Владыка, какова была Ваша реакция, когда на папский престол избрали не итальянца. Говорят, все в Италии были в смятении…
За несколько дней до этого события умер Иоанн Павел I. Мы все пребывали в большой грусти. И хотя мне было восемнадцать лет – я был еще совсем молодой — но мы с друзьями пережили это как глубокую потерю не только для всей Церкви, но и для всего мира. А когда несколько дней спустя мы услышали, что был избран новый Папа, Иоанн Павел II, нашей первой реакцией стала большая радость. Никого из нас не беспокоило то, что он – не итальянец и пришел из какой-то совершенно неизвестной нам страны. Мы радовались, что у нас снова есть Папа. Когда мы увидели его в окне на площади Святого Петра говорящего «не бойтесь, откройте ваши сердца, ваши двери Христу», мы поняли, что этими словами он обращается к нам. И такая сила, и такой энтузиазм наполнили нас! Мы вышли на улицу, пошли в приход, просили настоятеля звонить в колокола. А потом мы в приходе праздновали.
Вы встречались с Иоанном Павлом II?
Мне удалось лично встретиться с Папой лишь один раз, но я запомню эту встречу навсегда. Это была встреча по случаю какого-то юбилея, связанного с одной из групп региона, где я родился. Я попал на нее почти случайно. Я жил тогда в Риме и учился в семинарии. Когда Папа подошел ко мне, я сказал ему, что я – семинарист. Он остановился, обернулся ко мне и произнес: «Раз ты – семинарист, тебе нужно особое благословение». И благословил меня. Я до сих пор храню подаренные им четки и читаю по ним Розарий. На меня произвели такое впечатление слова о том, что я нуждаюсь в особом благословении, что я , можно сказать, сохраняю это благословение до сих пор.
Еще меня поразило, что в тот момент, в эти 20-25 секунд, которые занял наш диалог, для него существую только я, как будто я – самая важная для него личность. Думаю, такое впечатление было у тех, кто встречался со Христом, остается от встречи с человеком, который является живым знаком Христа на земле.
Еще важным для меня событием стала встреча Папы с церковным движением «Общение и освобождение» по случаю тридцатилетней годовщины со дня его основания. Тогда Папа, обращаясь к нам, говорил о том, что мы веруем во Христа умершего и воскресшего, и только Он может изменить человека и мир, и фактически делает это, преображая их. Потом он сказал: «Идите по всему миру и несите справедливость, истину красоту, любовь, которые вы встречаете в Иисусе Христе». После этой встречи я попросился в семинарию, выразив желание отправиться в любой уголок мира — туда, где Церковь нуждается в священниках.
Какое значение для России будет иметь беатификация Иоанна Павла II? Как Вы думаете, какие плоды это должно принести в нашей жизни?
— Прежде всего, я думаю, то что Иоанн Павел II, будет провозглашен блаженным – говорит нам о том, что и мы, как и он, должны быть готовы отдать всю свою жизнь ради того, чтобы справедливость, истина, любовь, красота, которую мы встречаем в Иисусе Христе, были переданы через наше свидетельство всему миру, что стоит жить ради Христа.
Во-вторых, поскольку Папа любил Россию, на нас лежит особая ответственность. То, что он не смог сделать сам, в связи с тем, что ему не удалось приехать в Россию, можем сделать мы. Мы, живущие здесь, можем осуществить его мечты, его глубокое желание встретиться с русским народом.
Беседовал Михаил Фатеев, подготовка текста Анна Гольдина