родителей?
— Забываю ли я свой долг по отношению к супругу и детям?
— Подаю ли я своей семье пример вероисповедания?
— Стараюсь ли я внести мир в домашнюю жизнь?

— Забочусь ли я о своих престарелых и немощных родственниках?


5.  Не убивай.

— Был ли у меня аборт; способствовал ли я чьему-либо аборту?
— Причинил ли я кому-либо физическое повреждение?
— Злоупотребляю ли я спиртными напитками; употребляю ли я наркотики?
— Скандалил ли я с кем-либо, тем самым вводя других во грех?
— Бываю ли я сердит или обидчив?
— Есть ли в душе моей место ненависти?
— Изувечил ли я себя каким-либо видом стерилизации?
— Поощрял ли я стерилизацию или содействовал стерилизации других?

6.  Не прелюбодействуй.
— Верен ли я своим брачным обетам в помыслах и действиях?
— Жил ли я половой жизнью вне брака?
— Пользуюсь ли я какими-либо противозачаточными средствами в своей брачной жизни?
— Всякий ли половой акт моей брачной жизни открывает возможность зачатию новой жизни?
— Повинен ли я в мастурбации?
— Стремлюсь ли я контролировать свои помыслы?
— Уважаю ли я всех людей противоположного пола, или отношусь к ним с пренебрежением и равнодушием?

— Повинен ли я в какой-либо гомосексуальной практике?
— Стараюсь ли одеваться скромно?
— Стараюсь ли я соблюдать целомудрие в мыслях, словах и действиях?

7.  Не кради.
— Не украл ли я чужое?
— Вернул ли я, или возместил ли украденное мною?
— Не провожу ли я бесполезно время на работе, в учебном заведении или дома?
— Не предаюсь ли я азартным играм, от которых страдает моя семья?
— Быстро ли я возвращаю свои долги?
— Делюсь ли я по возможности с бедными?

8.  Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
— Лгу ли я?
— Сплетничаю ли я?
— Злословлю ли за чьей-нибудь спиной?
— Искренен ли я в отношениях с окружающими?
— Осуждаю ли я других мысленно; думаю ли о других придирчиво или неприязненно?
— Держу ли я в секрете то, что должно оставаться тайным?

9.  Не желай жены ближнего твоего.
— Поддаюсь ли я нечистым помыслам?
— Вызваны ли они моим чтением непристойной литературы, интересом к порнографическим
фильмам, разговорами о блуде или греховным любопытством?
— Стараюсь ли я контролировать свое воображение?
— Молюсь ли я сразу же, чтобы немедленно изгнать нечистые помыслы и соблазны?

10. Не пожелай имущества ближнего твоего.
— Не причинил ли я материального ущерба ближнему?
— Бережно ли я отношусь к общественному достоянию?
— Не был ли я корыстолюбив?
— Разумно ли я распоряжался своим имуществом?
— Не был ли я расточительным?
— Не завидовал ли другим людям?
— Присущи ли мне жадность и себялюбие?
— Является ли материальное благополучие целью моей жизни?
— Полагаюсь ли я на Божию заботу обо всех моих материальных и духовных нуждах?

ИСПОВЕДЬ

Преклонив колени у исповедальни, скажи: “Слава Иисусу Христу!”
Священник ответит: “Во веки веков!”
Перекрестись: “Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь”.

Священник осенит тебя Крестным знамением. Начни исповедь со слов: “Последний раз был на исповеди …., епитимью исполнил, вновь оскорбил Господа следующими грехами…”.
Кратко, но исчерпывающе исповедай грехи. Тяжёлые грехи требуют указания обстоятельств их совершения и количества. Важно помнить, что исповедь — это Таинство Примирения с Богом и людьми, поэтому следует говорить только о своих собственных грехах, избегая соблазна обличать или обсуждать других людей. Исповедав грехи, скажи: “Больше грехов не помню. Искренне раскаиваюсь во всех грехах и хочу исправиться. Прошу об отпущении грехов”.
Внимательно выслушай наставления и советы священника. Если нужно, попроси совета или что-то уточни. Священник налагает епитимью и отпускает грехи. Когда священник читает разрешительную молитву, сожалей о грехах и тихо молись: “Господи, помилуй меня, грешного”.
Священник заканчивает молитву словами: “…и я отпускаю тебе грехи во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.
Ответь: “Аминь”.
После этого священник может обратиться к тебе со словами: “Славьте Господа, ибо Он благ”.
Ответь: “Ибо вовек милость Его”.
Священник: “Господь простил грехи твои. Иди в мире”.
Ответь: “Благодарение Богу”.

Перекрестись и отойди от исповедальни поцеловав крест на стОле, если есть такой обычай.

МОЛИТВЫ ПОСЛЕ ИСПОВЕДИ

Благодарю Тебя, Спаситель, Боже мой, что Ты не отринул меня, грешного, но сжалился надо мною и освободил от оков дьявола, спас душу мою от погибели, очистил её от греховной скверны. Помоги мне, Боже, никогда больше не преступать повелений Твоих, укрепи меня в верном служении Тебе ради преславного имени Твоего.  Что воздам Тебе, Господи, за великую милость Твою? Чем отблагодарю за любовь Твою? Сам ничего, кроме греха, не имею, но Ты, многомилостивый Человеколюбец, снизойди ко мне недостойному, прими, Боже, моё сердечное благодарение и не дай мне вновь удалиться от Тебя. О Боже мой, всем сердцем моим люблю Тебя, не потому только, что Ты обещал вечную награду любящим Тебя, но ради Тебя Самого, ради любви Твоей и милосердия Твоего ко мне, ради страданий Твоих и искупительной Твоей смерти. Как Ты возлюбил меня, так и я люблю Тебя, ибо Ты — Господь мой и Бог мой. Аминь. Святой Ангел Хранитель, святые мои Покровители, святая Мария Магдалина и все святые Божии молитесь обо мне грешном, дабы, омывшись водами покаяния в этом Таинстве, я очистился от грехов моих, которые всем сердцем ненавижу  и в которых сердечно сокрушаюсь. Аминь.
 

Подготовка текста: Юлия Иванова

Оставьте комментарий