Кардинал Роже Эчегарай: «Предоставим Духу Святому возможность вести нас».

— Ваше Высокопреосвященство, расскажите, пожалуйста, о цели Вашего визита в С-Петербург?

— В первый раз мне довелось побывать здесь еще 30 лет тому назад во времена митрополита Никодима. Я очень хотел вернуться сюда, после столь долгого перерыва, чтобы встретиться с русскими христианами.  Увидеть этот город, возрождающийся после стольких лет коммунистического режима, при котором Бог был вычеркнут из жизни человека и общества.

interview

Также я хотел подчеркнуть, что мой визит происходит в год, когда даты празднования Пятидесятницы  у католиков и православных совпадают. Для меня важно было увидеть русский народ (католиков и православных), который движется вперед, углубляя свою жизнь с Богом.

Еще одним мотивом моего визита было желание повидать двоих своих знакомых. Одного из них, католика, я знаю достаточно давно. Речь идет об отце Иакинфе Дестивеле, с которым я познакомился в Париже в центре «Истина», который он возглавлял. Это активный и динамичный Центр, который изучает общие для православных и католиков ценности. Наши традиции двигаются по двум параллельным направлениям. Не всегда мы знаем друг друга, иногда даже относимся друг ко другу с подозрением. Центр «Истина» восполняет пробелы в знаниях, способствует общению православных и католиков.

vladimir_2

Второй человек, с которым я хотел встретиться —  это митрополит Владимир. Я его знаю еще дольше, чем о. Иакинфа. Более 30 лет, со времен II Ватиканского собора. Он вместе с о. Виталием Боровым был наблюдателем на этом Соборе со стороны Русской Православной Церкви. Послать на него наблюдателей — это был очень смелый шаг!  Не надо забывать, что это были времена коммунистического режима. Однако, не смотря на то, что коммунистический режим преследовал Церковь, он все же позволил отправить наблюдателей на Собор. В связи с тем, что не все некатолические Церкви послали своих наблюдателей на II Ватиканский собор, факт того, что Русская Православная Церковь послала своих представителей делает честь и ей, и русскому народу.

В канун Троицы я присутствовал на Всенощном бдении, которое возглавлял митрополит Владимир. Он подошел ко мне во время богослужения, чтоб поприветствовать меня и подарить поцелуй мира. Нам было приятно встретить друг друга, и у нас было ощущение, что мы встречаемся как братья.

Продолжая речь о причинах визита в С-Петербург,  хочу сказать, что я хотел еще раз посетить кафедру, где был митрополитом владыка Никодим. Мы познакомились с ним в Тренто в июне 1975 года. После этой встречи он пригласил меня в Ленинград.  Там же в Тренто я познакомился с о. Кириллом (Гундяевым), нынешним Патриархом, который был тогда ректором Духовной Академии.

У меня вчера вечером была возможность посетить кладбище у Александро-Невской лавры и помолиться у могилы митрополита Никодима. Для меня это был важный и сильный момент.

kladbishye

Говоря о сегодняшнем дне, я рад, что могу в торжество Пятидесятницы отслужить мессу в этом католическом храме. Сегодня воистину большой день! Этот день объединяет, его празднуют все христиане. Христиане именно из Даров Святого Духа черпают силы, которые им помогают, в том числе помогают лучше узнавать друг друга, становиться ближе друг другу.

Моя мысли обращены к монсеньору Павлу Пеции, которого я по-братски приветствую. Также я думаю и о монсеньоре Иване Юрковиче, представляющем Святой Престол в этой стране. Перед моими глазами также фигура нашего Папы Бенедикта ХVI. Мы познакомились с ним, когда он, также как и я, был экспертом на II Ватиканском соборе. На протяжении долгих лет, вплоть до сегодняшнего дня, мы с ним встречаемся.

Я хотел бы еще раз подчеркнуть необходимость того, чтобы католики и православные лучше знали друг друга. Чтобы диалог происходил не только на уровне церковных иерархов, но и на уровне народа Божия, чтобы русский народ также пришел к пониманию, что мы, благодаря крещению и одному Духу Божию, являемся братьями.

— Вы известный миротворец, не только потому что возглавляли Комиссии «Справедливость и Мир» и «Cor Unum», но и были посланником в различных горячих точках планеты…

— Быть миротворцем это хорошая репутация…

— Согласен! Осознавая необходимость диалога с православием, мы  здесь в России, нередко сталкиваемся с жесткой и негативной  позицией по отношению к нам со стороны Русской Православной Церкви. Не очень хочется вспоминать истерику, после создания здесь Апостольских Администратур, 20 лет тому назад, и при возведении их в ранг епархий несколько лет тому назад… Сложно говорить о практических результатах вашего визита, но все же учитывая Ваш опыт нынешнего общения, как Вы считаете, будут ли православные когда-нибудь дружить не только с католиками из заграницы, но и с местными, российскими?

—  Не стоит забывать что наши традиции, все же отличаются друг от друга. Поэтому они могут развиваться независимо. Одна Церковь не должна мешать другой. Надо попробовать понять точку зрения партнера. Но важно понять, что эти конфликты были в прошлом. Надо стараться жить сегодняшним днем, пытаясь услышать то, что Бог хочет нам сказать сегодня.

vldimir

 

— Говоря о сегодняшнем дне. Католической традицией является процессия по улицам города в праздник Пресвятой Евхаристии. Мы подали необходимые документы, чтоб провести процессию по Невскому проспекту и прилегающим к нашему храму улицам. Ждем ответа. Мне сложно представить, что православным могут не разрешить провести крестный ход в Италии или во Франции. Прекрасно осознаю, что у нас разрешение дает не Православная Церковь, но все же такие решения чиновники не принимают без оглядки на нее. Во Франции в центре Парижа стоят православный духовный центр. Вообразить такое в России сложно!Ддо сих пор не вернуть храм в центре Москвы. Построить новый, кажется, тоже нереально.

— Я понимаю, что Католическая Церковь иногда страдает из-за такого отношения к ней. Но решения этих проблем не придет из Рима. Его надо искать в России на местном уровне. Я не могу выразить объективное мнение, но вижу эту проблему в контексте миноритарного статуса католиков в России. Католики здесь являются меньшинством, а православные большинством.

В некотором смысле Церковь, где бы она не находилась, является меньшинством. Нигде в мире нет оптимальных, совершенных условий, чтобы Церковь могла исполнять свою миссию.

novomuchennikov

Христос говорил о Церкви как соли земли, закваске. У Церкви в этом мире  не легкая ситуация. Православная Церковь тоже пытается двигаться в осмыслении своего отношения к миру. Ею выработана социальная концепция. Мы ее много обсуждали с митрополитом Кириллом (нынешним патриархом), митрополитом  Илларионом, поднимая вопросы, которые касаются социальной позиции Церкви.

Как говорил брат Роже Шульц, надо жить сегодняшним днем Бога.  Сегодня мы все живем в секуляризированном мире. Однако необходимо помнить, что мы находимся в руках Бога, и Он ведет нас.

Вчера в духовной академии меня попросили подписать книгу почетных гостей, я не хотел писать банальные слова и взял время на раздумья.  Я постоянно вожу с собой маленькую Библию. Полистав ее, я  обратился к Посланию к Галатам, оно мне очень нравится. Я нашел там один стих, который подходит и православным, и католикам. «Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать» (Гал 5, 22-26)

Если мы воистину живем в Духе Святом, то давайте предоставим Ему возможность вести нас.

Об этом надо еще хорошо подумать. И это является истинным посланием Пятидесятницы. Этот праздник называют анти-вавилоном, противоположностью вавилонскому смешению языков.

 

cath_seminary

 


— Митрополит Илларион предлагает некий «стратегический союз» между Католической и Русской Православной Церквями. Не могли бы рассказать об этом подробнее?

— Вообще-то, это я говорил и самому митрополиту Иллариону, я уважаю его идею, но само выражение «стратегический» мне не очень нравится, потому что это какая-то военная терминология. Я думаю, что он отдает себе отчет в том, что это не самая лучшая формулировка.

Современный мир подталкивает нас к сотрудничеству, к совместному свидетельству. Но мы должны работать не только из-за каких-то тактических побуждений. Мы не должны быть подталкиваемы к этому союзу сегодняшней ситуацией. Сотрудничество является более глубоким и постоянным требованием, не связанным с секуляризацией и положением Церкви в современном мире.

Мы должны идти к каждому человеку в мире. Ни католики, ни православные не должны воспринимать религию как что-то что является только их собственностью, на что только они имеют право.

Сегодня мы много говорим о межрелигиозном, интер-религиозном диалоге. Я вспоминаю католического богослова Паникара, он родом из Индии а жил в Каталонии. Он говорил, что диалог интер-религиозный не может продвигаться без диалога интро-религиозного, т.е. внутри-религиозного. Это диалог  с Духом Святым! Если не будет этого диалога, не зависимо от личности будь это митрополит, кардинал или мирянин, если не будет этого диалога, личного диалога с Богом, мы не сможем продвигаться в межрелигиозном диалоге.


— Традиционный вопрос, который задают каждому ватиканскому чиновнику. Его задают и католики и православные: состоится ли визит папы в Россию? От себя добавлю: нужен ли он?

— Я думаю, что Папа хотел бы посетить Россию. Но не в целях прозелитизма. Еще раз подчеркну – не в целях прозелитизма. Папа как хороший богослов хотел бы этой встречи с Русской Церковью, потому что традиция этой Церкви богатая и глубокая. Я говорю о традиции, в революционном смысле этого слова. Потому что нет ничего более динамичного, чем традиция. Мне приходит на ум мысль испанского доминиканского богослова о гомогенном, однородном,  развитии веры.

Не надо забывать, что Церковь в России подвергалась преследованиям. Все христиане — православные, католики, протестанты — притеснялись. Когда я был в Ленинграде в эпоху митрополита Никодима, я посещал музей атеизма в здании Казанского собора.

seminary

Я хотел бы призвать католиков и православных следовать по пути, по которому ведет нас Святой Дух. Дух Христа открывает нам всегда новые пути, о которых мы порой и не догадываемся.

— То есть, на сколько понимаю, перспектива визита папы отдаленная…

— Она не отдаляется. Я был близко знаком с покойным патриархом Алексием II. Он говорил, что он не против встречи с Папой, либо в России или на нейтральной территории. Сегодня есть понимание как у Папы Римского, так и у Патриарха всея Руси, что эта встреча должна созреть, что и  церковный народ должен созреть к пониманию необходимости этой встречи.

Это не может произойти без очищения. Если очищения не произойдет, то получится встреча, которая носит лишь внешний,  спектакулярный характер. Плоды этой встречи не будут глубокими.

Мы живем по Божьему измерению времени, а не по человеческому. Я думаю, такая встреча произойдет, но никто не знает когда. Она произойдет, когда так решит Дух Святой. Ему лучше знать, когда такой момент выбрать. Я думаю, что к этой встрече в равной степени стремятся и католики, и православные.

piotrowski

 

— Отвечая на это вопрос, Вы справедливо говорили о взаимоотношениях между Православной и и Католической Церквями. Но как-то плавно из ваших рассуждений исчезла небольшая община католиков в России. Она тоже ждет Папу и жаждет встретиться с ним…

— Я не забыл о русских католиках! Мой ответ не был дипломатическим ответом. Говоря о Русской Церкви, я имею в виду и православных, и католиков, даже если католики в России являются  меньшинством.

Мы должны много трудиться, чтоб эта встреча состоялась. Дух Святой решит о ее времени. Я повторяюсь, но только потому,  что другого ответа не дашь. Эта встреча не должна быть такой, как любят журналисты. Не следует ее делать только для того чтоб о ней написали СМИ. Она должна привести к внутренним изменениям в христианах.

church

 

—  Мы беседуем с Вами, в церкви святой Екатерины. По Вашему мнению, какие задачи стоят перед нашей небольшой, но гордой католической общиной? Какая задача стоит перед нашей маленькой. Что можем сделать мы для межрелигиозного диалога? Пусть это будет и Вашем пожеланием для нас?

— Я наверное в чем-то повторюсь. Этот храм, этот приход находится в сердце города. Он имеет чрезвычайное значение. Возможно более важное и значимое, чем другие приходы города. Я смотрю на Невский проспект, и у меня  возникает ощущение, что у вас нет необходимости садиться в самолет или на корабль, чтобы совершить кругосветное путешествие. Вокруг множество различных храмов,  различных национальностей! 

У меня нет какого-то конкретного плана, главной миссии для вашей общины. Необходимо слушаться повелений Духа Святого, который указывает пути. Надо стремиться, к тому чтобы лучше узнавать друг друга. Другого плана нет. Приход святой Екатерины должен стать центром встреч, общения. С людьми разных культур, с православными, с неверующими. Быть своеобразным оазисом, колодцем Иакова, где бы католики встречались с самаритянами.

korridor

 

— Спасибо, Вам Ваше Высокопреосвященство!

—  Никто не может ответить на все вопросы и дать идеальные, универсальные ответы. Я отвечал, как видите, искренне. Спасибо!

 

Беседовал Михаил Фатеев
Фото: о. Иакинф Дестивель, Рим Шагапов, Евгений Мартынович

 

Оставьте комментарий