О. Колимбатович описывает свои столкновения с органами безопасности, пытавшимися подчинить себе священников и по возможности сделать из них своих агентов. Он повествует о допросах, поводом для которых могло стать любое публичное выступление.
«Примерно месяц назад, — пишет автор, — я произносил проповедь во время мессы в церкви францисканского монастыря на Каптоле. В ней я представил Святого Франциска, как первого борца за права человека, а именно — за права крестьян, которые в его времена безжалостно эксплуатировались феодалами. Конечно, это противоречило утверждениям коммунистов, что до Карла Маркса никто не задумывался о социальных проблемах, а уж тем более не пытался их решить. Госбезопасность, по-видимому, восприняла мою проповедь, как опровержение одного из самых главных идеологических тезисов режима, тем более что речь шла о католическом святом».
Тем не менее, это – не книга о противостоянии режиму Тито католическим духовенством и, в частности, орденом доминиканцев. Это, в первую очередь, рассказ о верующих, о тех, кто живет в самых отдаленных районах Хорватии, там, где нет даже электричества, но отсутствие благ цивилизации не мешает сохранять им свою веру.
«Боже милостивый, думал я, куда я попал? Как мне говорить о вере этим людям, ведь у них она несравненно крепче, чем у меня?! – рассказывает о. Драго. Но еще большее изумление вызывали их исповеди. Чаще всего грехи сводились к одному-двум окрикам, обращенным к скотине, вроде такого: «Да чтоб ты сдохла! Гром тебя разбери!» или чего-нибудь подобного. Правда, было одно смутившее меня обстоятельство: зачастую они употребляли какое-то непонятное мне местное выражение. Сначала я , было, решил не обращать на это внимание, но потом подумал, а вдруг за этим выражением кроется тяжелый грех? И вспомнил рассказ одного исповедника, который, приехав однажды в далекий приход, во время исповеди слышал от многих кающихся фразу: «Я скакал через канаву», но не придавал ей значения и лишь после окончания церковный службы узнал от настоятеля прихода, что в этих местах так иносказательно принято называть нарушение супружеской верности. В панике он выбежал на церковный двор, где после Мессы еще толпилось много прихожан и закричал: «Все, кто скакал через канаву, немедленно назад в исповедальню»…»
В случае о. Драго оказалось, что речь шла о скотине, забредавшей на чужой огород.
Рассказы о. Колимбатовича, не смотря на описываемые им сложные ситуации, полны евангельской радости и оптимизма. В одном из интервью автор книги так сказал об этом:
«Я не думаю, что уныние это действительно грех, потому что тогда бы слишком много грешников было среди нас. Но я всегда думал и продолжаю думать сейчас, что радость и веселье всегда коренятся в семье. Я очень хорошо помню, что моя мать очень часто пела – она пела и дома, и в церкви, иногда гимны в честь Девы Марии, и это всегда делалось от души и очень весело. Особенности характера или поведения каждого человека корнями уходят в его детство, в его семью. У нас есть в народе хорошая поговорка: “преврати любую заботу в веселье”
.
Собственно о том, как любую заботу превратить в веселье и принять ее с благодарностью Богу, и повествует эта небольшая книжка, вышедшая из-под пера хорватского проповедника.
Анна Гольдина