Oб истории празднования Пасхи

Звали пришельца Моисей, и когда его привели к фараону, он потребовал неслыханного. Того, чтобы фараон отпустил из Египта его народ. «Так говорит Господь, Бог Израилев: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне праздник в пустыне».

Четыре долгих века жили в Египте. Из свободных поселенцев они успели превратиться в рабов, строивших великим фараона XIX династии их грандиозные города – и вот теперь пришло время освобождения. Фараону лишаться работников не хотелось, но Моисей был упорен. Мернептах не отпускал народ, и Моисей навел на страну 9 казней – но все было бесполезно. И тогда на Египет обрушилась последняя, десятая казнь – истребление первородных сыновей.

«И сказал Господь Моисею: «Скажи всему обществу сынов Израилевых: пусть возьмут себе каждый одного аганца по семействам, и пусть он храниться у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером и пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках дверей в домах, где будут есть его. Это – Пасха Господня. А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца от человека до скота. Я Господь…» Так в ночь с 14 на 15 число первого месяца весеннего месяца нисан по лунному календарю свершилось самое главное событие Ветхозаветной истории. Бог вывел Свой народ из рабства. Бог поразил первенцев Страны Египетской, но, видя кровь агенцев на  косяках, пощадил первенцев Своего народа, — поэтому этот праздник и называется Пасха, еврейское слово «песах» означает «проходить мимо», «щадить». Отныне Пасха, ежегодный радостный праздник освобождения из плена, становиться главным праздником иудейского календаря, который избранный народ не забывал никогда.

pascha

Праздник Пасхи длится у иудеев целых семь дней. Центральный момент этого торжества – поедание пасхального агнца (ягненка или козленка). Выбранного агнца, «годовалого самца, без порока» растягивали на двух деревянных шестах (они проходили вдоль хрбта, а ко второму привязывали передние ноги), и целиком, вместе с внутренностями и приправой из трав запекали в печи. После совместного поедания агнца, которого по обычаю следовало есть стоя и держа в руках посох, устраивалась праздничная пирушка, с обильными угощениями и легким воноградным вином.

Св. Августин как-то сказал замечательные слова: «Новый Завет в Ветхом сокрыт, Ветхий Завет в Новом открыт». То, что в Ветхозаветной Пасхе выглядит как древний и зачастую забавный обычай, в Пасхе Новозаветной наполняется смыслом, причем смыслом трагичным для каждого христианина. Пасха – это всегда праздник освобождения, но одновременно это и жертвоприношение, в котором невиннейшее из животных приносится в жертву за грехи людей, и если в Ветхом Завете Бог дал Своему народу Закон, то в Новом Он Сам, исполняя Писание, сошел с небес, чтобы стать пасхальным агнцем, знамением нового исхода.

Илья Стогов

Оставьте комментарий