Знать и любить

Сегодняшнее Евангелие говорит о познании Бога: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин 17, 3), – говорит Христос. Знать Бога – что это значит? Чтобы ответить на этот вопрос, надо сначала понять, что означает слово «знать». Философы давали разные ответы на этот фундаментальный вопрос. Некоторые из них, например,  Платон, говорили, что человек может познавать только внешнюю сторону реальности. Другие же, например, Аристотель, утверждали, что наш ум может постигать также и суть вещей. А у нас, христиан, какие у нас знания о Боге? Это основной вопрос христианской жизни.

Во-первых, нам надо осознать, что инициатива в этом процессе познания исходит не от нас, а от Бога. Не мы начали это взаимное познание: Бог знает нас прежде нашего рождения, Он вечно знает каждого из нас лично, знает нашу жизнь, наши грехи, наши желания. Он называет каждого из нас по имени. И это знание Бога есть проявление Его любви. Нам надо постигать, как Бог знает нас, и смотреть на себя так, как Бог смотрит на нас. Молясь Иисусу Христу, мы учимся понимать, как Он нас знает, то есть, как Он нас любит.

Таким образом мы подошли ко второму аспекту проблемы знания – связи между знанием и любовью. Мы не можем знать без любви, как и любить без знания. Само собой разумеется, что знание предполагает желание знать. Можно работать с людьми, жить с ними, но если мы не хотим их знать, они остаются для нас чужими. С другой стороны, знание помогает нам любить. Чем больше мы знаем кого-то, чем больше понимаем его, тем больше мы учимся его любить. Так супруги должны постоянно строить свою любовь, находить каждый день новые поводы к взаимной любви. То же самое можно сказать и о наших отношениях с Богом. С одной стороны, мы не можем знать Бога, если мы Его не любим. Нам надо желать Его знать. С другой стороны, познание Бога позволяет нам больше и глубже Его любить. Так же и в Троице: Святой Дух, то есть любовь, посылает Слово, то есть знание, но Слово также посылает нам Святого Духа.

В-третьих, познание – это не только интеллектуальный процесс. В Библии знание имеет очень конкретный смысл, оно предполагает личные отношения. По-еврейски глагол «знать» используется,  когда речь идет о супружеских отношениях. Для нас познание Бога не может быть ограничено тем, что мы прочитали в Катехизисе или узнали из Священного Писания. Познание Бога требует от нас вступить с Ним в близкие отношения, открыть Ему нашу жизнь, а это происходит только через диалог, в молитве. Постепенно знание, которое мы получаем о Боге, преображает нас.

Интересно отметить, что люди, которые давно знают и любят друг друга, похожи даже внешне. Таким же образом, чем больше мы будем знать Христа, тем больше будем похожи на Него. Как говорит апостол Павел: «Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа». (2 Кор 3, 18). Аминь.

Иакинф Дестивель ОР

 

Оставьте комментарий